Роман Ежевичкин Я помню, как зарождался блоггинг

Сергей Хазов
Беседа с известным самарским блогером, одним из участников культурного пространства "Твой Металлург" (https://vk.com/tvoi_metallurg) Романом Ежевичкиным (https://vk.com/uncle_goodwin) открывает рубрику "интервью с самарскими людьми". В рубрике будут публиковаться интервью с интересными, достойными широкого внимания самарцами.

- Когда вы стали блогером? Где опубликовали свой первый текст?

- Честно скажу, не люблю слова "блогер". Всячески его избегаю и потому использую эвфемизм "колумнист".

Я помню, как зарождался блоггиннг. Это было действительно что-то уникальное, ведь интернет был далеко не у всех. Да и писать посты удавалось не всякому. Ведь нужно было написать много и, по возможности, осмысленно. Это было во времена ЖЖ.

Потом стали появляться новые платформы: соцсети, Твиттер (я там с 2009 года), Ютуб, Инстаграм. Новые платформы не были заточены под тексты, но хорошо легли на аудиторию. В итоге любого, кто ведет соцсети стали называть блогером, хоть он просто выложил фото носков ботинок.

Понятие блоггинга сильно размылось и девальвировалось. Это не плохо и не хорошо, это никак. В конце концов есть отличные инстаграм-аккаунты, в Яндекс.Дзене я подписан на несколько каналов, которые с удовольствием читаю под кофе. А уж какие бывают ролики на Ютубе. Федеральные каналы уделывают просто на раз.

Но для меня блогер — это вот тот автор с историями и большими текстами. Такое устаревшее уже понятие.

Так что блогером я стал никогда. Пробовал писать в ЖЖ, но было это всё не то. Так что мне как раз больше подошёл формат Вконтакте, где я начал и до сих пор пишу.

- Ежевичкин — псевдоним? И если псевдоним, как вы его расшифровываете?

- Да, псевдоним. Но я не скрывал никогда настоящую фамилию, при желании её легко найти в моих же постах. К тому же псевдоним — это удобный способ переключиться. Это как снять пиджак, брюки, повесить на стул галстук и надеть джинсы, футболку и кеды. Настоящая фамилия для одних целей, псевдоним для других. Что касается расшифровки, то её нет. Просто хорошо запоминается и достаточно редкое сочетание букв. Был бы у меня псевдоним Гонобобель было бы сложней, конечно.

- О чем вам интереснее всего писать в блог? Вы пишете для себя или для читателей, в первую очередь?

- Хороший вопрос. По-большому счёту писать для себя можно и кто-то даже подписывается. Но как только появляются читатели в числе больше 10, начинаешь так или иначе отслеживать темы. Что-то опускаешь, что-то подсвечиваешь. На данный момент я бы сказал так... Я пишу то, что мне приходит в голову и оказывается, что это отзывается у многих. Вроде текста про перемены продуктов на полках магазинов. И потому я не могу сказать, что мне более интересно писать. Рассказать историю можно даже про поход за хлебом. Я так однажды бутылкой по голове получил.

- Самарские СМИ проявляли интерес, публиковали вас? Какой жанр журналистики вам интересен?

- В "Другом городе" и "Самарском обозрении" выходили мои тексты. Ближе всего мне колонки и нарративы на определенную тему, когда можно показать развитие процесса. Это как рассказать о путешествии, только сквозь время и судьбы, что ли.

- Как возникла идея культурного пространства "Твой Металлург" , в котором вы участвуете? Сложно ли было начинать подкаст?

- Идея возникла у Татьяны Поповой, она собрала команду, мы познакомились и начали работать. Записать первый подкаст было несложно, как мне кажется. Встретились, обсудили сценарий и включили диктофоны.
Но то, что подкасты оказались достаточно популярными, заслуга команды проекта, конечно.

- Как вы оцениваете блогосферу, подкастинг, потенциал местных редакций? Насколько все провинциально в блогосфере и в журналистике Самаре?

