Тайна турбазы Маяк Пьеса в 2 действиях Действие 1

Вольдемар Скороходов
                Владимир Скороходов               
Памяти моего друга
Сергея Нестеренко

« Мы словно лодки пытаемся пробиться в настоящее,
но нас безжалостно относит в прошлое…»
                Френсис Скотт Фицджеральд

                Тайна турбазы «Маяк»
                Пьеса в двух действиях

Действующие лица:    
Отдыхающие:
Сергей – 20 лет – демобилизованный из рядов СА
Миша – 18 лет – студент
Толя – 20 лет – слесарь
Света – 19 лет - ткачиха               
Маша – 19 лет - ткачиха 
Надя – 20 лет - студентка
Сан Саныч – 61 год – ветеран ВОВ

Маренич – 53 года -  директор турбазы
Кнюк – 28 лет - рабочий турбазы
Борисова – 41 год – следователь прокуратуры
Круглова – 40 лет – майор милиции, эксперт – криминалист
Ботвенко – 24 года - старший лейтенант КГБ, следователь
Голос медсестры

Стах – 22 года – полицай – каратель
Солуенко – 26 лет – старший следователь полиции
Красавцев – 22 года – сержант Красной Армии
Люся – 14 лет – партизанка
Медсестра – 19 лет

Сцена разделена на три части. В центре, в глубине у задника кабинет, стол и три стула. На стене кабинета  сменные портреты Брежнева, Гитлера, Дзержинского, их меняют по мере надобности герои. Слева турбаза, скамейка. Справа старинное кладбище, видны фрагменты памятников и надгробий.

                ДЕЙСТВИЕ 1

                ЯВЛЕНИЕ 1
1982 год. Анапа. Турбаза «Маяк». Вечер. Крики чаек, шум прибоя. Входит Сергей Сипягин, глубоко вдыхает.
СЕРГЕЙ. (в зал) Вот я и на море. Сбылись мечты идиота. Ну, здравствуй, Анапа!
Входит Миша.

МИША. Здравствуйте! А я вас сегодня уже видел, вы брюки чистили.
СЕРГЕЙ. Да. Днём такой ливень был. Я только с самолёта, а тут как из ведра… Ну, и тут, на турбазе уже, поскользнулся и в грязь. Сипягин. Сергей Сипягин из Иркутска.
МИША. Миша. Лебедев Михаил из Кирова. Будем знакомы. Вы из двадцать пятой группы?
СЕРГЕЙ. Из двадцать пятой. А почему на вы? Ровесники же вроде.
МИША. (смущаясь) Не все, знаете, любят…
СЕРГЕЙ. Да, брось ты. Смотри, красота-то, какая… Солнце в море садится. Ещё несколько месяцев назад, я о такой красоте только мечтать мог.
МИША. Почему только мечтать мог? Купил бы путёвку и …
СЕРГЕЙ. Да, служил я, Миша. В армии служил. Понимаешь, я вживую, вот так, моря никогда не видел, только по телеку. А в армии вот это всё несколько раз снилось. Представляешь? Думаю, дембельнусь, мамку повидаю и сюда!
МИША . А где? В каких войсках?
СЕРГЕЙ. В танковых. Амурская область, Белогорский район, село Васильевка, в/ч 02950.  (смотрит с обрыва вниз) Высоковато… Метров двенадцать будет.
МИША. А то и все четырнадцать .
КНЮК. (входя) Если быть точным, то десять. Близко к краю не стойте, а то мало ли чего.
МИША. А вы откуда знаете? Мерили?
КНЮК. Живу здесь. Работаю.
МИША. На турбазе?
КНЮК. На ней, родимой.
СЕРГЕЙ. А кем, если не секрет?
КНЮК. А всем. На все руки от скуки. И дворник, и садовник, и сторож, и плотник. Всё делаю.
СЕРГЕЙ. А спуск к морю есть?
КНЮК. А вон туда, в сторону кладбища, пологий спуск есть.
МИША. А там что, кладбище?
КНЮК. Старинное. Там давно уже не хоронят. Можно сказать, достопримечательность Анапы. Памятники красивые есть, склепы, посмотрите потом. А близко к краю, всё-таки не подходите. (уходит)
МИША. Надо же, кладбище рядом с турбазой построили!
СЕРГЕЙ. Я так полагаю, это турбазу с кладбищем рядом построили. Ты работаешь, учишься?
МИША. Первый курс политеха закончил. Родители сказали, год без троек закончишь, на Чёрное море поедешь.
СЕРГЕЙ. Значит, инженером будешь?
МИША. Инженером-электриком.
СЕРГЕЙ. А я после дембеля не знаю, куда определиться. Может, учиться пойду, может работать.  Отгуляю, там видно будет. Я слышал, вина здесь всевозможные в избытке, каких у нас нет. Завтра поглядим, чего нам тут припасли. Ты употребляешь?
МИША. Иногда.
СЕРГЕЙ. Значит, порядок в танковых войсках. Споёмся.
Входит Толя, он только - что искупался, на шее полотенце.
СЕРГЕЙ. Как водичка?
ТОЛЯ. Очень даже ничего.
МИША. Кладбище видели?
ТОЛЯ . Видел. Старинное. Есть памятник 1882 года. Ровно сто лет назад, представляете? А вы, случайно не из двадцать пятой группы?
МИША.  (улыбаясь) Случайно, из двадцать пятой.
ТОЛЯ. А я приехал, никого не знаю, пойду, думаю, до моря прогуляюсь. Анатолий, из Кемерово.
СЕРГЕЙ. Сергей. Город  Иркутск.
МИША. Михаил, из Кирова. Студент?
ТОЛЯ. Нет. На «Азоте» работаю, слесарем. Завод такой у нас есть. Лаки, краски делаем, сплошная химия. Работа вредная – путёвка за тридцать процентов досталась.
СЕРГЕЙ. А не прошвырнуться ли нам, братцы, по Анапе? А? Может, и за знакомство где-нибудь врежем.
ТОЛЯ. Поддерживаю.
МИША. Вполне логично.
СЕРГЕЙ. Тогда, вперёд, туристы!

