Виноградную косточку в землю зарою

Виктор Гранин
                Виноградную косточку в теплую землю зарою,
                И лозу поцелую и спелые гроздья сорву,
                И друзей созову, на любовь свое сердце настрою.
                А иначе зачем на земле этой вечной живу?               
                © Булат Окуджава

Как своего рода доморощенный поэт и мыслитель, однажды заявивший, что

              …жизнь так проста, потому что вся сложность её - в ней самой…

в более развёрнутой форме свою мысль представивший так:

Сквозь жестокий асфальт пробивается слабый росток –
Так струна моей жизни звенит. Одинок
Я всё больше. Один. Собеседника равного нет.
Да о чём говорить? – голый нерв за вопросом ответ.
Ну а жизнь так проста, потому что вся сложность её -
В ней самой. Зарастает дремучим быльём
Удивление жить, умиление видеть и быть
Просто зверем, способным вдруг взять – и завыть:
- Хороши! эти небо, и ветер, и  запах весенней листвы…
…А вокруг - экзальтации вечно голодной толпы
По деньгам, по вещам; о политике; недругах или друзьях…
…Одинока немая Вселенная, в ней Жизнь одинока, как Я!

всегда с опаской прохожу мимо дискуссий о смысле жизни. Настораживает там водоворот страстей, обещающий втянуть и утопить  в себе любого, кому больше по душе собственные словопрения на фоне понимания мизерности возможностей изменить хоть то-то в природе вещей.

               Заявленная мной тревожность – всего лишь минутная рефлексия, возможно именно булатовского «синего буйвола», однажды взревевшего на всю округу


… бык!
Не прожигай меня своим ревнивым взглядом.
Ведь случай виноват, что оказались рядом.
А к вызовам судьбы я сам давно привык.
Не мало исходил ты … дорог,
Но, посмотри, твоя не выболела выя.
И  я не слаб в минуты роковые,
Хоть верно говорят, что бог нам не дал рог.
Точнее – не дал мне. А у тебя торчащи.
Антеннами страстей взметнулись над землёй.
Так как же сохранить покой,
Когда мы прекращаем свои нежности телячьи?!

Что, трудно нас понять? Казалось – нет!
А что имеем за труды свои в ответ,
Безропотно влача ярёмный плуг?

 В единый миг вскипает бешенство, и вдруг
Свирепо упряжь рвём, и злобно землю роем,
И брызжет прочь  слюна безумная порою…
Послушай! Равнодушие - наш бич.
Оно сильнее, чем враждебный клич
Спускает нас с цепи  - будя вокруг тревогу.
Тогда спастись – да! – суждено не многим.

Но вот проходит гнев. И снова на колени
Перед судьбой своей становимся. И вновь
Наш безмятежен вид, густеет кровь,
Тяжёлый груз забот влачим к подножью поколений.

Ты только посмотри – ведь мы не одиноки:
Из глубины веков нам минотавр мычит,
Из прерии – бизон, из пущи – зубр кричит.
Так рядом предстаёт всё, бывшее досель разрозненно далёким.

Э-гей, быки, э-гей! Сближаться нам не надо.
Мы сами по себе. Мы не мясное стадо!

И правим жизнью дико, без затей.


          Конечно же так говорится не о надуманных животных а  человеке, который

…всего лишь биологический агрегат, хотя и феноменальный тем, что он изощрённо всеяден, а равно и производителен. Безостановочно производит, даже и тогда, когда, казалось бы, ничего и не делает; а, между тем не прекращается вереница то и дело возникающих образов мира, предстающего теперь как реальность, сомнительная  химера или даже очевидная ирреальность. Так работает сознание, как субстанция, сама допускающая множественные определения себя, но всякий раз не вполне исчерпывающие. Это сознание не известно где обитает, не известно как далеко простирает  влияние своей деятельности, и не известно, что с ним происходит, когда сам агрегат закончит свои  функции в мире вселенских взаимодействий.
      Кому покажется мало такого определения, может сам сколь угодно расширить  их массив, даже  и в самой экзотической форме; от которых, впрочем,  мирозданию ни холодно, ни жарко - настолько они мизерны перед его лицом (какими бы великими не представлялись они во мнении созидателей славных – а равно и бесславных – дел).
      В этом отношении - и атеист, и человек, верующий в трансцендентное,  ничем друг перед другом, как не возвышается, так и не уничижается. Только поступок каждого - есть мера личности, падающая на весы самооценки: критической или лицеприятной - это уж, как говорится, зависит от степени  собственной испорченности. Только поступок  - своим результатом обозначает человека участником бытия - сколько  бы ничтожным не  представал он перед безграничностью миров. Вот только там, в мироздании, некому зафиксировать твой результат; другие отношения выстроены бесконечностью взаимодействий, как бы ты к этому своеволию не относился. А ты - человек. Ну, так и будь же им, пока  дана тебе эта возможность.
      Уже одной этой решимости быть человеком и жить  - чего бы это тебе ни стоило - достаточно,  чтобы оправдать все прегрешения свои: явные и неявные, и тем избавить себя от лукавства пренебречь  сакральностью самой  жизни, безусловно не нуждающейся  ни в каких смыслах, кроме того, что она дана, есть и будет до того предела,  который назначен кем-то, никогда  не являющим  нам своё лицо.


         Если же кто-то задумал направить себя на поиски смысла жизни, то ему перед началом экспедиции полезно бы ознакомиться с условиями на этом пути. И первое,  что откроется зрелому уму  - это поразительное откровение:  смысла жизни в природе не существует. Есть только природная данность, безусловная и неотвратимая. Смысл же вообще – виртуальный образ, сотканный из собственных  т в о и х предпочтений. Так что далеко ходить не надо. Если уж хочется сильно-пресильно, то оглянись на себя.

         А лучше возьми да сделай хоть что-то, да вот ту же виноградную косточку  зарой в тёплую землю…

        Так о проблеме поиска смысла лучше поэта и не скажешь.

28.09.2021 1:56