Бестиарий музыки - Джерсийский дьявол

Алексей Стенин
Ддругие прозвища существа: Тринадцатый ребенок Лидс, Лидский дьявол, Hoodle-Doodle Bird, Wozzle Bug

Место обитания
Сосновые пустоши (Pine Barrens), расположенные в лесистой местности на юге штата Нью-Джерси, США.


Внешний вид

Общие признаки описания: рост около трёх футов (хотя в разных описаниях он может варьироваться от трёх до семи футов и более), длинные шея, хвост и крылья, копыта на ногах и голова, подобные лошадиным, красные светящиеся глаза и издаваемые им звуки, напоминающие тонкий человеческий крик.

Описание очевидцев

«В Делавэре я увидел как будто большого журавля, стоявшего на ветру, однако он испускал свет, как от светлячка. Голова его была как у барана, также имелись свернутые рога; это существо, перед тем как взлететь, надувает зоб. Оно имеет одновременно и слабые, и длинные крылья и короткие ноги; при этом выставленная вперёд нога короче выставленной назад» (очевидец прибрежного округа Бристоль); дата инцидента - 16.01.1909 г.

«Оно имело рост три фута в высоту… Всё тело его целиком покрыто чёрным пухом, у него были обезьяньи передние конечности, морда собаки, раздвоенное копыто, и ещё хвост длиной в 1 фут» (Джордж Шнайдер из городка Мурстауна (штат Нью-Джерси)); дата инцидента - 20.01.1909 г.

«Главным образом, говорят, оно напоминает кенгуру… шея очень длинная. И ещё я видел, что его лицо несёт на себе отпечаток злобы, размер крыльев соответствует его размерам, хотя, конечно, во мраке всё могло показаться чёрным. Его ноги очень длинные и в чём-то немного изящные, в полёте его осанка сильно напоминает лебедя» (Льюис Бегер из Хаддон-Хейтса); дата инцидента - 21.01.1909 г.

«Хоть я и был испуган, но могу сказать: оно имеет голову как у лошади, крылья как у летучей мыши, отдалённо — хвост как у крысы, но не очень длинный» (Говард Кэмпбелл, окрестности Атлантик-Сити); дата инцидента -  21.01.1909 г.

Легенда
Большинство легенд связывают происхождение Дьявола из Джерси с миссис Лидс (она же «мамаша Лидс»), предполагаемой ведьмой, жившей в конце XVII века. Эта история имеет множество вариантов.

По одной из версий, она вызвала дьявола, сказав «пусть он будет Дьяволом» или «пусть его возьмёт Дьявол», когда родился её тринадцатый ребёнок (так как она устала от рождения детей): когда он родился, она дала ему имя Лукас, после чего он немедленно или вскоре после рождения превратился в крылатое дьяволоподобное существо, съел всех остальных детей (в некоторых вариантах легенды) и улетел в степи через дымоход; рассказы о времени рождения и степени уродливости существа также расходятся. Чаще всего указывается, что год рождения существа — 1735.

По другой версии, Дьявол из Джерси сначала был нормальным ребёнком, запертым на всю жизнь злой матерью в погребе или на чердаке и затем превратившимся в монстра и сбежавшим в степи (аналог диких детей, что представляет собой хотя бы отчасти возможную версию реального события). По ещё одной версии, эгоистичная и корыстолюбивая девушка когда-то отказалась предоставить ночлег и пропитание цыганам, в отместку за что они навлекли на неё проклятие, и она родила ребёнка-дьявола. Также есть версия, что Лидс была ведьмой, наславшей проклятье на местность в виде дьявола (в качестве её сообщника по терроризированию местности иногда называется некий английский солдат). Наконец, есть версия, что Дьявол постучал три раза в дом миссис Лидс, представился её сыном и попросил, чтобы она впустила его, но она, поняв, кто это, отказалась сделать это, и с тех пор Дьявол бродит по округе.