                Проходят по улице города.

МИША. Смотрите, слива! Слива прямо на улице растёт!
СЕРГЕЙ. Ты смотри! У нас вдоль дорог, только яблонька – дичка растёт. А тут слива, и крупная какая. Попробуем? (убегают за кулису, возвращаются Сергей и Михаил)
МИША. И сладкая какая! Бесплатные витамины. Где там Толя-то застрял?
СЕРГЕЙ. Толян!
Вбегает Толя, в руках у него большой пакет из газеты со сливами.
ТОЛЯ. Там, у ограды, бабуля пакет слив из своего сада предложила. Всего делов-то, двадцать копеек. Угощайтесь.
МИША. Ух, ты! В два раза крупнее, чем на улице рвали.
СЕРГЕЙ. (пробуя) И, в два раза слаще. Чувствую, ребята, что оторвёмся мы с вами здесь по полной программе! Экскурсия продолжается! Вперёд, туристы! (уходят)
      
                ЯВЛЕНИЕ 2
Территория турбазы «Маяк». Утро. Входит Кнюк, ремонтирует скамейку. Входит, опираясь на трость Сан Саныч. На пиджаке орденские планки и Орден Отечественной войны.                               

САН САНЫЧ. Паша Кнюк, ты, что ли будешь?
КНЮК. Ну, я. А в чём дело?
САН САНЫЧ. У меня подушка затхлым воняет, всю ночь нюхал. Сказали к тебе обратиться.
КНЮК. Сейчас закончу, заменим подушку. (работает)
САН САНЫЧ. (после паузы) Так не будет держать. Тут подпорку ставить надо, уголок металлический.
КНЮК. (внимательно смотрит на Сан Саныча) А ты, что, мастер, что ли?
САН САНЫЧ. Мастер, не мастер, а бригадиром до пенсии отработал.
КНЮК. Бугор, значит, которого из-за кочки не видать.
САН САНЫЧ. А ты что, такой зубастый-то? Слова не скажи.
КНЮК. А ты, что такой умный-то? Приехал отдыхать, отдыхай, а умничать тут нечего. Нашлись тут…  мастера-бригадиры, мать его…  Базарить-то все мастера…
САН САНЫЧ. Да ладно, не ершись. Я же не со зла. Помочь просто хотел.
КНЮК. Ладно, забыто. Пойдём, подушку твою менять. Звать, величать-то как?
САН САНЫЧ. Сан Санычем зови. Слушай, ты же тут местный. Знаешь, где и как приезд мой отметить можно. Сбегаешь? Деньжонки есть. (бьёт себя по карману)
КНЮК. (подумав) Ладно, уговорил. Почему не посидеть с хорошим человеком? Пойдём ко мне в каморку.  Нога-то с войны что ли?
САН САНЫЧ. Пионеры, в школах, где выступаю, тоже постоянно этот вопрос задают. Памятка фашистская, всегда при себе ношу, чтобы не забывать. (уходят)
Входят Сергей и Миша.
СЕРГЕЙ. (смеясь) Я, представляешь, ночью едва добежал. Прибегаю, а там вы с Толиком уже заседаете.
МИША. Это всё жадность. Налетели как дикари, давай жрать, будто слив никогда в жизни не видели. Хорошо, мама меня угольными таблетками снабдила.
СЕРГЕЙ. Молодец твоя мама. (слышен девичий смех) О ночных приключениях больше ни слова, девушки на горизонте.

                Входят Толя, Маша и Света.

ТОЛЯ. Знакомьтесь, ребята. Маша и Света, подруги. Из какого, вы думаете, они города? Ну, думайте, думайте. Нет, определённо, тугодумы. Ну, где могут жить
такие красавицы, как не в Иваново. (поёт) Так и знай, я уеду в Иваново, а Иваново – город невест… (все смеются) Работают на ткацком комбинате.
МИША. Миша.
СЕРГЕЙ. Сергей. Ну, что, может быть, окунёмся с утреца, туристы?
СВЕТА. Мы не против. Мы на пляж и шли, а Толя нас перехватил.
ТОЛЯ. Подождите пять сек. Я не совсем готов, подождите. (убегает)
МАША. Толя сказал, тут по соседству кладбище старинное есть.
СЕРГЕЙ. Да, вон, за теми кустами. Можно вечером погулять, посмотреть.
СВЕТА. А лучше ночью. Когда ветер шелестит железными венками, а лунный свет серебрит кресты. Протяжно воет собака, а ты идёшь меж могилок…
МАША. Светка! Перестань! Вечно у тебя на уме всякая ерунда.
СЕРГЕЙ. Ничего не ерунда. Я тоже любитель таких ощущений. (вкрадчивым голосом) Идёшь, значит, себе меж могилок…  правильно, Света? (Света улыбаясь, кивает) И не оглядываешься, а сзади встаёт из могилы…
МАША. Ну, хватит! (отходит в сторону).
СВЕТА. Машка, ты чего? Мы же так просто. Ну, прости.
МАША. Ты же знаешь, что я этого не люблю, и говоришь всякую гадость.  А он за тобой повторяет, как попугай. Назло мне, что ли? (отворачивается)
СЕРГЕЙ. (подходит к ним) Маша, простите нас. Я не знал, что  вы так отреагируйте на наши шутки. Обязуюсь впредь, не городить всякую чушь. Вы мне верите?
СВЕТА. (отводя Сергея в сторону) Не обращай внимания, Серёжа. У неё сложный характер и с юмором большие проблемы, но это не мешает нам дружить. Мы с первого класса вместе, и я её знаю как облупленную. Вот смотри, сейчас она глубоко вздохнёт и скажет: « А что, в этом году все удовольствия отменили?»
МАША. (после паузы) А что, в этом году все удовольствия уже отменили? Пойдёмте, наконец, купаться!
СВЕТА. (Сергею) Что я говорила?! Маш, мы вообще - то Толю ждём. (Сергею) А что до меня, то я один раз была ночью на кладбище. Мне понравилось, не забываемые впечатления.  Может быть, ночью схожу. Компанию мне составишь?
СЕРГЕЙ. Отчего не составить, запросто. Но, уговор, только вдвоём.
СВЕТА. Договорились. (загадочно) Как стемнеет… (шепчет что-то ему на ухо)

