Трубопроводный транспорт на войне часть 3

Алекс Волга
ПРИМЕНЕНИЕ  ТРУБОПРОВОДОВ   В   ЛОКАЛЬНЫХ ВОЙНАХ  И   ВОЕННЫХ   КОНФЛИКТАХ   

 По взглядам военных специалистов ведущих армий мира в настоящее время уязвимость в поставках нефтепродуктов может представлять такую же угрозу национальной безопасности, как и боевая мощь вооруженных сил противника.
Учитывая слабое развитие инфраструктуры территорий многих стран мира военное командование должно стремиться создать мощные мобильные группировки тыла в состав которых обязательно должны входить трубопроводные соединения и части.
Опыт маневров и учений, проведенных в период 1960 – 1989 годов, показал, что наряду с железнодорожным и автомобильным транспортом для повышения устойчивости и надежности обеспечения войск, горючим в современных операциях необходимо широко использовать трубопроводный транспорт.

Трубопроводный транспорт должен использоваться в комплексе с другими видами транспорта, для сокращения плеча подвоза горючего в войска, дублирования других видов транспорта, а также для подачи горючего там, где использование других видов транспорта становиться невозможным.

         ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА  В РЕСПУБЛИКЕ АФГАНИСТАН

     С вводом ограниченного контингента советских войск в Афганистан перед службой горючего ТуркВО встали сложные задачи. Основными задачами были:       
- отсутствие в районах, удобных для обеспечения групппировок войск на кабульском и гератском направлениях, складов с запасами горючего;
- отсутствие у личного состава службы горючего практического опыта обеспечения войск горючим в условиях горной местности со слабо развитой сетью дорог.

     Подвоз горючего в основном осуществлялся автомобильным транспортом. Большая протяженность марша, проведение его в сжатые сроки, а также сложные дорожные условия вынуждали автомобильные части и подразделения окружного звена сопровождать войска до назначенных районов и только там передавать горючее, что не позволяло осуществлять быстрый маневр автотранспортом. Освободившиеся подразделения подвоза из-за интенсивного встречного движения войск возвращались для того, чтобы получить горючее с большим опозданием. Положение усугублялось и тем, что значительное время уходило на досмотр автоколонн и сдачу оружия при пересечении государственной границы.

     Сложившаяся обстановка потребовала создания в районе Термеза перегрузочного района с подачей горючего через р. Амударья по трубопроводу. Для этого был сформирован отдельный трубопроводный взвод. В феврале 1980 г. взводом были развернуты три линии трубопровода ПМТ-150 (затем заменен на трубопровод ПМТП-150) от склада горючего перевалочной базы вместимостью 10 тыс. м3 до развернутого на территории Афганистана в районе Хайратона отделения склада вместимостью 6 тыс. м3 , протяженностью 15 км каждая. Трубопровод обеспечивал ежесуточную подачу более 1 000 тонн горючего. Оборачиваемость автомобильных колонн возросла.

     По такому же принципу в мае 1980 г. была организована перевалка горючего через государственную границу в Кушке, где были проложены три десятикилометровые линии трубопровода ПМТП-150 с развертыванием складов перевалочных баз и их отделений на территории Афганистана.

     Опыт эксплуатации первого трубопровода, проложенного через р. Амударья, доказал целесообразность развертывания трубопровода от отделения склада горючего перевалочной базы в Хайратоне до армейского склада в Пули-Хумри  протяженностью 254 км.

     Полуторагодичная эксплуатация ПМТП-150 показала важные преимущества полевого магистрального трубопровода по сравнению с автотранспортом.

     Возрастающая потребность войск в дизельном топливе, потребовала прокладки параллельно действующему трубопроводу трубопровода ПМТП-100 для подачи по нему дизельного топлива. Развертывание второй линии трубопровода проводилось без остановки перекачки.

     Зимой 1981 - 1982 г. создались трудности с доставкой горючего через перевал Саланг, что потребовало развертывания трубопровода для подачи горючего от Пули-Хумри на Кабул и Баграм через перевал Саланг.

     Прокладка трубопровода Пули-Хумри - Баграм протяженностью 184 км была завершена за семь суток. Трубопровод обеспечил подачу авиагорючего на развернутый в Баграме армейский склад  горючего, аэродромный склад авиационного полка, а также на склад горючего полевого типа вместимостью 10 тыс. м3 и расходный аэродромный склад вооруженных сил Афганистана. Трубопровод соединил единой линией четыре склада, что в определенных условиях  обеспечивало подачу авиагорючего непосредственно на аэродром Баграм, без превлечения автотранспорта.

     Проложенный через перевал Саланг трубопровод показал высокую эксплуатационную надежность. Уже в первые месяцы работы он обеспечил не только текущую потребность, но и накопление установленных запасов авиагорючего.

