А Васька слушает, да... Да! Но дальше что?!

Марат Авазович Аваз-Нурзеф
На коллаже. Верхний ряд: Василий Иванович (слева) и Самсунг с душой открытой (справа). Нижний ряд: маска злодея (в оригинале – слева, справа – после редактуры).



~~~~~~~~~~~~~~ В ВИРТУАЛЬНУЮ ПРИЁМНУЮ
~~~~~~~~~~~~~~ ПРЕЗИДЕНТА УЗБЕКИСТАНА

~~~~~~~~~~~~~~ Прошу направить данный файл
~~~~~~~~~~~~~~ в прокуратуру Ташкента
~~~~~~~~~~~~~~ или Юлдузбадского района.


Моё обращение касается мошеннических действий по ремонту моего холодильника Samsung: нижняя камера – морозильник, верхняя – холодильная. Мастер – Чафаев Василий Иванович, индивидуальный предприниматель. Зарегистрирован в Юлдузбадском районе Ташкента. Его телефон: (99) 1119944.

Я – Алмазов Руслан Ибрагимович. Литератор. Литературное имя – Алмаз Рус Ибра-Нур. Аббревиатура – АРИН (ARIN). У меня плохой слух. Его снижение началось 30 лет назад. Более 15 лет живу один. Последние лет 5 избегаю телефонных разговоров. Общаюсь с людьми только через Телеграм-мессенджер.

Где-то с 20 августа был очень занят подготовкой книги для её загрузки на интернет-платформу от онлайн-издательства «ЛитРес». Раз за разом последовательно загружал 5 вариантов (каждый – взамен предыдущего). Последний – вечером 17 сентября.
Книгу, её данные можно просмотреть на сайте (адрес не указываю: тут – не пропустится!).

Освободившись от напряжённой работы по книге, стал искать мастера для ремонта холодильника.

Нашёл на olx.uz: Арнольд, телефон (99) 1114122. Телеграма на его девайсе нет. И, несмотря на свой слух, никудышный для телефонных разговоров, я всё-таки был вынужден позвонить ему утром 18 сентября. С великим трудом поговорил с ним. Он сказал, что приедет в обед.

Приехал на своём белом «Спарк»е. Мы с ним встретились возле филиала «Халк банки» (Народного банка), расположенного рядом с моим домом. Сказал: «Меня зовут Вася». Получалось, что его отправил ко мне Арнольд.

Итак, в обед 18 сентября Вася впервые вошёл в мою квартиру. На лоджии выдвинул холодильник из проёма между стеной и шкафом, трёхэтажным, до потолка. Результат его диагностики: надо менять мотор. Вместе с работой будет стоить 1 млн. 900 тыс. сумов. Это – как раз моя двухмесячная пенсия, на которой я и живу. И, в общем-то, стоимость холодильника средних размеров. Но Вася был непреклонен. Уступил только 50 тысяч. Я был вынужден согласиться с такой ценой. Не мог же я пойти на разбор оконно-дверного блока между лоджией и комнатой, чтобы другой мастер увёз холодильник для ремонта в свою мастерскую. Или для того, чтобы отдать старый холодильник скупщикам, а купить новый. А без разбора двери лоджии вместе с его боковыми поддерживающими брусками (блок был установлен по моему заказу в самом начале 2020 года мастерами-плотниками) невозможно ни вынести старый холодильник, ни занести на его место другой. Потому от Васи, делающего ремонты на месте, я никак не мог отказаться.

Выходя из моей квартиры, Вася сказал, что сейчас я ему должен дать один миллион. У меня есть слуховой аппарат, но он помогает мне в общении только в тихой обстановке, один на один. Я ответил, что если это задаток, то сумма слишком большая. Вася опять стоял на своём. Это я только на 5-й день понял, что Вася специально потребовал большой задаток не на лоджии, не возле холодильника, а на пороге квартиры: мол, либо даёшь миллион, либо я уйду, а ты останешься со своим неисправным холодильником.

Я снял в банкомате со своей пенсионной карты деньги и вручил Васе. Он мне дал расписку, подписался и поставил свою печать. Именно с этой расписки я и знаю данные мастера, сразу же приведённые в начале данного обращения.

