Экология духовного дизайна

Павел Гурачов
Сукцессия — это процесс смены сообществ организмов на данной территории. Так лужайка зарастает лесом, а маленькое лесное озеро через сотни лет станет верховым болотом. Так вот, мы нечто подобное отмечаем и для человеческой цивилизации. В мегаполисах жить становится почти невыносимо, и современные экологические городки-поселения на окраинах заменяют спальные районы и вытесняют вековые села и деревни, в лучшем случае оставляя лишь топонимы. Мы видим все больше рекламных плакатов и роликов разного рода таунхаусов и поселков современного типа с развитой инфраструктурой и характерной планировкой, где все в шаговой доступности, «бод боком». Аккуратные одноэтажные домики окружены подстриженными газонами с клумбами и фонтанчиками, в каждом дворе однотипные детские площадки, парковки, школы, сады, клиники, супермаркеты, кафе — все что нужно для комфортной жизни. Плюс относительно чистый воздух, тишина. Лес превращен в парк, озеро окаймлено гранитом, прогулочными и велосипедными дорожками, фонарями, рядом спортивная площадка. В общем живи и радуйся! Жилая зона, прогулочная зона, детская зона, спортивная зона, мангальная зона. Школы оснащены компьютерами, интернет ловит везде. Ну и современный дизайн, понятное дело. Четкая шахматная геометрия прямых линий, перпендикуляров и прямых углов. Деревца высажены по компьютерной программе, учитывающей все геофизические особенности в соответствии со всеми правилами ландшафтного дизайна, который также просчитан компьютером. Тут вообще все просчитано до пугающей безупречности. От форм и цвета до технической базы и инфраструктуры.  Картинка этого райского поселения словно соскочила с экрана монитора и теперь нуждается в завершении гештальта — нас с вами.
И что же это за персонаж, житель подобного таунхауса? Такой же оцифрованный и просчитанный индивид из офиса или банка. Пиджак, галстук, иномарка, в руке гаджет последнего поколения со всеми необходимыми для адекватного существования приложениями. Такая же супруга и такие же оцифрованные дети. В общем счастливая семья. Их белозубые лица счастливы, тела спортивны, манеры корректны... за версту несет пожизненным контрактом и прочей юриспруденцией. Короче говоря, никакого рок-н-ролла! Точнее, никакой жизни, искры, хоть искорки хтони и дионисийского иррационализма!
А..., вы об этом? - моментально отреагирует менеджер «с иголочки» с такой характерной прической — вихром наверх, и укажет на какой-нибудь диско-бар с караоке или направит в экопарк с платной рыбалкой и мангалом напрокат.
Не то, дружище... ой не то...
А ведь в этих местах когда-то беспредельничали викинги, шаманили угро-финны, бушевали восстания и войны, строили социализм... а еще раньше сползал ледник, отступало древнее литориновое море, вылезали архейские гранитные слои, кое-где испещренные таинственными петроглифами неведомой неолитической расой. Теперь же вечная компьютерная программа. Выхолощенный мертвый глянец. И это итог эволюции?
Климакс — конечное состояние экосистемы, прошедшей сукцессию, говорит наука экология. Для природы — это многоярусный лес или акватория с тысячами видов всех царств живых организмов. Для человека — райский город солнца, в котором все ясно, четко, понятно, отлажено. Безупречно!
Вот ключевое слово для всякого логического тупика развития цивилизации. Просчитан ландшафт, просчитан город солнца, просчитан я. Как тут не вспомнить сказку про козленка, который научился считать до десяти и последующую интерпретацию ее в эссе (Бураттини или фашизм прошел) М.Елизарова? Козел, перевозящий мертвецов с этого света на тот...
Глубоко копнули? Перегнули палку? Да-да... увлеклись. Просто ассоциативный поток увел.
