Цветы у военкомата

Наталья Важенкова
               
Это удивительно.
Так получилось, что мне пришлось явиться в военкомат со своим внуком.
Да, безумное, безумное, вечно спешащее время. Внук и военкомат...
И я... с внуком!

Казалось, что и прошло-то лет пять, ан, нет, шалишь!.. Много больше!

Я когда-то работала в этом военкомате.

У нас часто менялись люди — зарплаты маленькие, а работа ненормальная.
Менялись часто не только служащие, но и уборщицы, дворники. Обычно это происходило совершенно незаметно. Одни ушли, другие пришли.

Но, вдруг, все заметили, что появился новый дворник.

Небольшого роста, худой мужчина убирал осеннюю листву так, что казалось, листья не успевали долетать до земли.
Мало того, он придумал какую-то смешную конструкцию, которая собирала листву, как снегоуборочная машина снег.
Над ним смеялись. Он стал причиной для шуток и не всегда безобидных.
Офицеры — есть офицеры.
А комиссару он нравился.

Но, казалось, что новому дворнику было все безразлично — как хорошее, так и плохое.

Шли дожди. На смену им пришел снег.
Так как на территории военкомата находилось два здания, служащим приходилось из отделения призыва, бежать в основное здание и обратно, не переобуваясь.

Вы думаете, что в военкоматах служат одни мужчины?
Ах, если бы!..
Процентов на девяносто в военкоматах служат женщины.
А, значит, зимнюю и осеннюю обувь приходится менять на туфли, находясь в помещении. Вот и побегай туда-сюда в слякоть и снег в туфельках.

И сколько раз, пробегая туда и обратно, я благодарила нашего хлопочущего дворника за расчищенные от снега и посыпанные песком дорожки, за то, что разогнал метлой холодные лужи.

Мне было приятно говорить спасибо человеку за заботу.

Когда я прибегала на работу, он уже убирался, а уходил чуть-чуть раньше нас. Хотя предыдущие дворники себя не утруждали столь длинным рабочим днем — два взмаха метлой и их нет.

Я часто останавливалась на минуту, не больше, чтобы поблагодарить его, но мы начинали говорить о погоде, и о какой-то ничего не значащей ерунде.

Он был не женат, и у него не было детей. После института работал инженером на каком-то почтовом ящике. Что-то изобретал. Это было все, что я знала о нем. Ах, да...
Его звали Сергей.

Один раз случайно встретились в автобусе. Что-то говорили и смеялись.

Время шло.
Зима повернула на весну.
Дворник как бешеный бросался на остатки сугробов с ломом и лопатой. Он вывозил снег с территории военкомата на тележке.
А я смеялась и говорила, что куда ему деться, снегу этому – сам растает, но он не слушал моих доводов.

— Понимаете, таяние сугробов — это бесконечные лужи. А если все убрать, то будет сухо. А значит, вы не будете бегать в мокрых туфельках.
Его забота умиляла и трогала.

Начался весенний призыв.
Работы много. Мальчишки. Родители.

Я и не заметила, что напротив отделения призыва появились цветы.
Самое удивительно было то, что толпящиеся призывники и заполошенные родители не трогали их. Наши нервно курящие мальчишки каким-то удивительным образом не вытоптали чахлые росточки. Мне показалось, что у забора, где появились цветы, даже мусора стало меньше.

Я не замечала ничего, а вот в военкомате улыбаясь, стали говорить:
– Вон, твой дворник, идет!
— Ну идет и идет! Пусть идет МОЙ дворник! Лишь бы было чисто, — смеялась я.

Но один раз Сергей пришел в отделение призыва не один.
Он пришел с другом и попытался нас неуклюже познакомить.
Я не могла понять, зачем мне его друг.
Это было так нелепо, что я растерялась.
Друг Сергея тоже почувствовал себя в роли идиота. Конфеты, торт и предложение попить чай я отвергла довольно резко.
Потоптавшись, они ушли.

Милые подруги по работе хихикали, что это были смотрины.

