Мечта идиота

Александр Михельман
Есть у нас с коллегой невинная такая привычка, в обед смотрим скаченное кино и мультфильмы с планшета. Я-то вирусов боюсь, да и техника старая, потому все скачивает товарищ, а значит, за небольшим исключением, и выбирает. К счастью, у него хороший вкус, в основном. Но, иногда, бывали и исключения. Вытащил планшет с хитрой улыбкой, сразу понял, приготовил нечто редкое. Или редкостное. Как повезет.


- Представляешь, наши, наконец, сняли нечто стоящее в стиле фэнтези, про драконов, ты же любишь такое, - заявил коллега.


- Думаешь? – я хмыкнул. – Сильно сомневаюсь, с девяностых годов прошлого века не сняли ничего, достойного чего-то, кроме немедленного уничтожения, если не считать «Смешариков» (рисованных, не компьютерных, тех уже испортили), первых трех «Богатырей» и, пожалуй, «Князя Владимира».


- И ещё фильма «Остров», - напомнил товарищ.


- Ладно, добавь и это в список, - решил не спорить я, - не бывает такого, чтобы гнали халтуру массово, в лучшем случае, плохие копии американских фильмов. И чем громче реклама и больше хвалебных и восторженных отзывов, тем сильнее разочарование при попытке просмотреть, Потому, я уже лет пятнадцать не пробую, чтобы не разочаровываться. Так что, может не надо? Помнишь, что было, когда ты пытался показать «Мы из будущего»? Я неделю после матерился и отплевывался.


- Отличие фэнтези в том, что там не ждешь ничего правильного, - возразил коллега, - и тебя, как историка – любителя никакие косяки не оскорбят.


- Плохо, что так считают, - я поморщился, - отличие хорошего автора фэнтези от плохого именно в наличии знаний по разного рода вопросам. Я постоянно что-то изучаю, ищу новых знаний и идей. А когда фантазия одинока, получается убогий бред и пародия на классиков. Толкин, один из законодателей жанра, напомню, был профессионалом, знатоков, а то, что напутал, кое-что, просто потому, что классических эльфов не любил.


- Можешь и не смотреть, если не хочешь, кому же хуже? – товарищ надулся.


- Да посмотрим, куда я денусь с подводной лодки, - я пожал плечами, - обещаю даже не критиковать, слишком сильно.


- «Критиковать»? – собеседник фыркнул. – Да ты паровым катком закатываешь сценаристов в асфальт, даже гениальных, так что лучше вообще рта не открывай, не распространяй негатива и не порть настроение.


К счастью, природа мне помогла, одно ухо не слышит почти совсем, и как раз то, что смотрит на коллегу, когда сидим за столом. Опираешься на руку, затыкая второе ухо, потом отвлекаешься от картинки на экране, уходя в собственные мысли, вроде смотришь и не видишь, час пролетел незаметно, как и второй, на следующий день.


- Ну, как? – спросил товарищ, когда закончился просмотр.


- На разок глянуть можно, - я передернул плечами, - чуть приличнее, чем обычно, глядишь, лет через сто, опять научатся снимать, хотя бы, на уровне советского кино. Но, спасибо, что показал, дал надежду старику на лучшее.


- Ух, ты, в твоих устах это звучит, как похвала, - коллега похлопал в ладоши, - а я ведь не просто так докапывался. Из-за того, что фильм оказался настолько успешным, решили сразу снимать вторую часть, но автор одна не поспевает, ищет литературного негра, или соавтора, а ты много работаешь с другими писателями, имеешь большой опыт. Короче, записал, жди, вдруг ответ придет?


- О, вот за это спасибо, - обрадовался я, - обещаю, если чего из этого получится, половина доходов тебе, ещё похлопочу, чтобы хоть пару песен твоих вставили, даже знаю, чего подошло идеально.


- У всех компаний есть свои композиторы, - отмахнулся товарищ, - да и рок композиции плохо подходят к фэнтези, вот если бы ужасы снимали или порно, тогда да.


- Порно не совсем мое, вот ужасы могу, - я улыбнулся, - знаешь, такое насочиняю, поседеют даже маньяки – убийцы.