Но за всем этим стоит некоторая тревога, когда смотришь на рекламный плакат города-солнца. Я не хочу жить в таком месте. А особенно не хочу что бы такие места наплывали все дальше и дальше на нетронутые уголки природы. Мне не по душе этот разрастающийся безмерно «цифровой борщевик». Наверное я неадекватный, но я скорее горжусь этим, и адекватность и неадекватность, вернее всего, определяется по отношению к морально-нравственным категориям (добро-зло), а не к видению мира. Плохой человек неадекватен, а хорошие разные бывают и это адекватно в принципе.
За фасадом всех этих технологий и цифровых стандартов таится что-то идущее в разрез с самой жизнью. И на это указывает сам дизайн проекта — в природе нет перпендикуляров и прямых углов. Трава и деревья не могут быть «под одну гребенку», цветы в клумбах не образуют подобных сообществ, словно в букете, а рыба будет не будет клевать по оплаченному времени. Все это какой-то извращенный подход. Когда мы видим пейзаж, он нас вовлекает и завораживает. Сельские домики старой деревни словно выросли вместе с другими растениями, они расположены хаотично, но гармонично. Группа вспархивающих с ветки галок, дым из трубы, штрихи облаков и их «альтерэги» - льдинки на реке, рыбачок в ветхой лодке с трубкой во рту — все взаимосвязано дополняет друг друга. Потому что естественно. Здесь же холодное, безжизненное недоумение глянцевого супрематизма, граничащего с б..ским гламуром. И это отражение таких же душ — расчетливых, но по сути мертвых. Иногда даже интересно увидеть выражения этих лиц в минуту смертельной опасности, чтобы понять суть сутей. Саму экзистенцию. И уже вижу — тупой инстинкт, инстинкт страха разрушения белкового тела (вспоминается классный клип группы «Soundgarden» «Black hole sun»). Смятение и матерный поток — базовая прошивка сознания еще в юности, как Шнур учил.
Кстати, о юности. Вот пожалуйста, яркий пример — мультфильмы. Тоже в эту же струю — нелепые говорящие шары, квадраты и треугольники ярких, без оттенков, цветов. Потому что персонажи, характеры типа Вини-Пуха, Врунгеля или кота Леопольда с мышами на фиг не нужны. Нужны цифровые функции, чтобы с помощью безупречно просчитанной логической языковой конструкции развести клиента на бабло в конечном итоге, и заселить свою тушу из белка и прочих углеводородов в такой вот таунхаус. То есть, у нас были мощные художники, которые рисовали руками по двадцать четыре кадра в секунду и создавали сложные, но прикольные образы. Была форма, силуэт, мимика, осанка, жест, цвет, линии — все было живое у мультипликационных героев. Сейчас же — однотонные фигурки одним кликом, зато серий тысячи. И это наше будущее, уже с соответствующей прошивкой мозгов.
Тупой, одномерный блеск. Бессмысленная стекляшка. Ни глубины, ни тайн, ни грандиозности замысла основ бытия. Ни завораживающего ужаса бесконечности в малое и большое. Никакого космического измерения и сложнейших хитросплетений событийно-интеллектуальной линии. Ни драйва, ни энергии. Импотенция духа. Тоска и скука правильных форм, предсказуемость пошлости, безмолвие Бога...
Ну в общем все понятно. Мы выходим на соотношение жизни и искусства, на связь образа и устройства души человека. Если цифра — конец эволюции, то по законам экологии, не пришла ли пора новой сукцессии? Вопрос обозначается следующий — можно ли человека оцифровать в принципе, от рождения? Или есть что-то не подверженное техническому вмешательству, врожденное... то, что способно созерцать истину? Что-то такое, которое сразу угадает фальшь, мертвечину — или это тоже своего рода прошивка, имеющая мощное историко-культурное наследие?
Но это уже вечный вопрос о «Tabula rasa», а посильная задача художников — выстебать как следует весь этот тупиковый проект от бинарного кода до завоевания галактик и попробовать шагнуть в какую-то другую сторону.