                Входит  Толя.

ТОЛЯ. Ну, я готов, поскакали.
СЕРГЕЙ. А кто будет Водогрей? Чур, не я.
СВЕТА. А кто это, Водогрей?
СЕРГЕЙ. Ну, мы когда с пацанами на Иркут купаться ходили, а вода, неизвестно какой температуры, то кричали: «Чур, я не Водогрей!» Кто сказал последним, тот первый лезет в воду и греет.
СВЕТА. Я не Водогрей!
МАША. Я тоже!
ТОЛЯ. Не Водогрей!
МИША. (добродушно) Ладно, я Водогрей. Пошли. (уходят)
Группа молодых людей танцует на дискотеке. ЗТМ. Музыка резко обрывается.

                ЯВЛЕНИЕ 3
  Кабинет директора турбазы «Маяк». Маша плачет, Борисова ведёт протокол.

БОРИСОВА. Успокойтесь, Маша. Выпейте воды. Итак, когда Светлана встала, вы проснулись, и на ваших часах было около трёх часов ночи. Точно вы не помните. Что было дальше?
МАША. (всхлипывая) Я спросила: «Ты куда?» Она ответила: «В туалет» и ушла…  Я её подождала, а потом снова уснула. Вы же видели, чтобы попасть в туалет, нужно по улице обойти здание и зайти с обратной стороны. Скажите, а Света сама упала с обрыва? Или…
БОРИСОВА. Как раз это мы и хотим выяснить. У неё здесь были с кем-нибудь конфликты? Могла она нажить врагов?
МАША. Да какие враги?! Вы что?! Мы приехали вчера только. Она совершенно не конфликтный человек. А познакомиться успели с Толей, Серёжей и Мишей… Купаться первый раз вчера ходили… (плачет)
БОРИСОВА. Маша…  Как вы думаете, что могла делать Света  ночью в районе кладбища?
МАША. (всхлипывая) Она всё шутила… вчера шутила про кладбище, про покойников, хотя знала, что я не выношу таких разговоров…   А Серёга ей начал поддакивать. Она любит такие темы. Любила… (плачет) Скажите… товарищ следователь прокуратуры…
БОРИСОВА. Просто, Ольга Александровна. Договорились?
МАША. Скажите, Ольга Александровна…  А её родители… Кто им сообщит? Я?.. Или… (плачет)
БОРИСОВА. Мы всё сделаем сами. Маша…  успокойтесь, возьмите себя в руки.
МАША. Хорошо, хорошо…  Скажите, а я?..  Я могу домой… когда её родители приедут?  С ними…
БОРИСОВА. У вас путёвка на сколько дней?
МАША. На двадцать. Десять дней в Анапе, десять дней в Геленджике.
БОРИСОВА. Оставайтесь пока здесь, Маша, вы нам можете понадобиться. Прочтите и подпишите протокол. С моих слов записано верно, и мною прочитано. Подпись. (в коридор) Сержант, пригласите Сергея Сипягина.  Маша, паспорт ваш заберите.

                Маша уходит, немного погодя входит Сергей.

СЕРГЕЙ. Здравствуйте.
БОРИСОВА. (берёт паспорт Сергея, переписывает данные)  Присаживайтесь. Скажите, Сергей…  Вот, Маша говорит, что вы поддакивали Светлане, когда она вчера шутила про кладбище и покойников. Как конкретно она шутила?
СЕРГЕЙ. Ну, я не помню точно. Просто хохмила, смаковала тему и всё. «Лунный свет серебрит кресты»… Что-то в этом роде. А какое это имеет значение?
БОРИСОВА. Вам она, конкретно, что говорила?
СЕРГЕЙ. Что ночью любит гулять по кладбищу, просила компанию составить.
БОРИСОВА. А вы?
СЕРГЕЙ. А что я? Я не любитель по кладбищам ночью гулять. Я что, с дуба рухнул? А что тему эту развивать начал, так увидел, что ей это нравиться…  А что тут такого?
БОРИСОВА. Вспомните, Сергей, не происходило ли вчера каких-нибудь странных вещей? Особенно вечером.
СЕРГЕЙ. В каком смысле, странных?
БОРИСОВА. Ну, что-то не совсем обычное. Вспомните, это очень важно.
СЕРГЕЙ. Утром познакомились, искупались, позагорали. Потом на чифан  сходили.
БОРИСОВА. Куда сходили?
СЕРГЕЙ. Ну, на обед. В беседке в карты поиграли, потрепались. Жара схлынула, снова купаться пошли. Потом опять почифанили. Вечером за знакомство вина немного в беседке выпили, арбуз съели. Мишка ещё за стаканами и ножом в хлеборезку бегал. Ну, и на дискотеку потом сходили. И всё. Спать пошли в первом часу.
БОРИСОВА. Сколько, конкретно, было на ваших часах?
СЕРГЕЙ. В своих-то часах, я вчера искупался, сдуру…  А времени конкретно было двадцать минут первого. Это совершенно точно. Я у ветерана спросил, у
Сан Саныча. Он на скамейке сидел, когда мы в туалет ходили. У него ещё часы, такие… как в фильмах про старину показывают, на цепочке, и крышка открывается.
БОРИСОВА. Карманные.
СЕРГЕЙ. Во-во, карманные. Потом попрощались, девчонки к себе в комнату пошли, мы к себе. А утром уже…

            Входит криминалист майор Круглова, на шее на ремне фотоаппарат.