Получив миллион, Вася сказал, что приедет вечером или завтра утром. И уехал. Я же, вернувшись домой, написал обо всём происшедшем сыну Самаду. На моей карточке оставались совсем небольшие деньги, и сын сразу перевёл мне 900 тысяч сумов.

Вася приехал вечером. Напомню: 18 сентября. У меня ещё днём возникла очередная литературная потребность, а именно: книгу, загруженную накануне, казалось бы, в окончательном варианте, дополнить новыми главами. Поэтому я сидел в комнате за ноутбуком, а Вася занимался часа два холодильником на лоджии.

Холодильник "заболел" месяца полтора назад. Стала повышаться температура в морозильной камере: день за днём от – 18 градусов постепенно поднялась до нуля, а потом пошла и выше. При том, что холод в верхней камере поддерживался на приемлемом уровне.

Закончив свою работу, мастер подозвал меня. Морозильник явно работал, его трубки были холодными, температура в нём была уже минусовая. Стенки холодильной камеры тоже начали охлаждаться. Вася стал собирать свои инструменты. Я показал на старый мотор-компрессор, снятый с холодильника, и сказал: «Забирайте его, мне он не нужен». Вася согласно и с некоторой радостью кивнул головой.
Снова банкомат. Деньги. Их вручение Васе. И на прощание он сказал: «Будут проблемы – напишите мне на Телеграм. Телефон мой – в расписке».

Через некоторое время во мне возникли сомнения: температура в морозильной камере понижалась, а в холодильной – была +19 и не изменялась. Я переждал часа три. Убедившись в неисправности, написал Васе. Он ответил почти сразу: «Не беспокойтесь, завтра утром решим ваши проблемы».

Я его прождал весь день. И только вечером написал ему. Он откликнулся часа через два: «Был вынужден заехать в автосервис за ремонтом своей машины, весь день на это ушёл. Завтра до обеда приеду к вам».

Завтра – это уже 20 сентября. Васи не было весь день. Вечером я опять был вынужден написать ему. Ещё раз изложил ему свою ситуацию: писатель, срочно работаю над книгой; всё своё домашнее хозяйство веду сам; едУ готовлю на несколько дней; молоко скисло, помидоры плесневеют, чтобы полный казан шавли (узбекская рисовая каша с мясом) не протух, каждый день дополнительно ставлю на огонь; холодильная камера нужна обязательно, не поставишь же в морозильник яйца, катык (так и называют все в Узбекистане, а это – домашний кефир), молоко, помидоры, едУ, – превратятся в камень.

Вася приехал, когда за окном было темно. Где-то час провозился с холодильником. Я плотно работал над новой главой для книги.

Мастер подошёл ко мне. Я надел слуховой аппарат. И вот его слова: «В холодильнике внутренняя течь, фреон вытекает, доступ невозможен к этой неисправности. Можно поставить на заднюю стенку конденсатор от советского холодильника. 400 тысяч. Денег не возьму». Я, конечно, согласился. И про себя думал: хороший он всё-таки человек; много работает – допоздна; крутится, как белка, в колесе; вот пошёл навстречу моим бытовым проблемам, сделает так, чтобы холодильник действовал.
На прощание Вася сказал, что приедет завтра до обеда.

Завтра – это 21 сентября. Последний день месячного действия моего тарифного плана кабельного интернета от Узонлайн. Трафика ещё много: более 1400 мгб из 6000. Но из своего опыта знаю, что Узтелеком за 9-10 часов до полуночи лишает клиента возможности выхода на любой сайт, оставляет доступ только на свой. Это – мягко говоря, уловка Узтелекома, которую я неоднократно испытывал на себе: досрочно отобрать у клиента остаток трафика, заставить его заплатить за пролонгацию тарифного плана, сдвинуть срок действия на один день назад, – всё в свою пользу. И в этот раз так оно и случилось. Книга, дополненная новой главой, была готова к 17 часам, а интернета нет, загрузить не могу. От Васи ни звука, ни знака. Несмотря на свой никудышный слух, был вынужден позвонить ему. Еле понял, что он приедет через час-полтора. А приедет ли?! Неизвестно. Может, у него дела не кончатся в 20 часов. Или ещё позже. Опять позвонил Васе: «Я должен ехать к сыну. Мне нужен интернет. У него – безлимит». Мастер ответил, что тогда приедет завтра до обеда.

