Как обращаться к Богу

Свой Среди Своих Олег Кузьмин
Как обращаться к Богу (150 Его Имён)

Одна из заповедей Моисея, предостерегает нас от того, чтобы испытывать к Богу лишь праздный интерес и использовать обращение к Нему, просто в качестве усиления своей речи или даже ругательств:

«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно».
Исх.20:7

Нельзя использовать Имена Бога понапрасну, бездумно или попусту, нельзя богохульствовать, браниться, проклинать или клясться именем Бога. По сути, обращаясь к Богу, нужно иметь ясную цель – строить с Ним отношения, пытаться понять Его, стараться понять Его Волю и так далее. Проще всего относиться к Богу, как к Родителю, как это делал Иисус и строить отношения с Ним именно, как с любящим Родителем, у которого есть ясные намерения и цели, направленные на благо и счастье людей. Изучая и практикуя Божье Слово, мы постепенно уподобляемся Богу и строим с Ним всё более искренние и близкие отношения:

«Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».
Матф.5:48

И всё же к Богу можно обращаться по-разному - в Ветхом и Новом Заветах, а также в Коране используются десятки имён Бога, которые одновременно подчёркивают и Его определённые качества. Давайте разберём самые основные из них…

- Яхве или Иегова, что можно перевести как «Тот, Кто есть, существует», или «Дающий жизнь, бытие». Когда Моисей, спрашивает Бога, как Ему Имя, тот отвечает:

«Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам».
Исх.3:14

Из имени Яхве можно сделать вывод и о характеристиках Бога. Бог тот, кто существует, тот кто жив, и хочет строить с нами отношения, даже если мы порой Его не видим и не чувствуем.

- Элохим - еврейское нарицательное имя Бога. Упоминается на протяжении всего еврейского Священного Писания (Ветхого Завета Библии). По сути Элохим, так и переводится – Бог. Слово «Элохим» созвучно похожим словам в других языках, к примеру в арабском языке слову «Аллах». Так что если вы обращаетесь к Богу – Бог, Аллах или Элохим, то говорите одно и тоже, просто на разных языках.

- Адонай – можно перевести как «Господь наш». Вообще отношение к Богу как к Господу, то есть господину более характерно для Ветхого Завета, чем для Нового, но в любом случае, произнося Господь наш или Адонай, мы подчеркиваем своё почтение по отношению к Богу. Иногда в Библии можно увидеть комбинирование имён Бога, например:

«Возвещайте величие Его, превозносите Его пред всем живущим, ибо Он Господь наш и Бог, Отец наш во все веки».
Тов.13:4

Тут и Адонай, и Элохим, и Отец или соответственно Господь, Бог, Отец.

- Саваоф – или по сути, всемогущий. Ввиду того, что это название заимствовано от воинства, некоторые видят в Саваофе просто «Бога войны», однако правильнее видеть в этом термине идею Бога как всемогущего Владыки всех сил неба и земли.

«Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!»
Ис.6:1-3

- Альфа и Омега - сочетание первой и последней букв классического греческого алфавита, которое является наименованием Бога в Книге Откровения Иоанна Богослова, символами Бога как начала и конца всего сущего.

«Я есть Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель».
Откр. 1:8

Качество Бога, который был, есть и будет всегда – вечный. Цивилизации и народы рождаются и умирают, люди могут придумывать различные теории и несколько поколений верить в них, а потом опровергать старые теории и рождать новые, а Бог вечен и Слово Его обладает такими же качествами:

«И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек».
1Иоан.2:17

- Шаддай – переводится буквально как «Бог всемогущий» или ещё «Тот, который достаточен». Под этим именем Бог был известен Авраама, Исааку и Иакову:

«И говорил Бог Моисею и сказал ему: Я Господь. Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем "Бог Всемогущий", а с именем Моим "Господь" не открылся им».
Исх.6:2,3

Так же с именем Шаддай соотносятся такие эпитеты как «владычество» и «всё побеждающая мощь».

Так же к именам Бога, можно отнести и такие упоминания «Всевышний», «Вездесущий», «Всеведущий», «Правдивый», «Крепкий» «Пастырь мой», «Целитель мой», «Творец», «Любовь» и так далее.

«Буду радоваться и торжествовать о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний».
Пс.9:3

«Господь знает все дела людей и начинания их, и помышления их и сердца их».
3Езд.16:55

«Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?»
Чис.23:19

В Коране так же, как и в Библии, и в Торе, имена Бога относятся в большей степени к Его характеристикам или аспектам. Если добавить несколько из тех которые ещё не звучали, то можно подчеркнуть: Милосердный, Пречистый, Даритель, Возвышающий, Справедливейший, Великодушный, Воскресающий, Прощающий, Объединяющий, Обогащающий, Ограждающий и так далее.

В целом в христианстве, исламе и иудаизме используется более 150 имён Бога, относящихся к различным Его характеристикам. Можно использовать любое из них или даже несколько, или даже все, если это помогает строить с Богом более близкие и глубокие отношения, основанные на любви и уважении…