Воевать на море, как в воздухе

Вячеслав Прытков
                ВОЕВАТЬ  НА  МОРЕ, КАК  В  ВОЗДУХЕ


Лётчику  морской  авиации  Черноморского  флота, лейтенанту  Михаилу  Сергееву  не  впервой  уходить  на  боевое  задание. Успел  уже  поучаствовать  в  налётах  на  Констанцу  и  Варну, вёл  наблюдение  у  пролива  Босфор. Сейчас  предстоял  разведочный  полёт  с  одновременной  бомбардировкой  водонасосной  станции  у  Константинополя. В  задачи  других  летающих  лодок  8 – го  Гидроотряда  морской  авиации  Черноморского  флота, размещённых  на  несущих  крейсерах  входили – бомбометание  в  районе  мыса  Кара – Бурун, где  располагались  турецкие  артиллерийские  батареи  и  аэрофотосъёмка  военных  объектов  побережья  Румелии.

Сергеев  ещё  раз  осмотрел  свою  «девятку» - гидросамолёт  М – 9, подготовленный  к  полёту; он  скоро  с  помощью  грузовой  стрелы  покинет  борт  крейсера  «Император  Николай  I».
«Ну, что, Феликс, - обратился  к  стоявшему  рядом  с  ним  напарнику, унтер – офицеру  по  фамилии  Тур, наблюдателю, фотографу  и  бомбометателю  одновременно, -готов  к  полёту?»

«Готов, Ваше  благородие, уж  жду  не  дождусь  команды.»

«Ты, вот, что, ещё  раз  проверь  боезапас, да  не  забудь  фотопластины», - напомнил  ему  Сергеев.

«Сделаю, не  беспокойтесь, Ваше  благородие.»


Последние  приготовления  к  спуску  летающих  лодок  на  воду, и  вот  они, одна  за  другой, скользя  поплавками  по  морской  волне, разгоняются  для  взлёта.

«Девятка»  Сергеева  набрала  высоту, мотор  работал  ровно  без  перебоев, под  крыльями  расстилалась  бескрайняя  синева  Чёрного  моря. Давно  исчезли  из  виду  свои  корабли. Сергеев  и  Тур  взяли  курс  на  Константинополь. Далеко  на  горизонте  обозначилась  береговая  полоса, а  по  мере  подлёта  к  ней, стали  вырисовываться  постройки  предместьев  большого  города.
Вышли  точно  в  заданный  квадрат  расположения  цели, и  Феликс  Тур  сбросил  бомбы, одну  за  другой, затем  произвёл  фотосъёмку. Убедившись  в  попадании, Сергеев  сделал  разворот, и  какое – то  время  летающая  лодка, проходя  вдоль  берега, оказалась  под  неожиданным  огнём  турецких  батарей.


«Спохватились  турки, бьют  разрывными, - закричал  Сергеев, - надо  уходить  к  морю, искать  свои  корабли».

Тем  временем  стрельба  по  «девятке»  усилилась, но  благодаря  умелому  маневрированию  лётчика  гидросамолёт  ушёл  из  зоны  обстрела. Сергеев  и  Тур  облегчённо  вздохнули, но  тут  же  заметили, как  из  одного  из  баков  с  горючим, расположенного  в  верхнем  крыле, стал  тонкой  струйкой  вытекать  бензин.


«Попали  всё – таки, гады! Хоть  и  маленький  осколок, но  беды  может  наделать  большой. Надо  приводняться, будем  заделывать  пробоину», - произнёс  с  досадой  Сергеев, стараясь  перекричать  звук  работающего  мотора.

Гидросамолёт  садится  на  воду, пробежав  на  поплавках  ещё  несколько  десятков  метров  при  выключенном  двигателе, останавливается, покачиваясь  на  волнах. Сергеев  и  Тур  «колдовали»  над  простреленным  бензобаком.
Они  ещё  не  знают, что  турки, выследив  одинокий  русский  гидросамолёт, совершивший  вынужденную  посадку, решают его  захватить, для  чего  снаряжают  паровую  шхуну. Свои  же, несущие  авиацию, корабли  к  тому  времени, подобрав  вернувшиеся  с  задания  другие  гидросамолёты и, посчитав  «девятку»  Сергеева  сбитой, вскоре  ушли  обратно  в  Севастополь.

Возившиеся  с  ремонтом  бензобака, Сергеев  и  Тур  не  сразу  заметили  приближавшийся  к  ним  турецкий  корабль. Только  случайно  брошенный  взгляд  Сергеева  на  море  позволил  сразу  оценить  создавшуюся  ситуацию.

«Феликс, смотри, турецкая  шхуна  идёт  прямо  на  нас, видимо  они  поняли, что  мы  для  них – лёгкая  добыча. Как – бы  не  так! Готовь  к  бою  «Виккерс», а  я  завожу  мотор, на  остатках  бензина  пойдём  на  абордаж  и  врежем  им  так, мало  не  покажется!»

Вновь  зарокотал  мотор  «девятки», и  она, набирая  скорость, понеслась  навстречу  турецкой  шхуне. Казалось, ещё  немного, и  летающая  лодка  врежется  в  корабль, а турки, не  ожидавшие  такого  поворота  событий, запаниковали  и  стали  быстро  спускать  на  воду  шлюпку  и  прыгать  в  неё. Феликс  Тур  открыл  по  ним  огонь  из  бортового  пулемёта.

«Девятка»  покачивалась  рядом  с  покинутой  экипажем  шхуной. Сергеев  и  Тур  перебрались  на  опустевший  корабль, захватив  из  гидросамолёта  всё  ценное: пулемёт, фотопластины  и  компас. Жаль  только  было  расставаться  со  своей  летающей  лодкой, её  пришлось  уничтожить. На  вражеском  корабле  удалось  найти  кое – какие  запасы  провизии  и  пресной  воды. Решили  пробиваться  к  родным  берегам. Тут  Сергееву, окончившему  Морской  корпус, очень  помогли  знания  и  навыки  судовождения. Подняли  паруса  и  пошли. Только  через  шесть  суток  они  достигли  Джарылгачской  косы, где  через  наблюдательный  пост  связались  со  своими. Прибывший  миноносец  доставил  их  в  Севастополь.

Сам  Командующий  Черноморским  флотом  адмирал  А. Колчак  поздравил  отличившегося  пилота  М. Сергеева, внимательно  выслушав  его  рассказ  о  захвате  приза. Через  неделю  лейтенанту  Сергееву  было  вручено  золотое  Георгиевское  оружие, а  унтер – офицер  Ф. Тур  удостоился  Георгиевского  креста  4 – й  степени. Этот  случай  абордажа  гидросамолёта  с  надводным  кораблём  стал  уникальным  в  истории  морской  авиации  и  показал  мужественные  и  умелые  действия  русского  пилота  не  только  в  воздухе, но  и  на  море.

28  сентября  2021  года.                Вячеслав  Прытков.