- Начать следует с того, что слово "провинциальный" сейчас не очень корректно употреблять. Но это на мой взгляд. Провинция — это место, куда долго идёт информация. А у нас есть Великий Уравнитель — Интернет. Поэтому мы все сейчас в одном пространстве не только с Москвой, но и с Барселоной, Тель-Авивом, Сиднеем. С поправкой на часовые пояса, конечно.
Именно поэтому можно приехать хоть в Уфу, хоть в Пензу и услышать везде одну и ту же музыку, увидеть молодых людей с дикими расцветками волос. Где теперь провинция? Другой момент. СМИ стали медиа. Трансформация эта оказалась болезненной. Что я имею в виду. Вот есть условный паблик "Подслушано в Советском районе". Человек читает его посты в своей ленте. И тут же пост от условного издания "Новости Самарской области". И это тоже пост в ленте. То есть между пабликом, который ведет пара человек в свободное время и профессиональным СМИ итоговый читатель не видит разницы. Это новый способ потребления контента. И тому есть косвенное доказательство. В 2020 торговые сети сделали новогоднюю выручку в апреле, когда люди стали массово скупать ноутбуки. Почему? Потому что многим они были особо не нужны, ведь есть смартфоны и планшеты, а времена, когда ссылки на новостные сайты держали в закладках браузера уходят. Этот новый способ потребления контента касается региональных и федеральных СМИ одинаково. И третий момент. Журналист пишет в самарскую редакцию. И ещё в пару изданий в Москве. Чей он теперь журналист? Столичный или провинциальный?
Такая долгая прелюдия была не просто так. Я хотел бы показать, что не бывает провинциальной журналистики и блогеров. Есть хороший контент и так себе. Есть локальные темы вроде новостей местной футбольной команды, а есть глобальный — рассказ о гаджетах.
Так что я никак не оцениваю. А просто выбираю под себя контент. Он от географии мало зависит.

- Почему вы и другие интересные блогеры, журналисты и писатели, например, участник ваших подкастов Андрей Олех, избегаете публичности?

- Как вы понимаете, я не могу отвечать за всех. У каждого своя причина быть непубличным. Я вот не люблю выходить из дома без лишней необходимости и в целом живу довольно незаметно. Мне так комфортно. Но о том, что происходит в жизни я рассказываю так или иначе. В том же Инстаграме, например. Так что понятие публичности довольно размыто. Вот, например, я рассказал о том как проколол колесо и с Красной Глинки возвращался домой пешком. Это довольно публично на мой взгляд. А выставлять в соцсети личную жизнь... Нет. На то она и личная. К тому же публичность — это работа и постоянное отслеживание своего поведения. Надо быть очень осторожным постоянно. А если бы я хотел таких нервных занятий, выучился бы водить.

- Что для вас Безымянка?

- Во-первых, район детства. Я прожил там в период подросткового становления. Во-вторых, район с историей. Трагической, светлой, абсурдной. Разной. И вся Безымянка такая. Ну и, разумеется, место отдыха. Тут тихо, зелено, спокойно. Кто не гулял по Свободе, то не погружался в это многообразие. От бараков к советскому модернизму.

- Какие места на Безымянке для вас знаковые?

- Сложно сказать. Безымянка для меня нечто целостное. Но я бы выделил Кировский вещевой, наверное. Дичайший реликт прошлого, который сейчас трансформируется в нечто другое. И там может быть интересная очень социология.

-С советских времен Самара делится на два разных города: старый город и Безымянку. Где вам комфортнее?

- Конечно на Безымянке. Там всё свое родное и понятное. А центр скучен до зубовного скрежета. Парадный костюм тем и хорош, что надевать его нужно нечасто.

- Чем Безымянка отличается от центра города?

- У нас центр маленький. И он неживой что ли. Впрочем, так в любом городе — выставим лучшее, а в соседней комнате мы сложим куртки и пальто. а вот курить идите на кухню. И вот Безымянка для меня такая кухня, где долго сидят, говорят, говорят. Живут одним словом.

- Вы пишете необычные рассказы. Блогер Ежевичкин и писатель Ежевичкин: разные люди?

- Я не блогер и не писатель. Писатель, пожалуй тот, кто зарабатывает на своих текстах. Я просто рассказываю истории и всё.

- У кого учились писательскому ремеслу? Кто из писателей вдохновляет?

-Не очень понимаю как можно научиться писать в ВУЗе. Мне кажется, что либо ты умеешь рассказывать, либо нет. Дальше только практика, практика, практика и ничего больше. Но, честности ради, отмечу, что вдохновлялся Пелевиным и Платоновым. Андрей Платонов, на мой взгляд, последний русский писатель, который именно писал на русском языке, а не использовал его. Все эти простые формы, сочетания слов порой причудливые, но такие логичные. Иногда следить за его языком интересней, чем за сюжетом. Не потому что сюжет плохой, а потому что они обернуты в уникальное кружево.

- Ваши впечатления от участия в литературном фестивале в Струкачах в этом году?

- Хороший фестиваль! Полезный, нужный и важный. Литература спускается с книжных полок и оживает. Что может быть лучше?

-Ваши творческие планы?

- У меня их нет. Я не знаю, что завтра запишу в свой блокнот и какая мысль будет заедать в голове. Но надо попробовать написать женский роман что ли.