Тело женщины как прообраз Дао

Ольга Степина Ерухова
Тело женщины как прообраз Дао. Часть 1
Китайская традиция не только срединна по своей философской природе, но и крайне разумно устроена в плане ее воплощения в реальной жизни. Если какое-то явление существует, то оно признается без сомнения или отторжения. Далее оно исследуется, изучается механизм и функциональность самых разных его сторон, и затем разрабатываются различные способы эксплуатации (без отягощающего это слово коннотаций).
Уникальная особенность этой традиции заключается в длительности наблюдений (накапливаемых порой тысячелетиями), в особом терпении при структуризации и систематизации материала, в глубине и научности подхода, какой бы вопрос не стоял на повестке, в доминировании эволюционного подхода над революционными разрушениями и потрясениями. И при том что женщина, ее тело и природные качества в этой культуре всегда стояли немного особняком и существовали как будто скрытно, непроявленно, внутреннее отношение к ней было серьезным и уважительным во многих слоях империи и особенно в среде людей, изучающих пути самосовершенствования и развития различных способностей человеческого тела, энергии и сознания.
Постоянно наблюдая законы развития макрокосмоса и соотнося их с природой женского тела, китайские мастера заметили, что в этих процессах существует очень много схожего, начиная с усилия порождения и создания чего-то нового из «ниоткуда» до постоянных перемен, никогда не останавливающихся и создающих ощущение непрекращающейся игры вдоха и выдоха.
Эти познания позволили китайским исследователям опереться в их поисках внутренних законов практики на некую матрицу знаний – универсальную и одновременно очень текучую и живую. Принципы существования женского организма стали основой выстраивания методик и практик многих учений и школ. Безусловно, подобная осознанная структуризация, проделанная мужчинами, принесла большую пользу и женским течениям, опиравшимся до этого в основном на эмпирический опыт и его обработку.
Сегодня техники, созданные в рамках даосской традиции для женщины, позволяют ей лучше слышать свое тело, понимать и следовать его процессам, быть в контакте с собой и миром. Это столь необходимое понимание не только физической анатомии женского тела, но и его энергетической, ментальной и духовной структуры.


Тело женщины как прообраз Дао. Часть 2
Еще недавно человек существовал во внешнем и внутреннем равновесии, которое обеспечивалось сменой самых разнообразных циклов: суточных, сезонных, циркадных… Единение человека с природными процессами позволяло ему буквально «течь» сквозь дела и события своей жизни, при этом он успевал осознанно воспринимать их и вырабатывать сообразные усилия для своих действий.
Женщина в этом плане была гораздо более тонко настроенным инструментом: ежемесячные преобразования создавали внутри нее еще более стабильный рисунок преобразований, который находил свое отображение в макрокосмическом понимании циклов Луны. Период пустоты и полноты, перехода от тонких энергий к проявленным, от существования ничего к порождению и максимальной реализации чего-то – все это делало женскую природу непостижимой и мистической, близкой к божественной и одновременно устойчиво земной.
Осознание даосами подобных изменений в женском теле привело их к пониманию того, что женский организм наиболее полным и естественным образом отражает главный закон мироздания, который гласит: «Неизменны только перемены». При этом перемены в женском теле матричны: с одной стороны, они следуют строго обозначенным, заданным условиям (физиологические основы процессов в теле, законы возрастных изменений и т.д.), а с другой – поражают бесконечностью возможных комбинаций и разнообразных проявлений. 
И при том, что каждая женщина в миниатюре являет собой прообраз макрокосмоса (у которого есть центр, но до сих пор человеческий разум не смог постичь, где его границы и как они выглядят), есть еще одно удивительное качество ее структуры: от природы вся ее жизнь напоминает бесконечный цикл вдоха и выдоха, подобно тому, как дышит сама Вселенная, само Дао… 