КРУГЛОВА. Разрешите?
БОРИСОВА. Заходите, товарищ майор. Мы с товарищем Сипягиным на сегодня закончили. (даёт Сергею протокол и ручку) С моих слов записано верно и мною прочитано. Роспись. Из города никуда не уезжайте, продолжайте отдыхать.
СЕРГЕЙ. Да, уж какой теперь отдых. (уходит)
БОРИСОВА. Ну что, Нина?
КРУГЛОВА. Всё отсняла. Отпечатков никаких. Осмотрели с врачом труп. На затылочной части головы обнаружена гематома, но такая, какой при падении с большой высоты на острые камни, она получить никак  не могла. Её сначала ударили по голове тупым предметом, палкой или ещё чем, а потом уже сбросили с обрыва.
БОРИСОВА. Оглушили, а потом скинули.
КРУГЛОВА. Ну, более подробно  после вскрытия. Есть следы борьбы – гематомы на запястьях, хватали за руки, и на лице, видимо затыкали рот, чтобы не кричала.
БОРИСОВА. Следы изнасилования?
КРУГЛОВА. На первый взгляд – нет, но детально, позже. Скорее всего, нет, одежда целая.
БОРИСОВА. Спасибо, Нина.
КРУГЛОВА. Ну, я поехала тогда?
БОРИСОВА. Нет, побудь ещё, послушай.
КРУГЛОВА. Хорошо, останусь.
БОРИСОВА. (в коридор) Сержант, минут через пять  Михаила Лебедева пригласите.  (Кругловой) Погоди, Попову позвоню.(набирает номер телефона)  Здравия желаю, Николай Палыч! Борисова. Спасибо. Я на турбазе, обосновалась в кабинете директора. (пауза) А директора нет. Говорят она в больнице лежит.  Ну, что дела? Как сажа бела, Николай Палыч. Похоже, убийство. Не сама она упала, оглушили и скинули. Хорошо. Понятно.  Майор Круглова со мной. Буду докладывать. (кладёт трубку)

                ЯВЛЕНИЕ 4
               Территория турбазы «Маяк». На скамейке Толя и Сергей.

ТОЛЯ.  Хороший отдых, да, Серёга? Просто замечательный. Маша-то как?
СЕРГЕЙ. В комнате ревёт. (после паузы) Я, знаешь, что думаю. Милиция, милицией, а мы сами должны во всём разобраться.
ТОЛЯ. Своё расследование?
СЕРГЕЙ. Вот именно. Как говорил наш замполит, капитан Денисов: «Главная дорога та, по которой едет танк».
ТОЛЯ. Согласен, полностью «за». И с чего начнём?
СЕРГЕЙ. Мы ведь в сущности ничего не знаем. Так же мы хорошо не знаем Машу и … Свету. Сутки знакомы.  Предлагаю ночью по очереди дежурить на кладбище.
Если она упала не сама, а я предполагаю, что не сама, то, значит, дежуря на кладбище, мы можем кое-что разузнать. Слышал, что убийцу тянет на место преступления.
ТОЛЯ. Думаешь, маньяк?
СЕРГЕЙ. Всякое может быть. Ты-то хоть покойников не боишься, как Маша?
ТОЛЯ. Я-то не боюсь. Главное там не уснуть, а я поспать люблю.
СЕРГЕЙ. Толька, не усни только.
ТОЛЯ. Ну, о-о-очень смешно. Прямо от смеха штанишки мокрые.
СЕРГЕЙ. Пойдём, подождём Мишку, когда он от следователя выйдет, и составим, так сказать, график дежурств. (уходят)

                ЯВЛЕНИЕ 5
   Турбаза «Маяк». Кабинет директора. Борисова и Круглова, входит и Сан Саныч.