Холодильник я полностью отключил, вынув вилку из розетки ещё вечером 20-го сентября.

22 сентября. Вася приехал в третьем часу дня. Стал ставить конденсатор от советского холодильника на заднюю стенку корейского. Я сидел за ноутбуком: мне нужно было написать несколько писем, которые думал отправить от кого-нибудь из своих родственников – сына, дочери, или сестры. На фото – Вася, инструменты, Самсунг и конденсатор (левый снимок верхнего ряда коллажа).

Мастер подозвал меня. Холодильник был уже задвинут им на место. Открыл дверь нижней камеры, из которой дыхнул мороз. Хорошо! Открыл дверь верхней камеры, чтобы я рукой потрогал её стенки. «Вижу, – сказал я, – задняя стенка уже снеговым налётом покрывается. Значит, нормально всё».

Опять-таки на пороге квартиры Вася показал мне 4 пальца: «Четыреста за конденсатор». Огорошил! Я же считал, что Вася за счёт большой суммы, которые он с меня получил ещё 18 сентября (1,85 млн. сумов), доводит свою обязанность передо мной до конца, исправляет свои промахи, недочёты и необязательность в выполнении своих обещаний, а также как бы извиняется за то, что я ждал его несколько дней, писал ему, испытывал всякие неудобства, в том числе с продуктами, едой, питанием. Да, я был подавлен и сумел только сказать: «Сейчас у меня нет денег. Как будут – потом рассчитаемся». Денег у меня в самом деле не было. Наличными – всего 6 тысяч (на молоко утром, которое привозят с области), на карте – лишь двести тысяч до получения пенсии. Я совершенно не был готов к такому повороту требований Васи. А он в ответ на мои слова сделал сердитое, возмущённое лицо, буркнул (именно на "ты"): «Не звони мне больше!». Получается, что он великодушно простил мне мой долг перед ним в 400 тысяч сумов. И ушёл.

А как с холодильником? Через полчаса убедился: плохо. В холодильной камере опять было тепло. Со временем температура в ней только повышалась.

Через часа два я вспомнил: в один из моих проходов мимо работающего Васи я заметил, что он сливает с трубки холодильника какую-то жидкость синего цвета в полулитровую баклажку. Тогда я, естественно, на этом не заострил своё внимание. И вообще, во мне никакие подозрения не могли возникнуть: мастер делает своё дело, у меня – свои заботы. Но теперь… Теперь я понял!

Холодильный мастер-мошенник проводил со мной игру по грязным правилам, в которой у него всё: слова, мимика, жесты, требования, финты, – всё заранее расписано. Точно так, как музыкальная пьеса для разных инструментов фиксируется в партитуре собранием нот в определённом порядке, который сотворяется мыслями, сердцем, душой, музыкальностью и образованием композитора. Значит, такая игра велась Васей не раз, с другими клиентами. В этой игре за свои 12 лет стажа Вася стал виртуозом. Игра нацелена на то, чтобы урвать побольше с каждого клиента. Вот так он и заработал на свой «Спарк». Иначе ведь, будучи из рядовых трудяг – и честных! – на автомобиль и за 100 лет не накопишь!

Повторяю то, что сказано много выше: ведя свою игру с самого начала, Вася большую сумму, которая наверняка покрывала и стоимость нового мотора, и цену всей работы, потребовал в качестве задатка не на лоджии, не возле холодильника, а на пороге квартиры: мол, либо даёшь миллион, либо я уйду, а ты останешься со своим неисправным холодильником. Я, конечно, как дитя малое, поддался на тот хитрый финт мошенника.

В тот первый вечер Вася, заменив мотор, лишь на время позволил холодильнику работать на обе камеры. А когда в нижней стало морозно, а в верхней достаточно холодно, он перекрыл поступление в неё (между стенками) фреона, охлаждающей жидкости. Подозвал меня, чтобы убедить, что холодильник стал полностью исправным. Вася этот финт с его заранее расписанными "нотами" провёл для гарантии получения второй половины договорной стоимости – 850 тысяч сумов. А вдруг этот хитроумный старик (то есть я) скажет: подождём до завтра, проверим ремонт и работу холодильника. А вдруг завтра, если холодильник покажет свою полную пригодность, совсем откажется! А так, обнаружит, что холодильная камера не охлаждается, прибежит ко мне, как миленький! Тогда уж я сначала потребую у него 850 тысяч!
