Элфи

Лена Мюрат
СВИНГУЮЩИЙ ЭЛФИ

Термин " Свингующий Лондон" навсегда вошел в историю Англии , да и не только Англии- всего мира. И хоть Карнаби-стрит держала славу самой модной улицы в мире не так уж и долго , но тренды той эпохи нам знакомы и по сей день , и мы с удовольствием слушаем музыку тех лет, и даже носим одежду тех стилей , что были раскручены во времена "свингующего" Лондона.Поэтому ностальгия по той эпохе никого не удивляет,да и влияние этого явления на музыку, изобразительное искусство, фотографию, кинематограф,и мир моды отнюдь не преувеличено. Да и нынешние художники , модельеры и режиссеры нет-нет, да и вспомнят о том "золотом"бурлящем времени ,посвящая ему свои новые произведения.
Но есть фильмы -современники этого чарующего "свингующего" десятилетия , границы которого простираются с начала 60-х,хотя него часто включают начало семидесятых, а иногда конец пятидесятых.И их особенно интересно смотреть. К таким картинам, ставшим иллюстрацией этого уникального в своем роде времени, относится и "Элфи".В Британии тогда царила удивительная и пьянящая атмосфера полной раскрепощенности, последовавшая за послевоенной аскезой, когда время лишений и страхов стало постепенно забываться . А в карманах у молодых людей завелись лишние деньги, которые они без угрызений совести могли тратить в свое удовольствие, не испытывая насущной потребности бороться за выживание, как в прежние годы. Вот и герой фильма -Элфи Элкинс , типичный кокни ,живущий в рабочем районе на Юго-западе ,по другую сторону Темзы , обаятельный симпатяга , и к тому же местный дон жуан ,живет играючи ,без обязательств, и только сегодняшним днем . Что, впрочем, его совершенно устраивает. Эгоцентрик, уверенный в том , что такая беззаботная жизнь, наполненная легким флиртом , вечеринками, и , с его точки зрения, вполне невинными приключениями ,никому не приносит вреда (а ему лишь удовольствие!) , Элфи старается не придавать серьезного значения насущным проблемам. И , по- возможности , вообще с ними не сталкиваться. На протяжении всего фильма голубоглазый герой Майкла Кейна вызывает совершенно противоречивые чувства , от симпатии до полного неприятия.Раздражает его беззаботность , граничащая с инфантилизмом. Но с другой стороны , оправдывает его , что он и есть типичное дитя своего "свингующего" времени,когда свобода кажется наиболее достижимой, и совсем не хочется" взрослеть". А Элфи, словно бы сомневающийся в правильности своих поступков, еще и как-бы советуется с вами , прямо в камеру рассказывая от первого лица о своих любовных приключениях, и порой оправдываясь.Но эти слова частенько противоречат его действиям, более того, мы начинаем замечать, что эта двойственность угнетает и самого Элфи , в душе все же не подлого, и даже сочувственного человека. Он вдруг понимает,что невольно стал причиной больших неприятностей близких ему людей, сам того не желая.Время "свинга" в жизни Элфи заканчивается , жизнь , расставляя все на свои места,теперь требует от него серьезности и ответственности за свои поступки.И ,оставшись в непривычном для себя одиночестве , Элфи , размышляя о своем жизненном выборе , снова обращается к нам с экрана , искренне недоумевая : "Что все это значит? Вы знаете, что я имею в виду."

P.S.Тем же, кто жаждет наиболее полного погружения в атмосферу "свингующего" Лондона , я хочу напомнить, что великолепнейший саундтрек к этой картине написал американский джазовый саксофонист Сонни Роллинз, а позже он вышел отдельной пластинкой под одноименным названием.