БОРИСОВА. Присаживайтесь, Сан Саныч. Ваш паспорт, пожалуйста. Красавцев?
САН САНЫЧ. Он самый, Ольга Александровна. Сан Саныч Красавцев.
БОРИСОВА. У меня девичья фамилия Красавцева. (переписывает данные)
САН САНЫЧ. Да, что вы? Однофамильцы, выходит. Я, знаете, своих однофамильцев  встречал когда…
БОРИСОВА. Проживаете, по месту прописки, в посёлке Качуг, Иркутской области?
САН САНЫЧ. Точно так.
БОРИСОВА. И давно там проживаете?
САН САНЫЧ. Так с самого рождения. У нас говорят: «Где родился, там и пригодился». Я когда ещё бригадиром работал, до пенсии, был у нас…
БОРИСОВА. Сергей Сипягин ваш земляк, он из Иркутска.
САН САНЫЧ. Это который Сипягин?
БОРИСОВА. Это тот, который спрашивал у вас - сколько времени, когда вы вчера, точнее сегодня, в первом часу ночи сидели на скамейке возле корпуса.
САН САНЫЧ. (улыбаясь) А, вспомнил. Как же, такой вежливый молодой человек. Да, я достал часы и сказал ему точное время. Было двадцать минут первого.
БОРИСОВА. А у ваших часов точный ход?
САН САНЫЧ. Обижаете, Ольга Александровна. (достаёт часы) Настоящий «Павел Буре» в серебряном корпусе. Таких в мире раз, два и обчёлся.
КРУГЛОВА. Разрешите. (берёт часы, открывает крышку) Прекрасная вещица. (читает)  «Красному командиру  Красавцеву  А. С. за взятие Волочаевки от главкома  В. К. Блюхера 1922 г.»
БОРИСОВА.  Можно глянуть? (берёт у Кругловой часы) Где такую красоту раздобыли?
САН САНЫЧ. Отцовские. Я когда на фронт уходил в сорок втором, мне отец их прямо на перроне подарил. Я их всю войну берёг. Несколько раз терял, потом
находил, или ребята находили, отдавали. По гравировке, гравировка-то знатная. Можно сказать, на них застыло  время войны, и время победы. Вот какие это часы, а вы говорите.
БОРИСОВА. (возвращает часы) А в котором часу вы пошли в корпус?
САН САНЫЧ. Да минут через двадцать после молодёжи и пошёл. Да, без двадцати час было, я ещё под фонарём на часы глянул. Вы, что, меня подозреваете, что ли?
БОРИСОВА. Кто-нибудь подтвердить это может? Вас кто-нибудь видел в корпусе в это время?
САН САНЫЧ. Да, кто угодно может! Меня несколько человек видели, соседи по комнате, они ещё не спали. Кто угодно может!
БОРИСОВА. А когда сидели на скамейке, ничего подозрительного не заметили? Может, видели кого чужого на территории?
САН САНЫЧ. Да всё тихо было. Только отдыхающие проходили, больше никого не видел.
БОРИСОВА. Распишитесь. (протягивая паспорт) Отдыхайте, Сан Саныч.
САН САНЫЧ. Если я понадоблюсь, всегда к вашим услугам, Ольга Александровна. Я в четырнадцатой комнате. (уходит)
БОРИСОВА. Нина, надо беседки осмотреть, они вчера вечером в одной из них находились.  Может зацепка какая…  Иди, я тебя догоню.
КРУГЛОВА. Хорошо.  (уходит)
БОРИСОВА. (задумывается, набирает номер телефона)  Мам, привет! Ты, как? Вовку покормила? Хорошо, куплю. Мам, мне с тобой поговорить надо… об отце. У тебя его фотография сохранилась, та на которой он с дедом перед войной? Я хотела сказать, перед отправкой на фронт? Да?! Я их у тебя заберу    
сегодня. Не волнуйся, никуда они не денутся. Хорошо мам, постараюсь не поздно. Целую, пока. (кладёт трубку, уходит)

                ЯВЛЕНИЕ 6
1982 год. Анапа. Кладбище. Ночь. Из-за памятника торчат чьи-то ноги. Между могил крадучись и озираясь, с чемоданом и сумкой идёт Надя. Спотыкается о ноги, падает. Проснувшись, вскакивает Сергей. Надя набирает воздуха в грудь, чтобы закричать, но Сергей бросается на неё и затыкает ей рот ладонью.

СЕРГЕЙ. (шёпотом) Я не покойник и не маньяк. Кричать здесь нельзя. Кивни, если поняла. (Надя кивает, Сергей убирает руку, но Надя снова хочет закричать и Сергей опять затыкает ей рот) Ещё раз для девушек с низким интеллектом. Я не покойник, и не маньяк. (Надя кивает) Здесь нельзя говорить громко и тем более орать. Покойники могут очнуться от вечного сна, и тогда нам с тобой мало не покажется. Сейчас, поняла? (Надя кивает, Сергей убирает руку)
НАДЯ. (испуганно) Ты чё, дурак?! Ты кто вообще такой? Напугал… чуть заикой не сделал.
СЕРГЕЙ. Отдыхающий.
НАДЯ. А здесь что делаешь ночью?
СЕРГЕЙ. Спится здесь лучше.
НАДЯ.  Ты чё, дурак?!
СЕРГЕЙ. А ты, что ночами по кладбищам бродишь? Вроде не приведение. Бессонница замучила, что ли? Или острых ощущений захотелось?
НАДЯ. Я тоже отдыхающая. Только я опоздала. На самолёте боюсь, а поезд на трое суток опоздал из-а аварии, и в Анапу ночью пришёл. Я таксисту сказала, что мне на турбазу «Маяк» надо, а машина по дороге сломалась. Он говорит, тут не далеко и рукой показал. Я пошла и на кладбище оказалась, а тут…
СЕРГЕЙ. Тихо! Ложись! (валит её на землю)
НАДЯ. Ты чё, дурак?!
СЕРГЕЙ.  Тихо! (после паузы) Показалось, видно… Отбой воздушной тревоги.
НАДЯ. А что показалось?
СЕРГЕЙ. Не важно. И откуда ты такая… дева кладбищенская? Звать-то как?
НАДЯ. Я не кладбищенская, а из Москвы. А зовут Надя. Студентка я, мне мама путёвку на турбазу купила.
СЕРГЕЙ. Надя. Надежда, значит. Это хорошо, что Надежда. Без надежды людям жить никак нельзя. Без любви ещё прожить можно. С пустым сердцем, но можно. Без веры, с пустотой в душе, тоже можно. А вот без надежды… Она и умирает-то последней. (после паузы) Ладно, всё это лирика. Я Сергей Сипягин, будем знакомы. Что произошло здесь, знаешь?
НАДЯ. Знаю, таксист рассказал. Как страшно-то, боже мой… Кошмар…  Я когда увидела, что на кладбище попала…  я … (догадываясь) А ты что здесь, убийцу что ли караулишь?..
СЕРГЕЙ. А откуда ты знаешь, что её убили? А может быть, она сама сорвалась. Официальную версию следствие ещё не...
НАДЯ. (находит на траве божью коровку) Божья коровка, улети на небо! Там твои детки кушают конфетки! Всем по одной, а тебе ни одной! (запускает её)
СЕРГЕЙ. (недоумённо смотрит на неё) Ладно, иди. Вот так вот прямо пойдёшь, на турбазу выйдешь.
НАДЯ. Таксист сказал, что убили. Весь город говорит. А вдруг, он сейчас вон за тем кустом прячется?
СЕРГЕЙ. Кто? Таксист?
НАДЯ. Да, какой таксист?! Маньяк этот! Я лучше до утра с тобой посижу. У меня и покушать есть - пирожки мамины. Очень вкусные. Ты таких даже и не пробовал никогда. Мама много напекла, я отказываться стала, а она говорит, бери, лишние не будут, угостишь кого в дороге. А я не угощала никого, некого было. Мужик один со мной ехал… так он пиво всю дорогу пил. Потом бабулька села, так у неё свои….
СЕРГЕЙ. Всё, стоп! Не греми траками!
НАДЯ. Чем?
СЕРГЕЙ. Навязалась ты на мою голову. Пошли на турбазу.
НАДЯ.  Кто?! Я навязалась? Ты чё, совсем дурак?!
СЕРГЕЙ. (берёт её чемодан) Всё! Иди за мной молча. (уходят)