«Родиной» Дьявола из Джерси считается хижина под названием «The Shrouds House» в местном сосновом лесу среди торфяников, существующая до сих пор, пусть и в виде развалин (на 1952 год уцелел фундамент и некоторые другие части строения), — в некоторых легендах его матерью называется не миссис Лидс, а миссис Шурдс. Примечательно, что в этом месте в конце XVII века действительно жили две семьи с фамилиями Лидс и Шурдс, и деревни их были разделены между собой лишь рекой. Женщину с фамилией Лидс, жившую в то время, звали Дебора (её мужа — Яфет или Жанет), и в своём завещании 1736 года они указали наследниками 12 мальчиков, что также согласуется с легендой (правда, это означает, что Дьявол, если он и правда был тринадцатым ребёнком, не убил других детей).

Говорят, что «друзьями» Дьявола из Джерси были обезглавленные пираты, призрачные женщины или русалки. В некоторых местах южного Нью-Джерси ходили слухи, что Дьявол из Джерси живёт в неком месте около фабрики, производящей гербициды (существование которой также не более чем слух), которая якобы расположена среди лесов и песков, окружающих небольшое поселение Чартсворт.

В южной части Нью-Джерси широко распространена легенда о том, что женщина, ожидавшая ребёнка в первый раз, очень надеялась, что он родился идеальным. Когда же он родился, то был настолько уродлив, что никого ужаснее она никогда не видела. Мать разгневалась и сказала: «Он не мой сын, а сын Дьявола, так пусть же к нему и возвращается!», после чего бросила его в реку, где он сразу же утонул. С тех пор также существует легенда о реке, в которой живёт Дьявол: будто бы на каменном дне реки живёт существо, которое всасывает воздух, и некоторые плавающие люди могут быть им «засосаны» под воду, где их ожидает неминуемая гибель. Якобы трупы этих людей потом всплывают со дна на поверхность воды, что неоднократно наблюдалось очевидцами.

Дьявол из Джерси оставался малоизвестной местной легендой на протяжении XVIII—XIX веков, вплоть до событий 1909 года, когда в результате предполагаемых массовых наблюдений он приобрёл широкую известность и привлёк внимание прессы. На сегодняшний день Дьявол из Джерси — в большей степени персонаж массовой культуры, нежели персонаж фольклора.

Встречи с Дьяволом из Джерси
Историю легенды о Джерсийском дьяволе можно проследить ещё со времён североамериканских индейцев. Одно из местных племён делаваров называло здешние торфяники «Popuessing», что означает «земля дракона». Позже это место было переименовано голландскими исследователями в «Drake Kill» — «Ручей драконов». Легенды делаваров также сообщают, что невдалеке в Нью-Джерси находится место под названием «Squankum», что означает «земли злых духов». Тем не менее, словосочетание «земли злых духов» вполне может означать место активного размножения комаров и ничего более.

С XVIII века было несколько тысяч сообщений о якобы встречах с существом.

Массовые сообщения очевидцев были получены в 1909 г. В течение недели с 16 по 23 января около тысячи людей заявили о встречах с Дьяволом из Джерси. На крышах домов якобы были обнаружены странные следы. в этот же период зоопарк Филадельфии предложил награду в 1 000 000 долларов тому, кто поймает животное. Один из «охотников» пытался выдать за существо кенгуру с приклеенными к его спине самодельными крыльями. Газеты назвали этот период «феноменальной неделей» и называли реакцию общественности на события с Дьяволом «позорным весельем».

По данным New York Times, только в 2007—2008 году было более десяти встреч с существом. Источником информации являлась местная группа «охотников за дьяволами»: в наши дни существуют многочисленные интернет-сайты и журналы (такие, как Weird NJ), описывающие сообщения о встречах с этим существом, а также группы людей в Нью-Джерси, занимающиеся его поисками. Тем не менее, достоверность всех этих сообщений, естественно, более чем сомнительна.

