Философские вопросы. Часть 43

Татьяна Химич
1. Какая жизнь бессмысленна?

• Бессмысленная жизнь – прожитая зря и на погибель.

С точки зрения жизни как бытия существа, никакая жизнь не может быть и не бывает бессмысленной, поскольку её созидает Бог, а Он не творит ничего злого, неразумного и бесполезного, ведь Бог – Высший Разум.

Но если посмотреть на неё, как на путь человека от рождения в вечность, то такой путь может быть бессмысленным вполне. Тогда бессмысленная жизнь – прожитая зря или на вечную погибель. Каждый человек, рождаясь, по замыслу Бога призван к святости и духовному совершенствованию. Что же мешает нам достичь святости и уподобиться Творцу в добродетелях и любви? Наши греховные страсти. Чем обширнее и глубже страсть, тем дальше она уводит нас от Бога, а значит, и от блаженства и Жизни (Бог - источник жизни). Земное существование – даже не мгновение в рамках вечности, но именно это мгновение и определяет всю последующую вечность. И есть только два пути: быть с Богом в любви и счастье или быть с Его противниками – диаволами – в нечистотах, позоре, обречённости и нескончаемом ужасе вечных мук.

Бессмысленна и бездарна та жизнь, которая прошла вся в страстях, похотях, разврате и гонке за богатством и одними лишь удовольствиями. Её итог – вечная смерть души. Кто не с Богом – тот проиграл свой главный бой, тот проиграл свою Жизнь…
«Жизнь и покой души – таинственное и неизреченное общение с Небесным Царём» (преподобный Иустин (Попович), Челийский).


2. Какая часть человеческой природы войдёт в вечность: дух, душа, тело?

• Человек – единство духа, души и тела.

В вечность войдёт весь человек: его дух, душа и тело. До второго Пришествия Бога нашего Иисуса Христа души усопших людей после физической смерти отделены от умершего тела. Но Христос Воскрес и тем самым возродил наше поражённое первородным грехом и тлением естество. Все люди воскреснут в своих собственных, но обновлённых, телах согласно своему духовному состоянию, и наследуют ту вечность, которую сами для себя выбрали и сотворили.

Человек есть единство духа, души и тела. Как тело без души мертво, так и душа без тела – не совсем полноценная. То, что все люди воскреснут в своих телах, убедительно показано в Евангелии. После смерти на кресте Господь являлся сорок дней апостолам и другим ученикам, наставляя их в вере, устраивая Свою Церковь на земле. Апостолы лицезрели раны на теле Христа, Он даже принимал пищу с ними. Но тело Его преобразилось, так что ученики сначала не узнали Воскресшего Христа, когда Он явился Им, пока Он Себя им не открыл. Христос – Совершенный Бог и Совершенный Человек, Он воспринял полностью природу человеческую и «во всём подобен нам, кроме греха» (Халкидонский догмат о БогоЧеловеке Христе Халкидонского собора). Раз Христос Воскрес в Своём обновлённом теле, значит, и все люди воскреснут, подобно Ему.

«Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мёртвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам. … Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему» (Библия. Евангелие от Матфея 28:5-9)

После Воскресения Господь явился на дороге двум ученикам и беседовал с ними, но они сначала не узнали Его.
«И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. Когда они говорили о сём, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам.
Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги.
Когда же они от радости ещё не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печёной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними.
И сказал им: вот то, о чём Я вам говорил, ещё быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мёртвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему» (Библия. Евангелие от Луки 24:30-48).


3. Свойственно ли по природе человеку убивать человека или нет?

• Человек создан по образу и подобию безгрешного Бога-Любви.

«Образ в том и имеет сходство с Первообразом, что исполнен всякого блага» (святитель Григорий  Нисский). То есть по природе своей (изначальной, неискажённой страстями) человек наделён только добродетелями, разумом, бессмертной душой и духовной природой. В первых людях до грехопадения не было зерна страстей, они не грешили. Поэтому, конечно, убийство – противоестественно. Это смертный грех, приводящий к духовной смерти убийцы и его вечной гибели, если не покается.

