Байки каскадёра: Как снимали "Трёх мушкетёров"
12 ноября был снят первый кинотрюк: над рекой Гудзон недалеко от Нью-Йорка горит воздушный шар, пламя перекидывается на человека, и тот с высоты прыгает в воду. Ни записи этого трюка, ни даже названия фильма не сохранилось. Зато известный советский каскадёр Николай Ващилин рассказал Лайфу, как он разрабатывал трюки для фильма Юнгвальда-Хилькевича "Д'Артаньян и три мушкетёра".
12 ноября 2016, 17:15
<p>Коллаж © L!FE Фото: © <a href="https://www.kinopoisk.ru/picture/2017803/"
Коллаж © L!FE Фото: © kinopoisk.ru
Тогда, в 1977 году, я только начал вести в Ленинградском театральном институте курс цирковой подготовки, и телережиссёр Ксения Маринина решила снять обо мне и моём курсе сюжет для "Кинопанорамы". Я был тогда самым известным каскадёром в СССР: за два года до этого меня пригласил в "Сибириаду" Андрей Кончаловский. Тогда вокруг него вился целый рой начинающих каскадёров, но он всех отверг и выбрал меня. А Юнгвальд-Хилькевич увидел этот выпуск "Кинопанорамы", заинтересовался мной и разузнал у Марининой, как меня найти. И вскоре мы с ним встретились: когда он приехал заказывать костюмы для мушкетёров на "Ленфильм".
Очень важной для Хилькевича сценой была драка на Менге, когда д'Артаньян один сражался против большого количества гвардейцев. И, сидя в кафе, практически на салфетке я придумал трюк. По моему замыслу, д'Артаньян должен был убегать от противников по строительным лесам, а потом на верёвке спуститься с верхнего этажа, а гвардейцы побежали бы за ним по лесам. Но он подбил бы нижнюю стойку этих лесов, они рухнули бы, а все гвардейцы остались висеть на подоконниках и выступах стен.
Георгию Эмильевичу очень понравилась эта сцена, и он решил заключить со мной договор на создание всех этих трюков. Но, к сожалению, эту сцену, как я её задумал, мы не смогли снять. А всё потому, что не было выделено денег на строительство лесов. В итоге этот трюк я заменил прыжком д'Артаньяна со стены. Идея этой сцены заключалась в том, чтобы показать — двадцать человек не могут одного побить. Понятно, что это должно быть показано при каком-то беге. Вот поэтому д'Артаньян сначала и бегает от гвардейцев по площади Менга среди торговцев, а потом убегает на крепостную стену.
В договоре с Хилькевичем у меня чётко указано, что я — консультант. Это очень правильное название. Не каскадёр, не постановщик, а консультант главного режиссёра по трюкам. Отличие в том, что пальма первенства в авторстве трюков остается за режиссёром. Он берёт себе просто помощника. Если просто сказать: постановщик трюков, и что? Он самый главный? Он придумывает трюки и потом их навязывает режиссёру? Нет! Режиссер всё придумывает, а ему кто-то помогает.
мушкетеры
Трюки всегда начинал разрабатывать режиссёр, а как выполнить их эффектно и чтобы никто не погиб — это уже дело рук постановщика трюков. В Советском Союзе в 70-е годы у нас не было ничего, голыми руками, можно сказать, работали. А сейчас есть и страховочные маты, и страховочная одежда. Страх пострадать есть всегда, и это нормальное чувство здорового человека, но нужно стараться его преодолеть.
Одна сцена далась с большим трудом — засада Портоса. По замыслу его лошадь убивают, он падает с неё, но остаётся на ногах. При этом он был вооружён двумя пистолетами и должен был стрелять в большое количество гвардейцев, которые сидели в засаде, таким образом хотели подчеркнуть его преимущество как воина. Но на первом дубле каскадёр Ходюшин не смог сделать подсечку, лошадь ударила его по голове, и пришлось увезти его с травмой в больницу. Второй дубль делал уже я и успешно.
За Портоса практически все трюки, особенно те, которые представляли опасность, сделал я. Трюки актёрам давались очень сложно. Это долгая и кропотливая работа, и опасность, конечно, присутствует. С Мишей Боярским я начал тренировки по фехтованию и верховой езде в Москве за полгода до начала съёмок. Мы ездили с ним на конную базу театрального института: в семь утра садились на электричку в Сестрорецк. А потом он сразу бежал на репетицию в Театр имени Ленсовета.
Съёмки продолжались с 1 апреля по 1 августа. Я работал от начала до конца с большой радостью, и ребята всё очень хорошо выполняли. Когда все трюки были выполнены и закончился мой договор, каскадёры Владимир Балон и Анатолий Ходюшин решили загрести мою славу своими руками. Они подговорили жену Хилькевича, Татьяну, которая отвечала за титры, вставить их в титры, которые написаны совершенно безграмотно. В титрах нужно было писать, как и в договоре, — консультант по трюкам. А она написала: Балон — фехтование, Ходюшин — конные трюки и драки, Ващилин — драки! И как понять — драки? С оружием? Так это фехтование? Или что это? Таким образом, она просто нарушила закон.
Примечание: Эпизод третьей засады на мушкетёров, о котором часто по ТВ врёт Толян Ходюшин, мы могли снять ещё во Львове на той же лесной дороге под Львовом . Даже приготовили и отрепетировали и сняли трюк "завал лошади" , которую якобы убивают под д*Артаньяном , а Атос отдаёт ему своего коня и остаётся прикрывать скачку д*Артаньяна к Ла Маншу и далее в Англию за подвесками.
