Камин с небес

Борис Готман
  Boris S. Gotman, Ph.D

  На днях, увидев в телеэкране как Президент РФ демонстрирует в своей палатке министру обороны гибкий нагреватель с напечатанной на нём картинкой камина, вспомнил занимательную историю на эту же тему, слегка коснувшуюся меня лет 25 назад.

  Связана она с моим старым приятелем Михаилом, отставным полковником, бывшим в то время, по его словам, бизнес-новобранцем. Те, кто читал истории с его участием, знают, что знакомы мы с ним ещё с курсантских времён, что окончил он академию ракетно-космических войск, получил назначение на Космодром, где много лет прослужил не по своей громкой специальности, а простым командиром взвода в батальоне обеспечения.
 
  Затем, напомню, неожиданно произошли в его жизни резкие перемены к лучшему, и он был переведен в Москву.

  Когда СССР развалили, Михаил уволился из армии и занялся частным бизнесом. Одна из миниатюр посвящена тому, как он попросил меня помочь "пристроить" танкер с 800 тыс. баррелями нефти и что из этого получилось.

  В описываемое время Михаил тесно сотрудничал с одним из самых прославленных советских космонавтов, который тогда курировал производство ракетно-космической техники.
 
  Обычно очередное появление Михаила в нашей жизни начиналось с его телефонного звонка.

  Но в тот раз он приехал, точнее, прилетел без предварительного уведомления.

  После встречных дежурностей он достал из чемодана свёрнутую в рулон какую-то картинку и развернул передо мной.
 
  Поначалу я принял её за фрагмент декорации к «Золотому ключику»: на ней был нарисован чёрный котёл над языками багрового пламени. Поэтому спросил:
 -А с Мальвиной картинки нет?

 -Пока нет, и это не просто картинка, - ответил он, - это гибкий электрический обогреватель. Можно сказать, с небес. Точнее, прямо из космоса: такие используются только в наших космических кораблях. Сейчас генерал (он назвал фамилию знаменитого космонавта) в рамках конверсии хочет наладить выпуск бытовой продукции, в том числе и этих обогревателей. Для улучшения финансовых показателей.  А если народ захочет с Мальвиной, можем и с Мальвиной, как в том анекдоте!

 -В каком анекдоте?

 -Ну, отстал ты совсем на своём Средиземном море: Мальвина себе тату камина сделала!
 
 -Понятно! А если серьёзно, что требуется от меня?
 
 -Не так много. Передать этот образец одному человечку, который неожиданно улетел на неделю в Штаты. Когда он вернётся, он свяжется с тобой. Понимаешь, у нас есть проблема: в этой штуке должны быть нагревательные элементы из карбона, который в России пока не производят.  А использовать для бытовых товаров импортный карбон никто не разрешит. Но есть одна схема, которую может осуществить родственник человека, которому надо передать эту картинку.
 
  На том и порешили. Вечером Михаил улетел в Москву, через неделю, перед самым праздником Суккот (*) я передал прибор адресату, который оказался довольно молодым раввином.
 
  Раввин осмотрел обогреватель и сказал, что на праздники ожидаются прохладные ночи и он повесит его в своём праздничном шалаше.
 
  На этом мы расстались, Михаил не звонил, и история эта забылась.
 
  Примерно через год я вспомнил о ней и при очередном телефонном разговоре спросил у Михаила, чем она закончилась.
 
 -Я уже этим не занимаюсь, - ответил он. -А тогда обогреватель ночью загорелся, и шалаш раввина сгорел. На обогреватель не было разрешения пожарного надзора, так что у нас возникли некоторые сложности…
 
  Вспомнив сейчас об этой истории, открыл интернет и выяснил, что в России, в  Елабуге в 2015 году открыли завод по производству углеродного волокна.
 
  Как сказано в сообщении, его строительство стало важным шагом в реализации программы импортозамещения.
 
  Сегодня в РФ выпускаются десятки типов гибких нагревателей.
 
  Интересно, имеется ли разрешение пожарного надзора на обогреватель в палатке Президента?
 
  Тем более, что отдыхал Президент в своей палатке тоже в праздник Суккот.
      
*Суккот - Праздник кущей (шалашей) — один из основных праздников еврейского народа (отмечается осенью) и продолжается семь дней. В это время принимают пищу и ночуют вне дома, в сукке (то есть шалаше), в память о блуждании евреев по Синайской пустыне. (Материал из Википедии — свободной энциклопедии)