Да, я поддался и на этот финт. Но как я мог не поддаться?! Вася же выставлял себя таким опытным и знающим мастером, таким порядочным человеком! К тому же ведь я плачу немалые деньги!

Но аппетиты мошенника, как известно из криминальной хроники, пределов не имеют. Убедившись в моей наивности, он решил выжать с меня ещё.
Вот его "ноты":
«Что? Бедный? Живёшь только на пенсии? Ага, так тебе я и поверил! Обстановка откуда в квартире? Библиотека целая? Такой я даже у людей, не скрывающих своих супер-богатств, не видел! Как книги в Москве печатаешь? Одну, полученную на днях, мне же дал! Живёшь один? Глухой? Сам себе кушать готовишь? И всё пишешь и пишешь? А холодильник – первая надобность? Ха, это же всё мне на руку! Попляшешь под мою дудку! Да так, как я хочу!».

Потому-то он, играя по своим "нотам" в первую ночь (поздним вечером 18 сентября), получил моё сообщение, что холодильная камера не работает, и успокоил: не волнуйтесь, завтра решим, – а сам, намеренно не пришёл, заставив меня тщетно прождать весь день (19 сентября). Этот финт, наверно, у Васи называется "ещё больше наскипидарить задницу клиента".

Вечером 20 сентября Вася продолжил скипидарить: надо ставить конденсатор от советского холодильника, денег не возьму.

Поставил конденсатор вечером 22 сентября. Опять провёл обманный финт первого раунда: дал холодильнику немного работать на обе камеры, потом отключил камеру холодильную, а на пороге потребовал 400 тысяч. Изобразил из себя оскорблённого (не дал старикашка денег!). Но точно знал, что я никуда не денусь: сообщу, позвоню о том, что работает только морозильник. А он придёт на следующий день во гневе и потребует сначала 400 тысяч. Даст сразу – возьмётся ещё раз за работу. Не даст – до свиданья, когда буду готовы деньги!

Не на того напал, Васёк! Я же тебе сразу сказал: литератор, член Российского союза писателей. Что в своём Узбекистане я не известен, но в мире меня знают, читают в разных точках Планеты мои произведения в интернете. Ты на всё это – ноль внимания. А понимания – ещё ниже, в минусе!

23 сентября я ему написал сообщение (купив для того отдельный пакет мобильного интернета): «Ты – жулик. Чтобы мы разошлись с тобой спокойно и мирно, есть два пути. 1. Забираешь свой мотор и конденсатор, холодильнику придаёшь первоначальный вид, мне возвращаешь 1 миллион 850 тысяч моих денег. 2. Запускаешь обе камеры холодильника в его нынешнем состоянии, но так, чтобы он был исправен не на полчаса, а хотя бы на полгода. При этом я сверх суммы, полученных тобой от меня в первый же вечер, не даю ни копейки. Решай и напиши мне, какой из этих двух возможностей выбираешь. Если отвергаешь обе, то имей в виду, что тобой будут заниматься компетентные органы. И тогда ты попадёшь по-крупному».

Вася сие сообщение даже не читает!

Думаешь, Васёк, что писатель – вроде слесаря, только не гаечным ключом орудует, а всё на клавиатуре выстукивает и выстукивает? Нет, работяга! На мошеннические финты у тебя хватило заранее заготовленных тобой "нот" и опыта игры по ним! А на большее – в тебе ни ума, ни знаний, ни кругозора, ни интуиции, ни понимания! Вот ты и попался! Как говорится, нашла коса на камень. Или: сколько верёвочке не виться, конец всё равно будет.

После действий и поведения Васи в течение 5 дней, в которых были не только его возня с холодильником, но и хитрости, уловки и подлости, понятные мне теперь, я не исключаю, что Арнольд и Вася – это один и тот же человек. С двумя телефонами. Или с двумя сим-картами на одном девайсе.