Это было бы очень грамотно и экономно с точки зрения бюджета фильма. Но хозяин - режиссёр -постановщик Юнгвальд-Хилькевич сказал, что ему больше нравится тот вариант,который я придумал ранее и который был вписан в сценарий и смету- драка в Таверне и прыжок Атоса в окно на лошади , которое бы разбившись открыло вид на море....Это было внесено в смету и на Одесской киностудии / а она находится на берегу моря/ уже строят декорации и изготовили специальное большое окно с безопасными для выбивания пластиковыми стёклами....и эту сделанную киностудией работу нужно оправдать её съёмкой. Так мы и переехали в Одессу, где Ходюшин приписал себе мною придуманную и отрепетированную сцену драки Атоса и д*Артаньяна с гвардейцами кардинала в ТАВЕРНЕ , напугав Хилькевича, что я уехал в Москву на съёмки "СИБИРИАДА" А.Кончаловского и не обещал вернуться....
Авторы
Майорова Юлия
Ващилин Николай
МНЕНИЯ
КУЛЬТУРА
КАСКАДЕРЫ
КУЛЬТУРА
МНЕНИЯ
ПОП-КУЛЬТУРА И РАЗВЛЕЧЕНИЯ
Подпишитесь на LIFE
Google Новости
avatar
Для комментирования авторизуйтесь!
Авторизоваться
avatar
Николай Ващилин3 декабря 2016, 19:18
Письмо в КГБ СССР Ю.Андропову и Д.Носыреву в ответ на кляузу меня спасло от тюрьмы вместо стажировки в Париж..Следствие шло под конролем Начальников....Иначе -мне кирдык! ..и эти подонки Отсысоевы ,Масранские,Гадюшины,Шмулькины.......сегодня в полном шоколаде - профессора и каскадёры ...
ОТВЕТИТЬ
avatar
Николай Ващилин3 декабря 2016, 15:45
Ну, не плохо...Почти моя прямая речь.....Жаль , что вы .автор, выкинули тот факт, что сценарист Марк Розовский и автор песен Юрий Ряшенцев подали на режиссёра-постановщика этого фильма Г.Э.Юнгвальд-Хилькевича в суд за искажение их авторского сценария/ куда входили и надуманные сцены А.Ходюшина и В.Балона при проникновении д*Артаньяна в Лувр /моих двух эпизодов вполне бы хватило/ ,где шпагой выбили Михаилу Боярскому зуб и чуть не воткнули её остриё в его мозг....А суд решил всё в пользу истца.
Кто из мушкетёроманов захочет покопаться в интригах ТРЁХ МУШКЕТЁРОВ даю алгоритм поисков ИСТИНЫ;
1.Смотрим Кинопанораму от декабря 1978 с Юнгвальд-Хилькевичем , Старыгиным И.,Смирнитским В. Боярским М. и Смеховым В. .....Ни о балоне В..ни о Ходюшине А. и речи тогда не шло.
2. На суде по иску Ряшенцева Ю и Марка .... я попросил адвоката Госкино поднять вопрос о моей ответственности, как постановщика трюков за травмы М.Боярского выплаты за трюки , сделанные без моего присутсвия и получил ответ. меня полностью успокоивший.
3. Обо мне писали в прессе в газете СМЕНА Ленинградского ОК ВЛКСМ "Внимание: Снимаем трюк !" Олега Вдовина от 10.01.1982 и в КИНОПАНОРАМЕ Никиты Михалкова от февраля 1983 "Влюблён по собственному желанию"..
И вот после переворота 1991 года начались выступления по ТВ 5 канал А.Иншакова и В.Балона о его якобы постановке всех трюков, а точнее он называл себя ОГРАНЩИКОМ, имея ввиду , что полировал мою черновую работу...но меня не упоминал.
в фильме ТВ "Судьба четырёх" о дружбе мушкетёров после съёмок ведущи Александр Филипенко громко заявил, что Владимир Балон ставил все трюки и конные в том числе в сериале "ДАртаньян и три мушкетёра"...
Позже Иван Усачёв в своих "Тайны кино.." поименовал Анатолия Ходюшина ,отсидевшего два года в тюрьме с 1997 по 1981 годы , постановщиком конных трюков в этом сериале...Хотя мне помгоал директор Львовской конно-спортивной школы "Буреветник" и старший тренер ,мастер спорта СССР по троеборью Сергей Жогов, но он работал за чёрный нал, уменьшая стоимость аренды лошадей для съёмок и не захотел давать показания...Дублёрша Тереховой с этой же конюшни Лара Джаркас тоже замолчала..до времени
Уже начались расхождения...
И,наконец, не задолго до смерти Георгий Юнгвальд-Хилькевич дал телеинтервью группе мушкетёроманов и фанатов сериала с оператором Евгением Румянцевым на 40 минут, в котором он подробно и честно поведал о моей работе и важной роли для этого фильма.....но ни один телеканал это интервью пока не заинтересовало. Время правды ещё не настало.
Но осталось фотография с пожеланиями мне и автографами. которое подтверждает, что шиворот на выворот всё началось только после бандитской революции 1993 года со стрельбой из танков по Белому дому с депутатми Руцким и Хасбулатовым..