Тело женщины как прообраз Дао. Часть 3
Жизнь женского тела, действительно, напоминает череду явных и тонких изменений, как будто есть некая сила, которая не только реализует саму женщину (с ее индивидуальными особенностями и личностными характеристиками), но и осуществляет какие-то особые процессы через нее – через ее тело, чувства, способность складывать описание мира и обращаться с ним, через умение порождать новое...
Способность женщины входить в непосредственный контакт с окружающим ее пространством стала поводом для появления множества наблюдений, мифов и легенд: в них женщины прядут нити судеб человека, напрямую взаимодействуют с силами природных духов, ведают историями прошлого и будущего, видят скрытое и утерянное, владеют знаниями, которые передают им травы, реки, кристаллы и животные, умеют обращаться в какие-то иные формы энергии, чтобы раздобыть ответы на сложные вопросы или излечить болезни… 
Подобно прозрачному стеклу, женщина была способна воспринимать и проводить эти большие энергии без искажения, одновременно со своей физической реализацией в обществе - в роли, соответственно, ребенка, девушки, женщины, матери, кормилицы, работницы, мастерицы, мудрой старухи-бабушки. В каких-то случаях женщина выбирала оставаться в миру и делала акцент на служении ему, в каких-то выбирала уходить в монастыри и храмы, где подобные тонкие связи становились максимально видимыми и осязаемыми для нее.
При том что женщина постоянно «захватывала» и обрабатывала некую внешнюю тонкую энергию, она также существовала в бесконечном микрокосмосе своих внутренних изменений – ее тело постоянно и циклично что-то пестовало, пахтало, взращивало и растворяло, зачинало и порождало… Тонкая игра гормонов, особенности настройки нервной системы и мозга, наличие от природы полностью реализованного энергетического центра в виде матки, большая увязанность всех процессов внутри тела – всё это центрировало внимание женщины на самой себе, погружало ее во внутренние переживания, в следование им и проживание определенных циклов, в особое самосозерцание и некий образ действий, который задавался не ментально-логически, а импульсно-телесно.
Это понятие естественной природности, истинности и чистоты, внутренней проясненности – легло в основу понимания даосами того состояния, к которому должен прийти практикующий, очищая себя от внешних отвлечений, убирая внутренний хаос и фокусируясь на очищении своей природы и достижении ясности. 


Тело женщины как прообраз Дао. Часть 4
В третьей части мы говорили о том, что в китайской традиции женщина воспринималась неким подобием глади водоема. Она была способна удерживать чувствование своей глубины, внутренней активности и чистоты и одновременно естественным образом откликаться на то, что накатывало на нее извне.
Внешняя жизнь для нее всегда была представлена двумя аспектами бытия – социумом и природой. В социуме она выполняла несколько ролей, прописанных с тщательностью хорошо проработанного ритуала: дочь, жена, мать, глава рода по женской линии. При этом она выполняла не только бытовые функции, но и выражала определенный культурологический аспект, который стоял за ее статусом: фрейлина при дворе императора, жена даоса, супруга военачальника, жена ученого, крестьянина или торговца. В каждой из этих ниш присутствовал свой язык, свои символы и коды, свое понятие достоинства, образованности, этики и эстетики.
Благодаря огромному влиянию конфуцианского учения, в китайском обществе буквально на тысячелетия сложился четко регламентированный уклад, и крайне немаловажно, что он был основан не на жестких требованиях и угрозах наказания, а на социальной разумности организации жизни и морально-этических положениях, дававших женщине опору в том, как жить свою жизнь в обществе достойно. При этом эти нормы ее и защищали, насколько, конечно, это было возможно в конкретных временных и исторических условиях.
Однако для нас более интересным представляется аспект глубокого соединения китайской женщины с природными процессами и внешними циклами. Сама способность воспринимать их и жить с ними в согласии – крайне важное знание для современной женщины. Можно говорить о том, что сегодня это одна из самых больших зон поражения, так как нам приходится говорить о глобальном световом и звуковом загрязнении, о сбивке дневных и ночных ритмов, о загрязнении воздуха, почвы и воды…
Рецепторы женщины сегодня сильно перегружены и перенастроены, что создает ей искаженное восприятие мира, которое дополнительно нагружается необходимостью реагировать на ненатуральную одежду и пищу, обилие лекарств, на низкую физическую активность наряду с высоким уровнем стресса, на исчезновение понятий сезонности и естественных возрастных циклов и т.д.


