Один оборот

Олег Аникиенко
                Будни  глубинки.  Лица в уличных  окнах. По тонким связям.

          
          Усть –  Сыровск – город вымышленный, авторский образ, проживающий свою выдуманную жизнь где-то в северных краях российской глубинки. Характер городка негромкий  и, можно сказать,  подчиненно терпеливый. Здесь рубят и пилят на доски сосну и березу, меньше – осину и ель. На противоположных окраинах города дымят трубы двух комбинатов, на одном варят из щепы бумагу, на другом, с соответствующим запахом,  – техническое полотно. Развился городок из погоста возле устья реки Сырой, по которой раньше спускали молевым сплавом  бревна.   
        Ныне город окреп и считается административным центром нефтегазодобывающей области.  Потому  здесь много больших и безвкусных офисов, а также дорожащих своим местом  чиновников. В целом Усть – Сыровск  -   скучноватый, неяркий, как говорят, город без изюминки.  Нет в нем каких-то особенных традиций, мифов.  Ни своего цирка с  умными, ладными  клоунами, ни футбольной команды, ни даже простенького джаз – клуба. Малоулыбчивый трудяга, терпила… Берег реки запущен, без набережной и летнего кафе. На другом, затапливаемом весенней водой берегу – поселок, где доживают свой век дети бывших переселенцев, сосланных сюда еще в довоенные годы. 
          Впрочем, здесь много зеленых тополей, есть свои драматический театр и пединститут, пара фонтанов  и несколько памятников. Что до малой скульптуры на лужайках,   Усть – Сыровск  к такому еще не готов. Местная молодежь старается, по возможности,  вырваться  в мегаполисы, откуда иногда возвращаются разодетыми наведать предков и дворы детства.
        Сравнивая  свой город с другими, усть – сыровцы считают здешнюю жизнь сносной и голосуют практично за правящую партию, не доплачивающую им годами.  Провинциалам, особенно женщинам,  важна стабильность, хотя бы такая. А что тут не  весело, так в том польза,- не селятся мигранты,  нет скинхедов и террористов (что здесь взрывать?), а также проституток на дорогах.  Писать о таком городе невыгодно, - ярких историй не выдумаешь. Да и не  к лицу они  неброскому фону заурядных улиц.   Вот только живут в этих  домах  пусть и   послушные, но - люди.  Как и в других небольших городах страны,   здесь рождаются, учатся, работают и умирают.  О них то, о взаимоотношениях, мыслях, выражениях глаз этих людей и пойдет речь.

