Котлеты-по-Тихановски

Галина Айзенштадт
  "И как бы нам не хотелось отрицать это, мы стали эмигрантами",- это заявление  Светланы Тихановской прозвучало на конференции белорусов мира, которую ее офис проводил 24-25 сентября в Вильнюсе.
  На нее, по словам организаторов, приехали представители "более 27 стран и 40 организаций мира".
  Тихановская отметила, что борьба за перемены в Беларуси приняла затяжной характер и требуется выработка новой стратегии для ее продолжения, а, значит, и более тесная, скоординированная работа с диаспорой.
  "Каждый  из вас сделал очень много. И я знаю, что для большинства из вас помощь Беларуси стала полноценной работой во вторую смену...Я знаю, как это выматывает, и поэтому искренне благодарю...",- говорила Тихановская, подчеркнув, что "физически покинув Беларусь, я стала гораздо больше знать о белорусах", и что белорусы за рубежом еще очень много могут сделать во благо своей родины.
  "Они думали, что сейчас, как и сто лет назад, физический отъезд  равен исчезновению и невозможностью продолжать борьбу...Я действительно верю, что в наших силах сохранять энергию и делиться ею с теми, кто в Беларуси",-правда, каким образом "делиться" с теми, доступ к которым практически наглухо закрыт, Тихановская не стала развивать.
  Нельзя было не обратить внимание на то, что  сбор офисом Тихановской представителей диаспоры произошел после недавнего заявления бывшего лидера Белорусского народного фронта Зенона Пазняка о том, что положение дел в Беларуси таково, что теперь белорусы в Отечестве и за его пределами должны "выратаваць сваю краину"(должны спасти свою страну). Поэтому он объявляет о создании временного  чрезвычайного правительства за рубежом, который возьмет на себя функции "чрезвычайной власти в период перемен".
  Это заявление Пазняка взбудоражило политиков, как и он, проживающих за рубежом, особенно из "новых", в первую очередь Франака Вечерко, главного советника Тихановской, и руководителя НАУ Латушко.
  Зенон Пазняк в эмиграции с 1996 года, но всегда продолжал присутствовать в белорусской повестке дня, поскольку соединил в себе в одном флаконе Ленина и Герцена.
  Поскольку он перестал быть лидером БНФ(одним из подсидевших его на этом посту был Винцук Вечерко, отец Франака, вставшем у руля БНФ), Пазняк создал из оставшихся  верным ему членов БНФ свою партию и руководил ее из эмиграции.
  Одновременно неустанно "как Герцен" писал обличающие режим Лукашенко статьи и книги, часто спровоцировав ими жесткую полемику, в зависимости от того, кто откликался на них.
  Несмотря на 77 лет, он энергичен, полон планов и амбиций, и поэтому, какими бы нереалистичными выглядели его планы, их боятся, потому что до сих оппоненты Пазняка побаиваются его бескомпромиссных высказываний и оценок.
  Когда Тихановская оказалась в Вильнюсе, Пазняк пытался связаться с ней, но это ему не удалось.
  Будь у нее советником не Франак Вечерко, вероятно, удалось бы. Но это тот случай, когда сын продолжает дело отца,-как в политическом, так и личном плане.
  Менеджер по СМИ(такова специализация Франака) умело направляет Тихановскую в нужном ему направлении, поскольку она и в истории Беларуси, даже самой недавней - истории БНФ), и в современной политике как слепой котенок без его пояснений и наставлений, хотя и быстро обучается, но, скорее, как запрограммированная говорящая кукла.
  "Мне очень жаль, что годами мы не видели друг друга, жили каждый в своем маленьком мире. Но я горжусь тем, что стала свидетелем исторического момента, когда это изменилось, и мы начали чувствовать себя частью целого мира",- Тихановская в силу жизненных обстоятельств действительно жила "в своем маленьком мире", и поэтому, вероятно, до сих пор не знает о том, что в Беларуси с 1990 года существовало "Згуртаванне беларусау свету "Бацькаушчына"(Объединение белорусов мира "Отечество"), ликвидированное нынешней властью 24 сентября, как раз в первый день конференции, проводимой офисом Тихановской, но об этом на ней даже не упомянули.