Женское тело как прообраз Дао. Часть 5
В чем сегодня заключается сложность восприятия традиционных знаний как сути культуры различных этносов и народов?
Однозначно, с точки зрения наших предков мы живем не только в невероятных, но еще и невозможных для нормальной – с их точки зрения – условиях жизни. Да, мы легко пользуемся массой вещей, которые для них находились бы исключительно в категории невероятных чудес и магии (мгновенный доступ к информации, летание по воздуху, общение на расстоянии, запечатление прошлого, управление звуком, светом, да и всей природой в целом)…
Но за доступ к этим чудесам мы платим определенную дань. В первую очередь тем, что благодаря неограниченному, постоянному доступу к различным помощникам-гаджетам у нас постепенно атрофируются многие способности и качества – интуиция, логика, память, мыслительные функции. Гарантированная безопасность существования приводит к тому, что человек все больше расслабляется и теряет внимание и собранность тела в своих действиях. Мы решили проблему голода, но получили мутации вкусовых рецепторов. Мы приобрели доступ к разным кухням мира, но смешав их, мы утратили настройку и соединение с энергией тех растений и злаков, которые исконно знала наша родовая ДНК. Мы победили страшные болезни, но ослабили генофонд человечества до критических показателей.
Благодаря рынку труда и социальным гарантиям, сегодня никто не умрет с голода, но, работая четыре десятка лет по восемь-десять часов в день, мы нарушаем все возможные природные ритмы и циклы своего организма. И этот список можно продолжать еще очень долго…
Как цивилизация мы живем в абсолютно другом измерении по отношению к нашим даже не столь далеким прародителям, мы раса высших достижений для них. Но есть нечто, что однозначно ужаснуло и скорее всего оттолкнуло бы их от всех наших богатств: утрата связи с собой, со своей душой и духом – это то, что было для них гораздо страшнее смерти. Это приравнивалось к умерщвлению при жизни.
Потеря контакта со своими желаниями и чувствами, со своим родом, со своей землей, отказ от поиска смысла своей жизни, от попытки прожить ее достойно (в рамках тех высших ценностей, что были присущи каждой культуре) – это все было бы настоящим проклятием, которое только можно было придумать для человека прошлого.
Если обобщить наши потери в одно более-менее емкое слово, то, наверное, это было бы понятие «огрубление»…  Огрубление, обесценивание, утрата индивидуального, слепота и глухота к миру, ослабление физических и ментальных настроек, зацикливание и закукливание…
На этом фоне аутентичные практики и традиции прошлого напоминают некий глоток свежего воздуха, замедление в беге по кругу, полный цикл глубокого вдоха и выдоха, пускание в свою жизнь пения утренних птиц, заката, снегопада и песен ветра… Это удовольствие от своего тела, восприятие движений души и, возможно, самое главное – гармония и уравновешенность в своем бытии…   


