Случился праздник! Эдукация в Жемайтии

Ася Котляр
Дорогие мои!
Сегодня у меня случился праздник!

Да, да, после всей тяжести и боли иногда случаются праздники. Обычно праздники наступают, а у меня именно случился, потому что он был случайным в моей жизни. Это когда ничего такого не ждёшь - а тут ба-бах, и вот он!

Дело в том, что Лена и Таня  пригласили  меня поучаствовать в проекте Центра Национальных Культур, на эдукацию: знакомимся с народностями Литвы. Проект удивительный: ничего, в общем-то, делать не надо, просто езжай и наслаждайся! Вру: нужно было доехать до Плателяйского озера вместе с ЦНК, белорусами и татарами, потом вкусно поесть, потом попеть песни на разных языках (литовском, украинском, еврейском, татарском, белорусском и русском), потом танцевать народные литовские танцы с двумя обалденными тётушками, одна из которых - хозяйка этого чудесного места, потом опять поесть и, наконец, попить чай из трав. Чего только там с нами не делали!

Мы даже кольцом проверяли травы! А ели ли вы когда-нибудь деревенский настоящий кастинис? Такой я ела впервые... Это не кастинис - это райское наслаждение. Мало того, что мы его ели, мы его ещё и делали сами!
Кастинис едят угадайте с чем? С коноплёй. Когда-то в Латвии, в педагогическом лагере, я впервые попробовала коноплю. Для придирчивых: я её ела. Намазываешь кусочек чёрного хлеба маслом и макаешь в коноплю. Обалдев от вкусноты, написала мужу: "Женя, у нас всё хорошо! Ели марихуанну! Вкусно!"  Спутала... На что Женя мне сразу ответил:
"У тебя всё в порядке? Идти сама можешь?"

Помните, я когда-то писала, что говорю ребятам: если вы вышли с урока и не узнали ничего нового - урок для вас не состоялся. так вот: я сегодня узнала столько нового, что даже заблудилась в нём. Я, например, не знала, как можно хранить сваренную в мундирах картошку, чтобы она долго оставалась горячей. А нужно всего-ничего: сшить льняной мешок с проложенным ватином или синтепоном и с завязочками. Картоплю сложил в мешок, завязал и три часа, пока мы пели, плясали, мешали кастинис, слушали прибаутки на чисто-жемайтийском языке, не понимая 80% того, о чём они говорят, картошка оставалась горячей! Прямо не тёплой, а горячей!
Кстати, о жемайтийском наречии. Ещё одно открытие и анекдот прямо! Женщины рассказывали какую-то историю, я почти не понимала о чём идёт речь: это наречие не все литовцы понимают. И тут я слышу странной слово: «ВАКАКРЁК»! Потом опять слышу. Спрашиваю у Леночки Буткевичене: что такое ВАКАКРЁК? Лена выпадает в осадок и начинает хохотать… Оказывается, это два слова: ВАКА и КРЁК, что по-жемайтийски означает: «ребёнок плачет»…

А чего стоит чай из трав! На тарелки разложили разные-разные травы. Попросили на блюдце положить ту, которая тебе приглянулась.  Потом раздали льняную нить, попросили продеть через кольцо и подержать над травой. Если кольцо болтается к тебе или от тебя – на сегодня это не твоя трава. Если кольцо стоит на месте: пей просто, как обычный чай. Но если кольцо болтается на нити вправо-влево – чай из такой травы будет целебно-волшебным. У меня волшебство выпало на шалфей. Когда мне залили его водой, я поняла, что шалфей – не моя травка. Но когда я положила лимон в кружку и накрыла  блюдцем – вкуснее чая я не пила…

Друзья мои! К чему я всё это вам рассказываю…  Сегодня у меня было такое чувство, что я на несколько часов выпала из царства злобного Ковида. Всё было, как в обычной жизни: люди улыбались и даже хохотали, пели песни, радовались жизни и друг другу… Я уже забыла, что так бывает, когда радует буквально всё! И так хотелось остаться там ещё на минутку, на час, вдохнуть красоту этого совершенного мира и почувствовать свободу! Хотелось парить над этой обыденностью и серостью, над масками и вакцинами, над политиками и политиками… Я не ошиблась… Я специально написала дважды про политиков, потому что вот от кого хотелось держаться повыше и лететь подальше, так это от них с их дурными законами…

А ещё я поняла: всё проходит, пройдёт и это страшное время. Именно сегодня поняла: оно пройдёт. И мы вернёмся к обычной жизни, где люди не будут озлоблены друг на друга из-за такой мелочи, как паспорт возможностей, не будут ссориться и воевать… Что такое этот паспорт по своей сути? Какие возможности он предоставляет? Возможности творить? Любить? Верить? А все остальные – это не возможности. Это так, фигня на ровном месте.
Живите, мои дорогие друзья! Радуйтесь мелочам! Открывайте в себе такие возможности, которые никто и никогда, никакими указами забрать не сможет. В этом наша сила! Только в этом!
С любовью, Я!