И ещё несколько моментов – технических. Сегодня, 24 сентября, работая над данным обращением, я выдвинул холодильник с его проёма и развернул, чтобы можно было посмотреть на него сзади. И вот, что я обнаружил.

1. Задняя стенка – гладкое, ровное, оцинкованное полотно сверху донизу, вполне снимается, если открутить крепёжные винты. То есть утверждение Васи, что нет доступа к внутренней части, где якобы имеется течь – это ложь, одновременно наглая и примитивная. Направленная на то, чтобы спихнуть мне за 400 тысяч сумов конденсатор от советского холодильника. Если в самом деле была бы течь, то холодильная камера не проработала бы и трёх дней. А она действовала, за целый месяц лишь постепенно проявив неисправность, которая заключалась не в течи, а в срабатывании мотором своего ресурса.

2. Внизу имеется секция, обычно закрытая небольшой прямоугольной панелью. В ней располагаются рабочие части холодильника: мотор, компрессор, термостат, медные трубки, другие. Теперь это небольшое пространство из-за установки советского испарителя открыто: невозможно закрепить на место закрывающую панель.

3. Трубка ведущая к корейскому испарителю, расположенному внутри, перерезана. А ведь его обе камеры были и есть в отличном состоянии (снимок – справа в верхнем ряду коллажа), обладают, как все холодильники производства Республики Корея, прекрасной теплоизоляцией. Я в этом убедился непосредственно: отключив 20 сентября холодильник от электросети, в морозильник, проработавший пару-тройку часов и нагнавший в камеру минусовую температуру, поставил остатки своих продуктов, и холод в камере держался двое суток. Всё это вкупе с махинациями Чафаева Василия Ивановича означает, что достаточно было вместо мотора, отработавшего своё, поставить другой, заправить систему фреоном, надёжно заварить все стыки в медных трубках, – и холодильник был бы как новый! Но наш махинатор-комбинатор (знает ли он Остапа Бендера?) в угоду своим финтам, игре и ненасытной корысти превратил Samsung в советско-корейского уродца.

24 сентября 2021 года. 23:45

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ * * *

На этом можно было бы остановиться, сформатировать файл в pdf и отправить его вместе с сопроводительным письмом в виртуальную приёмную Президента Узбекистана. Но счёл необходимым дать ещё одну – весьма показательную! – характеристику Василию Ивановичу Чафаеву. А также добавить кое-что о том, что я, Алмаз Рус Ибра-Нур, есть как литератор. Обо мне – это факультативно, читать необязательно.

После первого ремонта, произведённого Васей, когда я в ночь на 19 сентября, испытал, что холодильная камера не охлаждается, я отправил ему об этом Телеграм-сообщение. Получил его успокаивающий, ободряющий и обещающий ответ. Затем посмотрел его аккаунт и, кроме рекламного коллажа: большой гаечно-разводной ключ на фоне холодильника, стиральной машины и кухонной плиты, – обнаружил снимок, пусть и корявый, со срезанными краями и неправильным расположением строк, но с любопытным стихотворением. Я написал Васе: «Вы – человек с философским складом ума». Это означало, что он – Человек с большой буквы. Чафаев ответил: «Я вам благодарен за такие строки». Следующим сообщением я известил: «В третьей строке вашего стихотворения есть небольшая ошибка. Сейчас поправлю и вышлю». Взглянем на эти два снимка-близнеца (нижний ряд коллажа): Хасан от Чафаева (слева) и Хусан от АРИНа (справа).

Хасан и Хусан, Фатима и Зухра – традиционные имена, которые даёт узбек, когда его жена, выносив двойню, в один прекрасный день преподносит ему мальчиков или девочек. В сочетании – Хасан и Зухра, или Фатима и Хусан.

Вася посмотрел мой снимок с исправленной строкой и промолчал. То ли решил, что у него – лучше, то ли не понял мою правку.

Но!

Теперь-то необходимо сказать: снимок слева, который сидит в Телеграм-аккаунте Василия Ивановича, – это маска. Благочестивая с виду, но скрывающая истинное лице коварного проходимца, прохиндея и подлеца. К тому же ссылающегося на Бога, веру в Него и упование. Великий комбинатор Остап Бендер – много порядочнее в человеческом, нравственном и моральном ракурсах.



