Гениальный формалист Леонид Добычин. Читайте «Город Эн»!
Арина Браги
Леонид Добычин. Портрет Виталии Думанской
–
«К сожалению, со всем здесь сказанным я не могу согласиться».
25 марта 1936 года, Л. Добычин
–
«Мой мозг встал дыбом вместе с волосами!» - лишь эти слова И. Бабеля могут описать мое потрясение от погружения в инопланетный текст маленького романа гениального Леонида Добычина «Город Эн».
О Добычине говорят как о писателе для «маргинальных снобов», о российским формалисте и неявнoм основателем ленинградской школы писателей 60х! Почитайте!
Меня словно взорвало изнутри интеллектуально, эмоционально, ассоциативно и внесло в эн-мерное пространство. Как лучи от звезды понеслись во мне многочисленные смыслы от текста «Города Эн».
Сначала вспомнилась Четвертая Вологда Варлам Шаламов, он младше Л. Добычина на 13 лет. У Шаламова центральна фигура отца, у Добычина – образ «маман».
Из текста Шаламова - вопреки желанию автора показать домашнего деспота – встает светлая личность отца. У Л. Добычина, сопротивляясь рассказчику, глуповатая маман
–
«Надо больше есть риса, – говорила теперь за обедом маман, – и тогда будешь сильным. Японцы едят один рис – и смотри, как они побеждают нас»
-
спасает семью после потери кормильца, уходит в телеграфистки, и так симпатично умеет дружить с нелепыми дамами маленького городка.
Потом всплыла в моей памяти и «Рождественская история» Труман Капоте, где одинокий мальчик вглядывается в отражение - свое и старой чудачки - в черноте окна на фоне луны, и его верная подруга так симпатично старше героя на целую жизнь.
Друзья по «Осознанному чтению» в CWS, и многие критики, вспоминают Свана у Пруста.
И, конечно, вспоминается формалист Ветров и его гениальное документальное кино.
У Л. Добычина вслушиваешься в звуки речи главного героя:
–
«В иконостасе я приметил Богородицу. Она была не тощая и черная, а кругленькая, и ее платок красиво раздувался позади нее. Она понравилась мне»,
–
и сердце сжимается: там может говорить особенный ребенок с аутизмом, но так же звучал и голос «поэта для поэтов» Велимира Хлебникова, «председателя земного шара».
Нужно медленно смаковать прозу Л. Добычина, чтобы вдруг осенило, что это же история зарождения и развития мышления у маленького человека. Этот неуловимый процесс в субстанции «под волосами» никак нельзя показать художественным словом!
А Л. Добычин – смог! Ударом хлыста звучит строка-логарифм (…), и в этот момент, мысль главного персонажа рвет оболочку «я - эго» и критически самостоятельно вонзается во внешний мир!
Сидишь, ошарашено, как это возможно?
Загадка текста «Города Эн» в том, что в нем неясен образ человека: лавочница это или ожившая вывеска?
А главный герой-рассказчик, он кто?
Может быть литературный персонаж, может все это лишь путешествие нашего подсознания и ассоциаций по строкам других художественных текстов русской литературы: от Гоголя, через Тургенева и Чехова, к Достоевскому?
И путешествие по вывескам провинциального городка, сквозь милые открытки и газеты, сквозь "живые фотографии" и обертки конфет в плотном слое массовой культуры прошлого, что ныне живет под видом интернета и соцсетей?
Главный герой-рассказчик ускользает, как ускользнул Л. Добычин в космос русской литературы, где он, по словам историка культуры Кирилл Кобрин, стал одним из виртуальных основателей ленинградской прозаической школы 1960–1980-х годов, вспыхнув в текстах Сергея Довлатова и Дмитрия Данилова, а тело его растворилось в сладких водах Маркизовой лужи.
Отчего же именно маленького провинциального писателя так яростно распяли «братья во литературе» на конференции 1936 года по борьбе с формализмом?
Сработала чуйка на ИНОЕ и ГЕНИАЛЬНОЕ!
Рефлекс самосохранения…
«К сожалению, со всем здесь сказанным я не могу согласиться».
25 марта 1936 года, Л. Добычин
Ответное слово на собрания ленинградских писателей по «борьбе с формализмом», где его, малоизвестного писателя провинциала, убойно раскритиковали.
Читайте Л. Добычына, гордость русской словесности!
25 сентября 2021