- Сомневаюсь, что подобное потребуется, - коллега фыркнул, - давай, я просто за тебя порадуюсь, если удастся, главное, не испорть при общении. Ты же вечно или лебезить начинаешь, или унижать, спугнешь работодателя.
               

****


Шансов, что со мной свяжутся, не было совсем, в конце концов, кто я такой? Просто никому не известный автор с Прозы ру без особых достижений. Однако, где-то через недельку, пришло приглашение пообщаться по «Скайпу» от автора нашумевшего фильма, оказалось, ещё и женщина. Я сразу послал свой адрес, но предупредил, что стесняюсь разговаривать вслух, весьма косноязычен, предпочитаю переписываться.


Сразу был вызван. Поприветствовала, сказала, что читала кое-что из моего, восхитилась количеством и скоростью работы, хотела бы попробовать работать вместе. Спрашивала, смотрел ли я её фильм? Умный человек бы сказал, что да, является поклонником, однако, я предпочитаю честность.


«Принципиально не смотрю современное отечественное кино, - пояснил я, - как-то попробовал «Волкодава», (всегда был поклонником Марии Семеновой, пока она не исписалась), матерился так, что окна звенели, во всем районе. Это ещё надо было постараться, чтобы испортить шедевральный материал! Сценаристу удалось. Казалось бы, чего надо? Берешь то, что написано и показываешь, нет, вообразили себя умнее, и вышло такое… ночью приснится, трусами не отмахаешься».


«Тогда зачем вы подали заявку на участие, если считаете, что все так плохо»? - поинтересовалась женщина.


«Ну, вы не путайте работу с предпочтениями, - возразил я, - скажем, терпеть не могу ужастиков, никогда их не смотрю, но когда соавторы предложили поработать в этом жанре, с удовольствием написал несколько книжек. Трудясь с вами, получу бесценный опыт, возможно, понравлюсь, и пригласит кто-то ещё. Давно хотел попробовать накатать сценарий для компании Диснея, пора уже русским сценаристам реабилитироваться, «Книга мастеров» и «Последний богатырь», кошмарная халтура. А диснеевским принцессам не хватает еврейки для коллекции. Сколько у нас времени на работу»?


«Два месяца», - пояснила собеседница.


«Должно хватить, - я потер руки, - я книжку в четыреста страниц пишу за месяц, вам ещё останется поправить, все, чего не по душе. Стану присылать по одной главе в четырнадцать страниц, каждый день. Единственно, пришлите старый сценарий, прошлой книги, чтобы видел, как должно выглядеть, я киносценариев ещё не писал. Заодно узнаю, о чем у вас там речь. Укажите и то, чего желали бы видеть».


«Беда в том, что я сама не знаю, потому потребовался соавтор так же, - призналась автор, - сейчас все пришлю. А как насчет оплаты, кстати»?


«Давайте поговорим об этом, когда фильм начнут снимать, - отмахнулся я, - тогда сами цифру назовете. Мне важнее реклама и опыт».


Знаете, сюжетец оказался не так уж и плох: драконы, умеющие превращаться в людей, один такой взялся похищать девушек и кушать их. В очередную жертву влюбился, пережили целый ряд приключений, разной степени банальности, а в конце оказалось, что невеста так же дракон. Типа, детенышем попала к людям, в человеческом облике, выросла, не зная своей природе, а, в финале, когда дошло до драки со злым ящероидом, спасая любимого, преобразилась. Хотя, вопросов возникло немалое, а так же своих мыслей по лучшему развитию, записал все и отправил, надеюсь, не обидится за это. Зато, произведение меня прекрасно вдохновило, так случается, с жаром взялся за дело и управился всего за три недели. Работодатель особо не возражала, не критиковала, хотя, мне казалось, что чем-то постоянно недовольна, раздражение сквозило в каждой строчке. Я такое уже чувствую, опыт богатый, в том числе и негативный. Худший вариант соавтора, когда молчит – молчит – молчит, а после, в самый неожиданный момент, как «прорвет», начнет высказываться и разрывает отношения. Обычно, я просто вздыхаю и доделываю все сам, при нужде, выбрасывая соавторское, а тут заказчик, выкинут самого. Но, пока что, разве подправляла некоторые диалоги, чтобы было в её стиле, на что ушла ещё неделька, а после сказала, мол, ещё раз все-все-все перечитает и отошлет в компанию, если примут, рассчитаемся. И… куда-то делась. Не дождавшись никакого ответа, махнул рукой, прибавил эту неудачу к числу других и занялся другими проектами. Однако, примерно, через неделю, на работу явился коллега, весьма взволнованный.