  Как и о том, что в свое время в Беларуси проводилось несколько представительных конгрессов белорусов света, на которых выступали Пазняк и председатель Верховного Совета Станислав Шушкевич.
  Все только начнется с "эпохи Тихановской"?
  Такова, судя по всему, цель и программа офиса Тихановской, разработанные ее советником.
  Почему возникла такая необходимость?
  Беларусь стала исчезать с мировой повестки дня. Это заметно и по тому, что визиты Тихановской в Европу, по сути по второму кругу, уже не столь впечатляют.
  Их уровень значительно ниже, чем был прежде. Это видно по результатам визита Тихановской во Францию в первой половине сентября.
  В одном из французских изданий Тихановская заявила, что "счастлива, что президент Макрон был первым главой государства, кто встречался со мной год назад... Попрошу помочь нам успешно завершить то, что мы начали при его поддержке",- надеясь на новую встречу с ним.
  Однако Макрон не принял ее, а встретиться с ней поручил министру иностранных дел.
  Были встречи Тихановской в парламенте и с главами нескольких партий, ее также приняла мэр Парижа.
  Но отказ Макрона от встречи говорит сам за себя. Ему не до нее, не до Беларуси,- своих забот хватает, да и выборы президента в следующем году.
  В общем, офису Тихановской приходится перестраиваться, искать новое занятие, чтобы и самому не исчезнуть с повестки дня.
  Чтобы желающих приехать на конференцию было больше, всех их обеспечили на эти два дня бесплатным проживанием в гостинице и питанием.
  Видимо, недостатка в финансовых средствах офис не испытывает, фонды помощи ему работают бесперебойно. Когда же спрашивают о работе фондов помощи белорусам, ставших эмигрантами, и тем, ко остался дома, Вечерко отвечает, что офис не контролирует распределение средств, что не может не вызывать недоумения.
  Тем не менее, помощь эта фигурирует в программе, озвученной на конференции, как и помощь проектам по универсальной юрисдикции.
  Почти год назад говорилось о том, что одно такое дело уже начато в Литве по факту зверского избиения силовиками владельца магазина цветов в Минске, но с тех пор ничего о нем не слышно.
  Среди планов программы офиса есть и такой пункт как "запуск белорусских школ и медиа".
  Идею создания белорусских школ за рубежом впервые озвучил Зенон Пазняк. И вот теперь ее перехватил офис Тихановской.
  Впрочем, наверняка у Вечерки есть и свои планы,- как "создать Беларусь за пределами Беларуси". И ему даже придет в голову- реализовать идею мужа Светланы Тихановской Сергея, о которой он написал одному из земляков-гомельчан, опубликованное на сайте белорусской службы радио "Свобода".
  "Вот нет какого-то нашего гомельского блюда. Может, когда-то это станут "котлеты по-Тихановски".
  Далее он рассказывает, как и из какого мяса их готовить, добавляя, что секрет приготовления готов рассказать самим гомельчанам, когда они встретятся.
  "Возможно, не только в Гомеле их возьмут на вооружение. Нужно вообще белорусскую кухню освежить, а то иностранцы знают только драники.
  Поскольку Тихановских уже неплохо знают в мире, то котлеты моего рецепта могут иметь успех".
  Муж Тихановской уже второй год сидит в тюрьме, но приговор ему все еще не вынесен. А кода вынесут,  это будет длительный срок.
  Но "котлеты по-Тихановски" можно запустить уже и теперь. Вряд ли Сергей будет возражать, ведь заменила же его жена в роли кандидата в президенты.
  Почему бы Светлане не сыграть и на этом поприще, поскольку борьба с режимом Лукашенко перешла в затяжной кризис?