                ЯВЛЕНИЕ 7
Кабинет директора турбазы «Маяк». Звонит телефон .Стремительно входят Борисова и Круглова. Борисова снимает трубку.

БОРИСОВА. Слушаю, Борисова. Да, здесь. (передаёт трубку Кругловой) Тебя.
КРУГЛОВА. Слушаю. Так. Так. Если что-то обнаружится ещё, звоните сюда на турбазу. Мы ещё часа два здесь будем. Хорошо, спасибо.
БОРИСОВА. Ну, что?
КРУГЛОВА.  Смерть наступила от заполнения лёгких водой. И водой именно этой, где выловили труп. Утопленник, одним словом. А вот сам он утонул или ему помогли…
БОРИСОВА. Два трупа с разницей почти двадцать четыре часа. Ещё не разобрались с первым, как уже нарисовался второй.
КРУГЛОВА. С первым уже почти всё ясно. Убийство. На девушку напали, она сопротивлялась, её оглушили и скинули с обрыва. И вот что характерно, точно такая же гематома как у девушки, у парня на том же месте головы. Вот, здесь. (рисует на бумаге).
БОРИСОВА. Думаешь, так же оглушили и…
КРУГЛОВА. Обставили под несчастный случай. Дескать, любитель ночных купаний, решил ночью освежиться. Далеко заплыл, сил не хватило, или испугался чего, и всё. Но в отличии от девушки, он не сопротивлялся, следов борьбы нет.
БОРИСОВА. Не сопротивлялся? Могли сзади подойти, ударить неожиданно.
КРУГЛОВА. Исключено. Удар нанесён именно спереди, с близкого расстояния. Вот так стояли, разговаривали, допустим, потом удар.
БОРИСОВА. Если разговаривали, значит, он знал убийцу.
КРУГЛОВА. Могли познакомиться ночью на кладбище, мало ли.
БОРИСОВА. А вот где произошло это знакомство? Внизу на берегу или наверху?
КРУГЛОВА. Скорее всего, наверху, возле кладбища. Там в одном месте я нашла два свежих окурка сигарет «Золотое руно». Он ведь курил именно эти сигареты?  Отправила в лабораторию. Мог ведь одну выкурить сам, а другой угостить своего убийцу.  Подождём результаты.
БОРИСОВА. Знать бы точно, чем их ударили, а не гадать на кофейной гуще.
КРУГЛОВА. Ну, не молотком, это точно. Похоже… знаешь, на что…  Вот если в мешок насыпать песку, а потом этим мешком…
БОРИСОВА. А если кулаком?
КРУГЛОВА. Представляешь, какой силой удара надо обладать, чтобы бить кулаком как кувалдой? Нет, исключено.
БОРИСОВА. А тростью могли?
КРУГЛОВА. От трости остался бы другой отпечаток, а этот… (звонит телефон, Круглова берёт трубку) Слушаю, майор Круглова. Понятно. Спасибо. (кладёт трубку) Одну из сигарет курил наш утопленник, совершенно точно. А вот вторую…  Но теперь у нас есть биологический след второго собеседника.  (стук в дверь)
БОРИСОВА. Войдите.
Врывается Сергей.
СЕРГЕЙ. (кричит) Это я во всём виноват! Только я! Я один!
БОРИСОВА. Спокойнее, Сергей! Держи себя в руках. Присядь. Вот так. Теперь - в чём ты виноват?
СЕРГЕЙ. (взволнованно) Я придумал, как поймать убийцу Светы – дежурить по очереди ночами на кладбище.
БОРИСОВА. И чья была очередь?
СЕРГЕЙ. Моя.
БОРИСОВА. И что?
СЕРГЕЙ. (виновато) Ну, я уснул…  тут эта Надя… чтоб её… Отдыхающая опоздавшая,  через кладбище попёрлась, и … наткнулась на меня. Я пошёл её до административного корпуса проводить. Потом вернулся и уже до утра не спал.
БОРИСОВА. Сколько тебя не было на кладбище?
СЕРГЕЙ. Минут тридцать, тридцать пять. Не знаю. Ну, может быть сорок.
КРУГЛОВА.  В котором часу это было?
СЕРГЕЙ. Не знаю, у меня часов не было. А вы у этой Нади спросите, она при часах была. У неё спросите.
БОРИСОВА. Спросим. (звонок телефона) Слушаю, Борисова. Да, Николай Палыч. Майор Круглова здесь, со мной. (Сергею) Выйди пока. Позову. (Сергей выходит) Ещё одно убийство, Николай Палыч. На голове точно такой же след, как и в предыдущем случае. Версии? Есть версия, но очень хлипкая, мне нужно её с вами обсудить. Хорошо. (кладёт трубку, открывает дверь в коридор) Войди. (входит Сергей) А скажи нам, Сергей, Анатолий был аккуратным человеком? К вещам как относился? Порядок любил?
СЕРГЕЙ. По-моему, слово – порядок, было ему совершенно не знакомо. Вещи бросал, как попало и где попало.  А, какое это имеет значение?
КРУГЛОВА. А как ты объяснишь тот факт, что на берегу его вещи были тщательно и аккуратно сложены, если он так безалаберно к ним относился? (стук в дверь)
БОРИСОВА. Войдите. (входит Миша) Заходи, заходи. Присядь.
МИША. Товарищ следователь, я только что записку нашёл. Она под кровать залетела, и я её раньше не заметил, только сейчас нашёл. От Толика записка. (отдаёт записку)
БОРИСОВА. (читает) «Не теряй. Не спится. Пойду, навещу Серёгу. Посидим вместе до утра. Толя». Почерк его?
МИША. Его, его.
СЕРГЕЙ. (смотрит записку) Не знаю, не уверен. Значит, пока я с этой Надей… Толя пошёл меня искать и мы с ним разминулись. Если бы не эта, дурацкая встреча на кладбище с Надей…
МИША. Пошёл тебя искать… и встретил там кого-то другого.
СЕРГЕЙ. И этому другому эта встреча была совершенно не нужна. И Толю убили, как и Свету… (Борисовой) Их ведь убили? Так ведь?
БОРИСОВА. Ну, вот что, Пинкертоны недоделанные…  Я смотрю, заигрались вы в сыщиков. На кладбище больше ни ногой! Мне что, к вам сотрудника приставить, чтобы вы по кладбищам не бродили? Или арестовать на трое суток за создание препятствий следствию? Самодеятельность развели. Если ещё раз…  Пеняйте на себя! Всё, свободны! (Сергей и Миша уходят).
КРУГЛОВА. Ты Попову про какую-то версию говорила. Что-то уже накопала?
БОРИСОВА. (достаёт фотографии и бумаги) Вот смотри.
КРУГЛОВА. Так это же…
БОРИСОВА. Вот именно.
КРУГЛОВА. И ты предполагаешь, что…
БОРИСОВА. Фантастика, конечно. Но, а если…
КРУГЛОВА. А мотив?
БОРИСОВА. Пока не знаю. Всё это надо тщательно проверить и если подтвердиться, будем делать выводы. Сегодня у Попова и обсудим. А пока ещё раз пройдёмся по территории, позадаём вопросы. (собираются уходить)
МАРЕНИЧ. (входя) Та-ак. Кто это тут хозяйничает в моём кабинете? Здравствуйте! Людмила Петровна Маренич, директор турбазы.
БОРИСОВА. Здравствуйте! Следователь Борисова.
КРУГЛОВА. Майор Круглова. Здравствуйте!
БОРИСОВА. Нам сказали, что вы ещё неделю в больнице будите.
МАРЕНИЧ. Да в связи с последними событиями, сбежала пораньше, потом долечусь. Лёгкое с войны простреляно, даёт знать. Ко мне вопросы будут?
БОРИСОВА. Пойдёмте, вместе с вами пройдёмся по территории и там вопросы, я думаю, возникнут. Что с вами? Вам плохо?
МАРЕНИЧ. Не выспалась просто. Ночью опять война снилась. Проснулась в три часа и всё вспоминала… вспоминала… Пойдёмте. (уходят)