Версии происхождения легенды

Рассказы о Дьяволе из Джерси, возможно, имеют несколько общих причин. Степи Pine Barrens известны тем, что ранние колонисты старались избегать этого опасного, дикого района. Эта каменистая, малоплодородная земля предоставляла защиту только для людей, желавших избегать общества: начиная от протестантов, миссионеров, беглых преступников — и вплоть до отбившихся от своих подразделений (или попросту дезертировавших) солдат колониальных армий, а впоследствии — для лиц, оставшихся лояльными королю после американской Войны за независимость. Вся эта разношёрстная публика создавала свои изолированные группы, кратко именуемые «pineys»; в некоторых таких «pineys» часть дохода добывалась грабежами, и поэтому они были известны как «Pine Robbers» (грабители из Pine). В XIX веке люди того времени, увлечённые евгеническим учением, предполагали следующее: для всех этих «pineys» была характерна дегенерация (дословно — «дьяволизация»), они были подвержены альбинизму и предрасположенности к преступлениям. Возможно, так оно и есть; все рассказы об ужасных чудовищах имеют под собой основание в виде животного наподобие медведя, обитавшего возле «pineys» и повсюду наводившего ужас на эти малоплодородные районы.

Писатель и по совместительству зоолог Том Браун-младший в этот период (начало XX века) проживал в штате Нью-Джерси — в Pine Barrens — на открытой местности; основываясь на его свидетельствах, в нескольких его пеших походах его самого ошибочно принимали за Дьявола из Джерси, особенно когда он был сильно измазан глиной в целях спасения от полчищ комаров.

Случаи же с необычными следами на снегу могут быть объяснены активностью лесных мышей, прыгающих по снегу: от их тел как раз могут оставаться следы, напоминающие кривую букву «П» и расположенные на небольшом расстоянии друг от друга; кроме того, мыши могут лазить по крышам и перелезать через небольшие заборы и изгороди. Стоит отметить, что по описанию следы Дьявола из Джерси сильно напоминают Следы Дьявола в Девоне, для объяснения которых некоторыми учёными предлагалось то же самое объяснение. Наконец, существует теория, согласно которой Дьявол из Джерси, выживший в подземных пещерах вид летающего пресмыкающегося, обретя своду после землятресения.

Существо в мире музыки

Strapping Fieldhands - In the Pineys (single)
На обложке этого сингла Джерсийский дьявол изображен на фоне карты с предполагаемыми местами его посещения.

Bruce Springsteen ;– A Night with the Jersey Devil (single)
В этом сингле рассказывается история существа.

Gabe Coia - The Pines of My Past
Легендарное существо упоминается в треке «Devil’s Woods». В музыкальном плане в этой песне присутствует навязчивый гитарный мотив и мрачные кельтские мелодии, которые акцентируют внимание на каждом куплете и припеве. Лирически скептику бросают вызов, и раскрывается истинное логово дьявола.

Так или иначе существо упоминается в следующих альбомах и композициях

Darren Deicide – The Jersey devil is here
Don Sluggo – The Jersey Devil
Ducktails – Jersey Devil
Ashtin Larold - Jersey devil
Yung Marq – The Jersey devil
Broken Heroes. South Class Veterans – The Jersey Devil Cometh!
Coheed And Cambria ;– Live At The Starland Ballroom (песня «Devil In Jersey City»)
Kevin Welch – The Dead Reckoning Years (песня «Jersey Devil»)
Okyto feat.Kurishoe – Distopia (песня «Jersey devil»)
Jim Albertson – Down Jersey (Songs and Stories of Southern New Jersey) (песня «Jersey devil»)
Gossamer – Gossamer (песня «Jersey devil»)
BLCKK feat.Bruhmanegod – ACT I (песня «Jersey devil»)
Allen Wolf - Cult Leader (песня «New Jersey Devil»)

Источники:
1. Review – The Domestic Life of the Jersey Devil//Публикация на сайте www.njpinebarrens.com. Автор текста – Ben Ruset
2. Album Review – The Pines of My Past by Gabe Coia//Публикация на сайте www.njpinebarrens.com. Автор текста – Jeff Larson