Кто же в истории человечества первым убил и почему? Каин (первенец Адама и Евы) убил своего брата Авеля. То есть первый же рождённый человек убил человека. Из-за чего произошло это страшное событие? Из зависти – частой причины убийства и мести.

«Каин принёс от плодов земли дар Господу, и Авель также принёс от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его. И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лицо твоё? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним.
И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдём в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. И сказал Господь[Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал Господь: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей» (Библия. Бытие 4:3-11).

Грех усвоился людям и исказил естество, но существом человеческим не стал. «Грех не есть существенное свойство нашей природы, но уклонение от неё. Подобно тому, как и болезнь и уродство не присущи нашей природе, но противоестественны, так и деятельность, направленную к злу, нужно признать искажением врождённого нам добра» (святитель Григорий Нисский).

По существу злыми и грешными человекоубийцами являются только демоны – злые духи. Христос говорит: «Он [диавол] был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи» (Библия. Евангелие от Иоанна 8:44). Сотворённые святыми, бесы переродились полностью, избрав грех, и не способны делать добро вообще, и не способны покаяться. А люди стали склонными ко всякому греху и возлюбили его, но каждый из нас имеет свободный выбор: совершить грех или воздержаться. А убийство и поныне противоестественно. «Не убий», – заповедал Бог.

Иисус Христос избавил нас от власти греха, смерти и сатаны. Христос победил ад и смерть. Каждый человек с помощью Божией может быть бесстрастным и святым, если захочет.

«Грехи – признак духовно мёртвого человека» (святитель Тихон Задонский).
«Демонами делаются... души, живущие во грехах, не потому, чтобы переменилось их существо, но потому, что воля их подражает злобе демонов» (святитель Иоанн Златоуст).


4. Лучше бороться со своими недостатками или приобретать новые достоинства? Или по-другому: Лучше бороться со своими грехами и каяться или приобретать добродетели?

• «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Библия. Евангелие от Матфея 3:2).

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (Библия. Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла 13:1-3).

Я – ничто, даже если имею всевозможные естественные и сверхъестественные дары, а любви не имею. «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть Любовь» (Библия. Первое соборное послание святого апостола Иоанна 4:8).
 
Подобно тому: если я обладаю всякими дарами, но остаюсь нераскаянным грешником, что мне до них, когда пойду в вечную погибель? «Ибо какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит. Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Библия. Евангелие от Марка 8: 36-37).

«Столько повреждена наша природа греховным ядом, что самое обилие благодати Божией в человеке может служить для человека причиною гордости и погибели» (святитель Игнатий Брянчанинов).

«Грехи – признак духовно мертвого человека» (святитель Тихон Задонский).

Грешник часто даже добродетели обращает себе во грех. Но дело в том, что нельзя взрастить добродетель в страстном сердце. Всё доброе свойственно Богу и даётся Им по Его благодати. А грех противен Богу, поэтому благодать не поселяется в жилище страстей среди нечистот и тлена. Грешник имеет мнимые добродетели. Чуть заденешь такого «праведника», и из его сердца вылезут ядовитые змеи, брызжущие ядом, желая уничтожить всех, кто попадётся на пути.

Невозможно войти в Царствие Божие тому, кто не кается в своих грехах.

«Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев. Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (Библия. Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла 6:8-11).

Крещение и покаяние смывают скверну греха с человека, обновляя его благодатью Божией, подаваемой в таинствах Церкви.


5. Кто сказал, что человек создан по образу и подобию Божьему?

• «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему» (Библия. Бытие 1:26). Истинно всякое слово Бога.

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Библия. Бытие 1:27). Свидетельство в Ветхом Завете.

«Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворённых по подобию Божию» (Новый Завет. Соборное послание святого апостола Иакова 3:8-9).

«А теперь вы отложите всё: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но всё и во всём Христос» (Новый Завет. Послание к Колоссянам святого апостола Павла 3:8-11).

Свидетельствует Новый Завет.



«Если пребудете в слове Моём, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными», – сказал Христос (Библия. Евангелие от Иоанна 8:31-32).