Главная ошибка Перевезенцевой

Антон Казарин 4
О некоторых особенностях характеров двух главных героинь фильма "Подражатель".

Это не первое моё размышление о психологии тех, кто избрал себе долю -  карать других.
Психология "самопального" палача должна быть таковой - если решил карать, то  научись правильно относиться к осужденным тобою на смерть. Чтобы потом воспоминания о совершённом тебя не сломали.
Главная проблема таких, как Перевезенцева, т.е. людей с совестью - восприятие тех, кого они определили в  достойные самосуда, как тоже людей. Рано или поздно такая позиция приведет к раскаянию и переосмыслению всех своих поступков, связанных с мщением. А оттуда родится и чувство сожаления о содеянном. Именно это и случилось с Перевезенцевой и именно это не приняла Бровадина, ибо, как человек, которому сломали психику ещё в детстве, она не смогла развить в себе ровное, здравое, объективное, правильное понимание  морали, к соотношению добра и зла. Для неё существовала только ее личная внутренняя боль от насилия над ней, пережитые в прошлом невозращённые обиды, и именно это и стало генеральной линией в формировании её личности по мере взросления. Ей оставалось только найти пример для подражания и обожания, кумира, "истинную маму" (ибо она была из детдома), того, способу осуществления личного правосудия которого она следовала бы без рассуждений. Тот стержень, вокруг которого она как лиана обовьётся, чтобы устремиться наверх. Тот скелет, на который она нарастит своё личное мясо.
Отсюда плавный вывод в следующую плоскость - о создании своих врагов и об ответственности за свои поступки, которые кажутся безупречными сейчас, но последствия которых могут неожиданно жестоко выстрелить в будущем. И все ваши оправдания будут выглядеть жалкими в контексте сегодняшнего дня.
Мы почти всегда создаём своих врагов себе сами - через своё деяние/недеяние. Это закон жизни, который существует и который работает, как вы не отрицайте. Те, кого карала Перевезенцева, создали из неё себе врага сами, покусившишь на самых святых для неё (и для любого человека) людей - на её родителей. Она по всем человеческим понятиям, имела право мстить. Но где же она совершила ошибку, которая в итоге привела ее к бесполезной потере половины своей жизни (за решёткой), к раскаянию и в итоге к смерти, когда она пожертвовала собой, спасая свою дочь? Святая смерть, кстати, искупившая все ее преступления, все ее грехи. А ошибку Перевезенцева совершила, когда призналась следствию в убийствах, которые совершила. Главное правило, которое знает любой матёрый зек - никогда ни в чем не признавайся. Перевезенцева не была матёрым зеком, и это определило все ее поступки. Да, она, как говорится, закончила миссию, и сил на продолжение жить после всего в этом мире у неё, видимо, больше не оставалось. Точка, финал, финиш, итог, достижение результата, полное моральное и физическое выгорание и опустошение.
Именно это и назвала слабостью Бровадина : совесть, привитое понимание , где нужно остановиться, чтобы самой не превратиться из палача в убийцу, которого уже ничто не оправдывает. Бровадина этого понимания оказалась лишена, что и позволяло ей быть фанатиком и не чувствовать себя неправой, несмотря на качественное юридическое образование и немалый и успешный опыт правоохранительной деятельности. Давно известно, что великолепный специалист ещё не означает хорошего человека.
Ошибка Перевезенцевой заключалась ещё и в том, что МВД всегда обязано отчитаться о своей деятельности. Ведь раскрытие таких серийных убийств очень играет на положительный имидж системы в целом и конкретных сотрудников в частности. Так всегда было. Но один нюанс, который появился только в постсоветской России ( и не в ней одной) и стал весьма существенным фактором влияния, а именно : МВД обзавелся своей собственной пресс-службой, журналистами в  ментовских погонах. А журналист всегда остаётся журналистом. Это стиль мышления, это образ жизни. И он, журналист, всегда будут подавать сухой факт со смаком, добавив туда допустимый предел красок, образности, эпатажности. А когда к этой выпущенной в свободное пространство информации  подключатся чуть позже ещё и т.н. независимые журналисты, то всё, туши свет, - из трагичного и кровавого события, о котором бы лучше бы ни одной живой душе не знать (кроме тех, кому положено по должности), акулы пера создадут сенсацию до небес и будут максимально трезвонить о ней на каждом углу, из каждого утюга, пока имеется оттенок свежести. Всё ради хайпа, ради повышения уровня продаж, ради роста личного рейтинга и рейтинга того инфосубьекта, где эти журналисты и кропают. И никому из них и дела нет до того, что где-то кто-то из пострадавших от аналогичных преступлений услышит, увидит, прочтёт - и возьмёт на вооружение совершённый самосуд как образ действий, а то и сделает целью своей дальнейшей жизни. Так и появится очередная Бровадина.
Так вот чтобы не плодить таких вот Бровадиных из подвергнувшихся насилию, чтобы они не брали с мстителей пример, нужно таким, как Перевезенцева, понять простую истину - если ты решил стать палачом, то будь им до конца. Палач не стремится к публичности, он не зря её избегает. Он не ведает жалости к тем, кого казнит, они для него просто объекты работы. И после их казни он о них не сожалеет и не вспоминает - ибо незачем. Ибо иначе он сойдёт с ума - а это ему надо?
Как защитить свою психику от угрызений совести? Да, в принципе, очень просто. Если ты решил действовать из тени, то уже никогда из неё и не выходи. Никогда не афишируй эту свою деятельность, никогда ни в чём не признавайся, никогда ни о чем не жалей. Психология ниндзя. Их этому учили с детства. Это совершенно особая психология, полностью отличающаяся от христианского мировоззрения, созданной на его основе модели поведения, особенно его православного варианта. В отличии от христианского всепрощения, безбрежной эмпатии - никакого сожаления о содеянном, никакого раскаяния в совершенном, никакой любви в врагу твоему. Только понимание цели, видение цели и стремление к цели - и остановка сразу же по достижению цели. Да, всему этому придётся учиться, и, скорее всего, самостоятельно - но это единственный способ уберечь себя от осознания зряшности всех усилий, потраченных сил и времени, саморазрушения своего внутреннего "я" вследствие раскаяния и приватного/публичного самоосуждения, которое так любит общество, состоящее из людей, которых лично не коснулась трагедия таких, как Бровадина.
Очень сложный вопрос, целая куча проблем, увязанных друг с другом, произрастающих одна из другой.
Нет, я не оправдываю Бровадину, я не считаю глупым раскаяние Перевезенцевой (всё-таки это был фильм с определённым соцзаказом), я не пропагандирую самосуд, я не учу, как стать палачом. Я говорю о строгой логике и последовательности в действиях. О том, как малейшее сомнение в начале пути  может весьма сильно исказить результат в итоге, к твоему собственному удивлению, - ибо ты не этого хотел. В мести нельзя ошибаться (не зря её называют блюдом, которое следует подавать холодным), ошибка может очень дорого стоить : и тебе, решившему, что некто заслужил твою личную кару - и пусть он её действительно заслуживает, а не мнимо - , и тому, кто привёл тебя к такому решению.
Если бы люди умели задумываться о последствиях своих поступков, скольких бы трагедий в целом избежало бы всё человечество. Увы, почти никто этому учиться не хочет. Отсюда и последствия. И всё идёт по кругу, и новые маньяки находят себе новых жертв, а те, если выживут, потом сходят с ума или начинают мстить.


25.09.2021г.