                ЯВЛЕНИЕ 8

1943 год. Краснодарский край. Оккупированный фашистами город Анапа.  Кабинет старшего следователя полиции. Слышна орудийная канонада. Раздаётся телефонный звонок. Вбегает Солуенко, снимает трубку.

СОЛУЕНКО. (в трубку) Старший следователь полиции Солуенко, слушает.  Яволь, господин капитан! Да. Да. Хорошо. Яволь! Всё будет сделано. Немедленно высылаю! Немедленно! (кладёт трубку, кричит в коридор) Стаха ко мне, живо!
ГОЛОС. Стаха к господину следователю! Живо!

                Вбегает запыхавшийся Стах.

СТАХ. Господин старший следователь …
СОЛУЕНКО. Ладно тебе козырять. Присядь, Эдик. Сейчас срочно бери пятерых своих хлопцев, понадёжнее, и дуйте в бывший кинотеатр «Родина» до оберлейтенанта Гросса. Знаешь где это?
СТАХ. Знаю, к бабке не ходи.
СОЛУЕНКО. Так вот. Нужно сопроводить в порт ценный груз. С оберлейтенантом десяток солдат, ну и вы. Грузитесь и в порт.
СТАХ. Так пусть они румын возьмут, мы что, рыжие что ли? У нас своих дел…
СОЛУЕНКО. Румыны, румынами, а поручено нам! Так что, ноги в руки и двигай живо!
СТАХ. Яволь!  А груз-то сильно ценный? Что там?
СОЛУЕНКО. А вот это не твоего ума дело. (прислушиваясь к канонаде) Слышь, как советы лупят?! Ни сегодня, завтра немцы Анапу сдадут. Нам с ними тоже драпать придётся. А чтобы они нас с собой взяли, надо быть у них на хорошем счету и груз в порт  доставить без сучка, без задоринки. Ясно?
СТАХ. Ясно. Только мы у них и так на хорошем счету. Сколько за год мы партизан и подпольщиков придушили, к бабке не ходи. С Гостагаевской их пачками в душегубках возили, да и так постреляли немало.
СОЛУЕНКО. Придушили. Да, видать, недодушили! Вот немцы их и бояться, чтоб чего не выкинули, сволочи. Хлопцам своим, пока груз не получите  ни слова, ни полслова. Вернёшься, доложишь. У кинотеатра вы должны быть через двадцать минут. Выполнять!
СТАХ. Яволь! (оба уходят)

                ЯВЛЕНИЕ 9
1982 год. Территория турбазы «Маяк». На скамейке задумавшись, сидит Сергей. Мимо проходит Надя, увидев Сергея останавливается.