- Ты ничего не знаешь, конечно же? – уточнил он.


- А должен? – мои брови поползли вверх.


- Как всегда, телевизор мы не смотрим принципиально, радио не слушаем, в интернете сидим только на Прозе ру, - товарищ вздохнул, - сейчас переоденусь и покажу видео.   


Я думал, что война началась, или экологическая катастрофа, или ещё чего, но ведущий на экране, со скорбным видом сообщил, что умерла знаменитый автор, сценарий кинохита. Покончила с собой. И даже процитировал предсмертную записку. «Я ухожу потому, что разочаровалась в жизни, в творчестве, и в самой себе. Будучи домохозяйкой, тридцать лет писала одну единственную книгу, вообразила себя настоящим писателем, особенно, после того, как предложили экранизировать, однако, когда компания потребовала написать новый сценарий, вынуждена была пригласить соавтора. И он, мало того, что показал мне недостатки прежней, открыл глаза на недостатки, да ещё и, за какие-то три недели, после своей основной работы, написал новую книгу, в сто раз лучше, ярче, мои собственные герои стали объемнее, живее, диалоги свежее, добавился юмор. Разница оказалась столь велика, что самоуважение опустилось, примерно, до нуля. Оказывается, просто занималась ерундой столько лет, успех был чем-то случайным и то потому взяли, что у нас культура на таком низком уровне, любого, у кого есть деньги, напечатают и экранизируют, сколь бы плох он не был. Ставить свою фамилию под чужим текстом посчитала невозможным, а неизвестного автора никто не стал экранизировать, потому приняла единственное правильное решение, чтобы никто и никогда уже ничего не потребовал и не попросил, не заставил изменить канонического текста первого тома, на манер древнего законодателя. Уйти на тот свет, благо, не религиозна. Заодно, дополнительная реклама моего произведения, мертвый сценарист больше ценится, чем живой». После ещё показали представителя кинокомпании, и тот заявил, что было принято решение не снимать нового кино - продолжения, более того, автору, доведшему нашего сценариста до самоубийства, объявить обструкцию, договорились и с другими коллегами, чтобы пообещали не иметь никаких дел со злодеем, какой бы шедевр он не принес. Его карьера сценариста официально закончена, не начавшись толком».


- Вот ведь дура, чувствовал, чего-то очень не так, - простонал я, закрыв лицо, - если уж до такой степени завидовала, могла отомстить проще и без жести. Сказала, что результат не нравиться, обратилась ещё к кому-то, как вариант, потребовала компенсацию за потерю времени, подорвав финансовое благополучие окончательно. Учитывая, что я – никто, больше не стал лезть, куда не надо, добила. Да и повода завидовать не имелось. Все авторы разные, один пишет быстрее, другой медленнее. Вон Мэри Шелли, придумала Франкенштейна и на этом успокоилась, а какая слава! У меня огромный опыт, между прочим, пятнадцать лет пишу, сочиняю едва не с рождения, и вообще, довольно быстр, да ещё специализируюсь на экшене, да и на готовом материале и с существующим миром работать проще. Убрал все розовые сопли, добавил драк и вуаля. А теперь себя погубила, на меня грех повесила, спасибо, если поклонники покойницы не узнают фамилии моей и не начнут преследовать, как вариант, даже побьют или пристукнут… Но, мы же самые умные, уйти, так с шумом. Забывает, что зрители быстро все и всех забывают. Кино не из тех, которые смотрят каждый день, появятся новинки, в моей жизни, надеюсь, ничего не изменится, просто потерял три недели, а для бедняжки все окажется закончено, навсегда.


- А ты точно ничего ей не ляпнул, по своему обыкновению? – спросил товарищ.


- Если бы так, - я вздохнул, - знаю, что умею сильно ранить, случайно вырвавшимся словом, но тут совершенно не тот случай, просто, как и всегда, сбылась мечта идиота…