Женское тело как прообраз Дао. Часть 6
Существуют определенные объективные сложности, когда мы начинаем размышлять о той или иной культуре, пытаясь понять ее суть и найти ей место в своей жизни.
Каждое учение исторически создавалось под воздействием целого ряда факторов: социальный уклад, уровень понимания отношений человека и макрокосмоса, «научная» картина мира своего времени, развитие определенных физических и психических свойств человека…
Когда мы говорим о китайской культуре, то можем заметить, как тонкость проникновения в суть процессов, глубинное переживание наблюдаемого, опора на эмпирический опыт, вера в многомерность вселенной, поиск уравновешенности, особой эстетики и гармонии внутри человека и вовне его породили учение о Дао в виде стройной концепции о циклическом развертывании вселенского бытия. Именно через призму этой картины китайцы воспринимали и изучали человека, подтягивая его не к частному (временному, социальному), а к универсальному, космогоническому.
Однако со временем, по мере укрепления основ цивилизации, когда ее структура становилась все более жесткой и детерминированной (можно сказать так: когда взгляд человека от созерцания звезд, божеств и природы обратился на другого человека и на материальное), различные учения стали обрастать чертами, характерными для других структур общества. Так начали появляться официальные храмы и ритуалы служения, стало определяться место адептов различных учений в обществе (изгнание и преследование, почитание и вознесение). Начали формироваться школы и учения, различные виды иерархии, возникли идеи конкурентности и большей или меньшей «истинности», разделение на мужское и женское, на внешние и внутренние знания и т.д.
Особенность китайской культуры в том, что эти оппозиции никогда не достигали своего предела, не создавали конфликта бескомпромиссных крайностей. Можно сказать, что китайцы все время «варили» идею о слиянии и уравновешении, о допущении равноправного существования всего. Крайне ценной была идея, что смысл бытия есть суть постоянных перемен, и человек, подобно символической золотой рыбке, всегда имел выбор войти в свежий поток течения и двигаться в новое, эволюционное для себя.
Редуцировать подобный взгляд до узкопсихологических, сексуальных, манипулятивных техник, выдаваемых сегодня под лейблом «даосские практики», невозможно. Дао, и в частности Женское Дао, – это не про красоту, не про либидо, не про 10 золотых упражнений для женщин, не про силу энергии улыбки, не про женскую самодостаточность и не про способность программировать себя! (Всё это описания с широких полей интернета)… Это даже не про изучение основ учения (пять стихий и восемь триграмм) и не про здоровье тела.
Это скорее про широту философского взгляда, про поиск гармонии (не в ее утилитарном смысле), про особую эстетику восприятия жизни, про усилие проживания при ежедневной работе над собой, про поиск существования в единении с природой и Небом, про изучение своей личностной природы, души и духа.
Это наука, которая, безусловно, имеет своим базисом то, что открыли далекие предки, но одновременно это учение, которое трансформируется вместе с человеком, являя этим саму суть Дао – путь перемен. Вот эта пропорция – древнего и современного – как раз и определяет ценность или поверхностность того, что предлагается сегодня.


Женское тело как прообраз Дао. Часть 7
Вроде бы с самого раннего детства современные люди впитывают причинно-следственные законы мира, довольно глубоко изучают в школе системность, четкую взаимосвязь и взаимовлияние явлений физического, химического, биологического мира. Но в какой-то момент мы почему-то вдруг решили, что всё это никак не должно учитываться в отношении нашего собственного тела и процессов в нем.
Откуда-то пришла и прижилась идея, что тело можно игнорировать и оно справится само, что можно без последствий бросить, например, большой спорт, начать в любом возрасте тянуться или наращивать мышечную массу, как-то бездумно проходить через случающиеся в жизни нагрузки (роды, восстановление после аварий, какие-то болезни, серьезно поражающие тело). Что можно сидеть годами в офисе по 8-10-12 часов, тратя на дорогу еще час-два…. Или сидеть, а потом потеть, нагружая себя до бессилия, в соседнем фитнес-центре.
Мы плюем на возраст, пол и характеристики своей конституции и отчаянно, волевым усилием «гнём» всю эту психофизику в том направлении, в котором маячит красивая картинка, созданная кем-то извне.
Однако понятие пути Дао в китайской традиции, как объемной системы мировосприятия, всегда базировалось на концепции системности и последовательности в сочетании с вырабатыванием определенного внутреннего сознательного уважения к этим законам.
Не «Я хочу, значит, так будет!» (пусть даже ценой насилия и разрушения), а «Я все время изучаю общие законы жизни тела и энергии и сверяю их со своим телом». И только на основе такого глубокого слушания и уважения создаются правила жизни, дарующие гармонию и ясное, активное долголетие.