ДЛЯ ФАКУЛЬТАТИВНОГО (НЕОБЯЗАТЕЛЬНОГО) ЧТЕНИЯ

Я – литератор, пишущий человек. Об этом я сообщаю в первом же предложении второго абзаца своего обращения. Здесь – подробнее: стихи, проза, все жанры и объёмы – от четверостиший (в их числе и рубаи) до больших стихотворений и мини-поэм, от миниатюр до повестей и романов. Здесь позволю себе и подчеркнуть: быть литератором – это образ моей жизни. Несмотря на свой возраст (сейчас мне 74), по меньшей мере, лет 15 последних почти каждый день, и в выходные дни, и в праздничные, работаю за компьютером по 12-15 часов. Несмотря на то, что не менее 95% нынешнего населения в активном возрасте не покупает и не читает печатных книг литературного содержания. Несмотря на то, что не менее 30-ти последних лет авторам за печать своих трудов приходится платить издательствам и типографиям немалые деньги. Несмотря на то, что имею небольшую пенсию и живу на ней, я всё-таки время от времени выпускаю книги. Иначе говоря, всё это – моя судьба, отпущенная мне до последнего вздоха.

Вот и мои мучения с Васей отчеканились в текст, который есть не только обращение к высшей инстанции страны, но и социально-психологическое исследование. Не целевое. Не намеренное. Не заказное. Но по воле случая. На крупицах, осевших в сознании и душе. Затянувшиеся неурядицы подняли их в центры мышления, а способности аналитика сформировали из них результаты и выводы. Которые, пройдя под пальцами пишущей персоны сквозь кнопки клавиатуры ноутбука, превратились на мониторе во вполне литературное произведение.

25 сентября 2021 года. 07:50



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ * * *

Вчера побывал в семье сына Самада и невестки Латифы. Оба – магистры: он – экономист, она – юрист. Показал им всё изложенное выше.

— Но вы же не попросили принять меры, – сказала невестушка.

Я сначала не понял её. Догадался лишь спустя несколько минут.
— А-а-а! Инстанцию не попросил отреагировать! Но это – пока, обращение ещё не отправлено. Мне всё-таки жалко Васю. Он – не хуже большинства наших людей. По высоким меркам – плох. А по реальным, узбекским, – такой, как большинство. Работягу-мошенника могут так прижать, что у него не хватит денег откупиться. Я этого не хочу. Подумаю: Васе сначала пошлю. Посмотрю на его реакцию. От него три сообщения. Видеть не желаю! То, что зримо из последнего, не открывая: «Напишите во сколько...». То есть хочет приехать. Теперь он от меня не отделается простым запуском холодильника. Придётся ему восстанавливать Самсунг по максимуму. Скорее всего, в сервис-центре. Поймёт – в своё благо. Не поймёт – позже будет кусать локти свои...

Ну-ка, что там накалякал Васёк? Привожу все три его писанины в авторской орфографии.
«Вечер добрый если у вас есть завтра время вечером то я приду и до виду до конца холодильник это мой третий вариант 1и 2 меня не устраивает должен был вчера но я был дома по состоянию здоровья».
«400 тысяч мне от вас не надо это вам подарок от меня».
«Напишите во сколько вы будите дома завтра вечером».

ПОДАРОК! Ну, спасибо! Ну, осчастливил! Вот ведь хамло какое! Да к тому же ещё и тупица! Ха-ха-ха! Впрочем, любой на его месте, даже который поумнее, пытался бы изображать то же самое: делал бы хорошую мину при плохой игре!

Послал Василию Ивановичу то, что сказал невестушке. Прочитал. Молчит. Переваривает. И ждёт у моря погоды.

26 сентября 2021 года 09:22

P.S. Ну, что ж! Вывешу пока обращение с изменёнными именами и фамилиями на всеобщее обозрение. Пусть люди читают. В первый же день на мою новую публикацию заходит от 40 до 100 человек. Интерес во времени продолжается, не сохнет. К особо интересным – до то самой пасхи. Не имеющей на самом деле места быть. То бишь – до ишачьей. Данное произведение – из сей когорты.
Дам ссылку и Васе. А потом – кўрамиз, как говорят узбеки. Посмотрим…