НАДЯ. Привет… Этот парень… Ну, Анатолий… Он был тебе другом?  (Сергей смотрит на неё не мигая, в упор) А чего ты так на меня смотришь?
СЕРГЕЙ. (тихо, сквозь зубы) Если бы не ты… ночью на кладбище… Он бы сейчас сидел рядом со мной. Вот здесь.
НАДЯ. А я-то тут при чём? Он ночью купаться полез. Не надо было…
СЕРГЕЙ. Всё из-за тебя! Если бы ты не попёрлась ночью по кладбищу…
НАДЯ. (вспыхнув) Ты чё, дурак?! Да, какое ты имеешь право…  обвинять…  Прокурор что ли? Ты бы сначала…
СЕРГЕЙ. Имею. Его убили из-за тебя!
НАДЯ. Убили? А как убили? А кто убил? А ты-то, откуда знаешь?
СЕРГЕЙ. Уйди отсюда, дура! И не попадайся больше мне на глаза!
НАДЯ. Что?! Вот идиот-то какой! Вот идиот-то…
СЕРГЕЙ. Вали отсюда!
НАДЯ. Псих, не нормальный! Дебил! (убегает)
Сергей старается успокоиться, входит Миша.
МИША. Ты чего такой?
СЕРГЕЙ. Всё нормально. Маша как?
МИША. Сидит в корпусе, плачет. Родителей Светы ждёт. Медики ей сейчас укол поставили, уснула.
СЕРГЕЙ. Понятно. (после паузы) Ты себя идиотом чувствуешь?
МИША. Нет, а что?
СЕРГЕЙ. А я чувствую. (пауза) Теперь на кладбище каждую ночь вместе будем. На сон по три часа. (пауза) Пойдём, искупнёмся, а то у меня уже от этих мыслей…  Отвлечься надо. (уходят)

                ЯВЛЕНИЕ 10
1943 год. Анапа. Управление полиции. Солуенко заряжает пистолет. Вбегает Стах, он в крови.

СОЛУЕНКО. Что, Стах?!
СТАХ. Выпить что-нибудь есть?
СОЛУЕНКО. Есть. Что стряслось-то?
СТАХ. Налей, Мотя…
СОЛУЕНКО. (наливает ему самогонки) Ты, что мне тут ребусы загадываешь? Что случилось, Стах?!
СТАХ. (выпивает, садится) Ну, погрузили мы в машину ящик стальной, заваренный со всех сторон. Тяжёлый, мать его…  к бабке не ходи. Сели в кузов, поехали. Бомба возле машины как шандарахнет… Машина кувырком. Мы, кто куда… Очухались – из семерых, живые я, Гриня, да Колька. Ну, и трое немцев, с офицером во главе. Осмотрелись – рядом кладбище… Офицер приказал нам этот ящик на кладбище тащить. (наливает, пьёт)
СОЛУЕНКО. (в нетерпении) Ну, и…
СТАХ. Притащили. Офицер склеп какой-то облюбовал и приказал ящик в этом склепе зарыть.
СОЛУЕНКО. А вы?
СТАХ. А что мы? В машине разбитой лопаты были, мы, там, где нам сказано было, ящик тот и закопали. Вышли оттуда, немцы проверить зашли, а я за какой-то памятник по малой нужде завернул…
СОЛУЕНКО. Ну, не тяни ты кота за…
СТАХ. Стою, ширинку застёгиваю, а немцы из склепа вылезли и Гриню с Колькой очередью положили, бестолковками вертят, меня ищут. Ну, я из-за памятника высунулся, их всех троих и уложил там у склепа. Так что, к бабке не ходи…
СОЛУЕНКО. Ну ты…  Закройте дверь! Занят я! Дальше-то что?!
СТАХ. Советы бомбят, обстреливают, я в склеп спустился… ящик откопал… За инструментом к машине сбегал, вскрыл…
СОЛУЕНКО. И что там?..
СТАХ. (кладёт на стол горсть золотых вещей) Вот… Золото там. Кольца, перстни, с камнями разными и… коронки золотые прямо с зубами. Мы когда с Гостагаевской в душегубке партизанских бандитов возили, так потом эти зубы щипцами у трупиков выламывали. Наш труд там тоже есть, а значит, и принадлежит это нам по праву.
СОЛУЕНКО. (рассматривая вещи) И много там этого?..
СТАХ. Много, к бабке не ходи. Остальное я обратно зарыл. Мы за ним ещё вернёмся.
СОЛУЕНКО. А трупы?
СТАХ. Там, за кладбищем обрыв и море. Я их со скалы и … Шторм как раз начался. Но повозится, скажу тебе, пришлось.
СОЛУЕНКО. Плохо всё это, Эдик.
СТАХ. Что плохо?
СОЛУЕНКО. Да всё плохо. Немцы золота хватятся и тогда…
СТАХ. Да, уже хватились. Я когда обратно пошёл, к разбитой машине немцы с румынами на мотоциклах подкатили.
СОЛУЕНКО.  Ты точно у склепа следов не оставил? А кровь?
СТАХ. Да, говорю же, прибрал всё, к бабке не ходи.
СОЛУЕНКО. Валить от сюда надо, пока не поздно. Пока немцы меня за шкирятник не взяли. (звонок телефона) Не подходи. Валить надо, валить. Там во дворе мотоцикл стоит, давай в коляску, я поведу. (уходят)