     Эксплуатация этого трубопровода в зимнее время осложнялась большим слоем снега и частыми сходами лавин, которые повреждали трубопровод. Восстановление трубопровода осуществлялось прокладкой нового участка длиной 150…200 м поверх сошедшей лавины, без поиска места повреждения. Вынужденные перерывы в работе трубопровода по этой причине первоначально составляли одни-двое суток, а с приобретением опыта время на его восстановление было сокращено до нескольких часов.

     Весной 1984 г. параллельно этому трубопроводу была проложена вторая линия ПМТП-100 для подачи дизельного топлива на склад горючего в Баграм. Развертывание и ввод в эксплуатацию второй линии трубопровода на Баграм вызвали необходимость замены 100-мм трубопровода на 150-мм трубопровод. С окончанием этой работы было практически завершено создание системы подачи горючего на кабульском направлении с широким использованием полевых магистральных трубопроводов ПМТП-100 и ПМТП-150.

     Эксплуатация трубопроводов на кабульском направлении осуществлялась при постоянном воздействии на них банд душманов. Трубопровод подрывался, простреливался, пробивался и поджигался. Однако, несмотря на имевшие место потери горючего, подача его с использованием трубопроводного транспорта подтвердила живучесть этого транспорта и доказала, что он иожет служить надежным средством доставки горючего.

     Летом 1984 г. после завершения работ по развертыванию второй линии трубопровода на кабульском направлении возникла острая необходимость в развертывании трубопровода на шиндандском направлении от отделения склада горючего перевалочной базы в Тарагунди (Кушка) до армейского склада горючего в Щинданде.

     Сформированный в Киевском военном округе отдельный трубопроводный батальон в декабре 1984 г. прибыл на станцию Кушка. До его прибытия на станции были разгружены два комплекта трубопровода ПМТП-150, разведана 240 километровая трасса, в места будущих гарнизонов насосных станций были выдвинуты и обустроены подразделения охраны. Проведение этих мероприятий обеспечило развертывание трубопровода сразу по прибытии личного состава батальона. Одновременно с развертыванием трубопровода обустраивались гарнизоны насосных станций, пункты управления рот и командный пункт батальона.
 
     Впервые в состав батальона были включены подразделения тропосферной связи, которые обеспечили связь командира батальона со штабом тыла армии и округа, а также связь с частями, охранявшими трубопровод, что во много раз сократило время на принятие решения и отдачу распоряжений по защите, охране и восстановлению работоспособности трубопровода. Всего было развернуто  1191  км трубопровода.
    Опыт боевых действий в Афганистане показал, что ПМТ хорошо зарекомендовал себя при обеспечении горючим 40-й армии.

                ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРУБОПРОВОДОВ В ВОЙНЕ В ПЕРСИДСКОМ    ЗАЛИВЕ

     По взглядам американских военных специалистов, обеспечение горючим вооруженных сил в определенных условиях более необходимо для боевых частей, чем боеприпасы, так как без горючего они абсолютно теряют подвижность и маневренность, то есть в случае  угрозы уничтожения даже не смогут отступить. Следовательно - уязвимость в поставках нефтепродуктов может представлять такую же угрозу национальной безопасности, как и боевая мощь вооруженных сил противника.

     Учитывая слабое развитие инфраструктуры территории стран Аравийского полуострова, американское военное командование помимо стационарных складов и баз создало мощную мобильную группировку тыла в непосредственной близости от границ с Ираком и Кувейтом. Помимо значительных материальных запасов были развернуты сборно-разборные трубопроводы для сокращения плеча подвоза горючего в войска.

     Для обеспечения подачи горючего силами инженерных войск (411 инженерная бригада) было развернуто 410, 6 км магистральных трубопроводов диаметром 150 мм от начального пункта в порту Эль-Джубайль в направлении баз Бастонь и Альфа, причем на участке протяженностью 94 км трубопровод был развернут в две линии (вторая линия трубопровода принадлежала вооруженным силам Великобритании). На этом участке трубопровода было развернуто отделение склада горючего суммарной вместимостью около 100 тыс. м3. От складов до подразделений непосредственного обеспечения дивизий и бригад горючее подавалось автомобильным транспортом  7 транспортной группы. Всего использовалось около 850 автомобильных цистерн емкостью по 19 м3 , что позволило обеспечить среднесуточную подачу войскам около 15 тыс. тонн горючего.

       Общее руководство организацией обеспечения горючим осуществляло 22 командование полка театра военных действий, а также два корпусных командования тыла, имеющих в своем составе соответствующие группы по обеспечению горючим.

   ИСПОЛЬЗОВАННАЯ    ЛИТЕРАТУРА
1. Служба горючего Советских Вооруженных Сил. - Ульяновск: УВВТУ, 1986. - 294 с.
2. Информационно-технический бюллетень службы горючего №23.- 1996.

На фото трубомонтажная машина ТУМ-150В