И все было бы, действительно, смешно, если бы однажды тот самый дворник не пришел ко мне с вопросом:

— Кто это к вам сегодня приходил? — он был строг.

Я была так удивлена, что попыталась понять, о чем это он спрашивает, и не смогла.

— Сергей, простите, вы о чем? Родители, призывники... Ко мне сегодня целый день идут люди. Призыв, видите ли... — усмехнулась я.

— Нет! Это приходили к вам лично! — он требовал ответа.
Я ничего не понимала и растерялась.

А он продолжал стоять.
Он ждал ответа на поставленный им вопрос.

— Кто приходил-то?.. Ничего не понимаю! Что случилось-то? — вдруг забеспокоилась я. Работа на призыве такая, что все может быть. Жалобы, неприятности могут появиться с любой стороны – прилетит, откуда и не ждешь! Да и проверки бывали постоянно.

— Он приходил к вам! Вы стояли и целовались!

И тут вдруг я все поняла.

— Сергей, это приходил мой муж за ключами. Он оставил ключи от дома на работе.
Я действительно, отдав ключи, проводила мужа до ворот и поцеловала в щеку.

Мой заботливый дворник мрачно выслушал меня, побледнел и молча вышел.

Работать я не могла. Ни малейшего повода для чего-либо я не давала этому мужчине.
Обычный, ничего не значащий разговор каждый день. Какой-то легкий треп и не больше.
И вот надо же... Сцена ревности!

Работа, есть работа.
Хочешь – не хочешь, но ты на нее ходишь.
Нам невольно приходилось встречаться с Сергеем каждый день.

Через несколько дней он, увидев меня, решительно направился ко мне.

Мне было сделано предложение:

— Я вас люблю. Выходите за меня замуж! У меня большая квартира. Я сделаю все, чтобы вы были счастливы! Вы не любите мужа. Я это вижу. Наташа, я делаю вам официальное предложение!

Он стоял и то краснел, то бледнел, а я была вообще на грани обморока.
Мне вдруг пришла в голову мысль, что он ненормальный.
Пауза невозможно затягивалась.

— Вы молчите...

— Вы понимаете, что вы говорите? — прошептала я. У меня внезапно сел голос.

— Да! Я все понимаю! Это неожиданно для вас, наверное. Но вы не могли не заметить, что я вас люблю! Вы же видели, что все это для вас, — он обвел рукой территорию военкомата.
Да, вокруг цвели цветы. Ни окурка, ни соринки вокруг!

— Сергей, я была уверена, что просто вы так добросовестно относитесь к работе. Только и всего!

— Ах, вот как! То есть вы даже не замечали ничего, — он смотрел мне в глаза, и я понимала, что он не верит мне.

— Мне такое даже в голову не приходило, Сережа, — мне вдруг стало его очень жалко.

— И вы любите мужа?

— Да. У нас замечательная семья. Сыновья.

— То есть, я дурак, который сам себе все придумал, — проговорил он хмуро.

— Ну, получается так! Понимаете, Сергей... — попыталась что-то сказать я.

— Не надо. Не утруждайтесь. Все нормально, — резко перебил меня Сергей.
Он молча поклонился и ушел.
Ушел из военкомата.
Больше я его не видела никогда.

Но напротив отделения призыва остались цветы. Они появлялись весной, и цвели до осени.

Через год уволилась я.

Так как жила недалеко от военкомата, иногда, пробегая мимо, замечала цветы посаженные Сергеем.

И вот теперь, придя с внуком в военкомат, я показала ему на цветы и сказала:

— Представляешь, когда-то очень давно эти цветы были посажены для меня.

— Прикольно! — усмехнулся внук, — А я всегда тебе говорю, что ты у меня крутая, Наташ!


Как странно!

Как удивительно!

Никто сейчас и не вспомнит, откуда появились эти цветы, растущие у забора военкомата.
Там нет клумбы.
Там просто растут цветы.
Между какими-то разросшимися кустами и асфальтом, они пробиваются, отвоевывая себе редкие лучи солнца и какую-то минимальную влагу.

Чтобы я, пробегая мимо, вспомнила человека по имени Сергей.