Женское тело как прообраз Дао. Часть 8
Концепция Дао представляет собой уникальное учение, равного которому по объему и глубине человечество пока так и не создало. Это свод понятийно-философских идей, которые покрывают буквально все сферы осмысления, доступные человечеству, – от космоса и общественного уклада государства до работы внутренних систем человека. Это становится возможным благодаря универсализму законов, которые формируются максимально матричным образом и поэтому могут быть экстраполированы на самые разные области бытия.
Главный закон досизма был сформулирован Лао Цзы в «Дао дэ Цзине», и звучит он так: «Дао рождает одно, одно рождает два, два рождают три, а три рождают все сущности…». Этот постулат сегодня на слуху у довольно многих людей, но зачастую мы не дорабатываем его восприятие с позиции анализа. А дорабатывать стоило бы, особенно, в областях воспитания и образования юных поколений – от малышей до тинейджеров, так как понимание этих основ обучает нас порядку, заложенному самой природой. (В даосской терминологии - для того, чтобы «следовать потоку», а не бороться против него, что само по себе бессмысленно).
Сегодня есть ощущение, что мир принял только последнюю часть высказывания Лао Цзы – в той части, где «три порождает всю тьму вещей» (как еще иногда переводят этот кусочек). И мы оказались в круговерти и хаосе этой «тьмы», потеряв видение того, что все восходит к Одному, что за всем стоит единый порядок, закон, мера и усилие порождения.
С практической точки зрения для женщины это означает, что ее тело не набор физиологии, рефлексов и случайных процессов, а суть выражение чего-то Единого, что изначально легло в основу ее природы, в задачу ее порождения именно в таком теле. Способность прийти к постижению этого ядра и есть то высшее достижение, к которому во все времена стремились люди, желающие познать себя. 
О том, что это возможно, говорит все тот же Лао Цзы: «Все существа носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию»…


Женское тело как прообраз Дао. Часть N
Путь имеет свое начало, у него есть форма и своя мерность прохождения, есть процесс преобразования при движении и промежуточные результаты, подобные неким стоянкам, на пути к финальной точке завершения. К точке, которая может являться финалом бытия одной структуры (человеческого тела) или же ее преобразованием в другое состояние…
Любой физик или математик расскажет вам про жизнь больших и малых систем, про законы, которые в них работают, про исключения из правил, про постоянные или переменные данные, про уравнения, которыми та или иная система описывается. Само человеческое сообщество с позиции системности сегодня изучает вроде бы множество наук: экономика, политология, социология, юриспруденция, культурология, лингвистика, педагогика, антропология, философия и психология…
Но если первая часть из них уперлась в «искусство ради искусства», жонглируя большими цифрами и управляя некими потоками, где человеку уже и нет места (самый наглядный пример сегодня – идея криптовалюты), то вторая половина, наоборот, может быть, и рада бы служить человеку, но он сам обозначил, что в его жизни им места нет…
Прагматичность современной жизни говорит нам, что времени на философию, исследование истории человечества, психологию, изучение важности воспитания и языка у нас просто нет. Те же отдельные школы этих наук, которые все-таки существуют, иногда очень ригидны и не склонны к диалогу и синергии различных подходов, зачастую демонстрируя авторитарность и негибкость.
Сегментированность подобных подходов все больше приводит к разделенности знаний, к распаданию картины мира на отдельные фрагменты, на утрату видения своего места в этой картине, к утрате ответственности за свою жизнь, к потере веры в себя…
Выход – в способности вырвать у ежедневности немного времени и пространства с тем, чтобы погрузиться в изучение глобальных систем мироописания, созданных и отработанных нашими предками за тысячелетия. Что это будет – путь Будды, Дао, Аллаха или Иисуса, шаманский путь единения с природой или греческий путь осознанного постижения всего – не важно. Важно появление параметров системности, которые смогут настроить нашу жизнь вплоть до самых малых дум и дел…