      Человек, укрываясь воротником и сопротивляясь встречной пурге, идет по городской улице.  Куда бредет, не ведает.  На душе  у него  тоска, почти отчаяние.  С некоторых пор он счел себя неудачником и винит в том  поспешную женитьбу и болезненного  ребенка. Состояние знакомое многим. Главное, не задерживаться в обиде, не застрять в депрессии…
         Случайно он забредает в старенький Дом культуры, на стене которого  занесенная снегом надтреснувшая   вывеска.   Здесь дает концерт     приезжая музыкальная группа.  Поначалу ему неуютно, плохо  в зале. Но затем тихая мелодия захватывает его, возвращая в прошлое и рисуя будущее.  Человек понимает, что музыка не осуждает его за шествие по жизни прямо и честно, не толкая других локтями.   Музыканты, оказывается, могут думать не только о себе. В финале Живков ощущает духовную поддержку (ведь нам большего не надо!) и –  возрождается к жизни. Короткий, непритязательный рассказ («Концерт»). Что за тему  затеял  автор? Куда ведут   другие его  рассказы?
       В этой истории  музыканты, хоть и косвенно, нематериально, помогают тоскующей душе.  Иную развязку предлагает короткая новелла «В нашем квартале».  Здесь сильный целеустремленный мужчина не протягивает руку помощи поварихе пельменной. Боится, хотя женщина и не желает его  «захомутать»…
       Почти в каждом рассказе саги об Усть -  Сыровске (вышло три разных книги) люди ищут поддержку или помогают другому городчинцу. Иногда это помощь деньгами, чаще - советом, словом или участливым взглядом. Порой доброго кивка достаточно  сутулой душе,  чтобы распрямиться. Люди и сильны, и слабы одновременно. Эти просьбы участия как невидимый, но ощущаемый воздух времени витает над нами…
      Так ли всесильна навязанная нам идея эпохи – Рви банан!  Руби бабло! Каждый за себя… Какой процент человечности мы утратили, приобретя   шубу, машину или поездку на острова? И пусть властные верхи и обслуживающие их журналисты лгут, набивая мошну.  Останься человеком! Не дай себя выпотрошить, сделать куклой, чужой самому себе…
       Герой рассказа «Воскресный день в морге» патологоанатом Багиров  подавлен неустроенностью быта, трудными условиями работы. В жуткой тесноте  страдает качество  его труда. Не важно, что на столе здесь – мертвые… Он болеет за дело, которому предан. Ведь его работа дает направление следствию. А по отношению к умершим, судят и о живых… И хотя  ничего не изменить,  совесть не дает ему  работать спустя рукава.  Горькая улыбка самоиронии завершает эту  « трупную» историю.
      Музейный сантехник вступает в неравную схватку с руководством очага культуры, отказываясь развешивать  картины «гадкого», на его взгляд, конъюнктурного художника. Не важно, что художник уже миллионер и позволяет музею добывать деньгу. Честный вкус людей не должен страдать! (рассказ «Бунт хранителя»).
      Приходится выступить против Системы (хоть не так радикально) и офицеру полиции.  Под напором семьи он увольняется, хотя сделать это ему, ох как непросто. («Трудный выбор майора»).
      А вот молодой водила  Леха, недавно получивший комнатку в общежитии строителей,  пока ни с кем не ссорится. Он почти счастлив в своей клетухе  «три на четыре». Сколько ему жить в ней, пять лет, десять, всю жизнь?  Как похожа жизнь этого общего дома  на общее бытие провинциальной России! (рассказ «В общаге»). Автор отнюдь не ставит цель нагнать чернухи в свои рассказы. Но что делать, если так выходит, описывая жизнь российской глубинки.  Лгать, не замечая правды?
     Бывший журналист (рассказ «Бродяга и правитель»),  после ссоры с женой вынужден жить в стареньком гараже. Супруга, упрямая «тетка», постоянно голосует за лживого правителя.  Вот откуда его победы, а не в результате подтасовки бюллетеней. Просто ей нравится хитрая слащавая физиономия кандидата, а не его безмолвная программа.  Не изменить этих «теток»,  не исправить, пока не пришло историческое время, Пока не грянул  тот Час Икс, - то ли конец света, то ли перелом в сознании обывателя.
     Студентка колледжа Сима, девушка «не попсовая», размышляет о закономерностях исторического развития.  Почему в некий период  приходит Ренессанс, люди горят наукой и культурой, стремятся возвысить дух, а  в  другую эпоху –  уныние и застой.  Кто движет эту синусоиду?   Как и почему люди замерзают, а потом просыпаются от спячки бездуховности?
      А как жить поэту, художнику, когда общество накрывает пандемия стяжательства, потребительства?  Сима слушает ясновидца, которому самому нелегко жить, осмысливает действительность, чувствуя жизнь простых горожан (повесть «Час ИКС»). Нельзя принять неравноправие жизни, как бы его ни возносили  учителя «рыночной экономики»…
      
       Во многих рассказах о  житье «усть – сыровцев»,  так или иначе, заметны мистические мотивы. Но мистика эта – не из желтых безответственных газеток.  В текстах не встретишь ни бредущих зомби, ни клыкастых привидений…  Мистика авторская – светлая, ободряющая.
   …Женщина – экстрасенс помогает правоохранителям отыскивать притоны наркоманов. И – неожиданно, встретив одноклассницу, сама попадает в неприятное положение.
    …Городской рабочий наблюдает акт вампиризма, когда  вечный начальник подавляет свою подчиненную. Впоследствии,  «кровосос»  оказывается в кресле Думы («Плотник и вампиры»).
    …Механика кинозала настигает кармическое наказание за грехи юности («Карма Терентия Лихоимова»).
   …Слесарь Вася – сан разгадывает тайну отверстия, появившегося в обшивке космического корабля и прервавшую орбитальный полет (рассказ «Дырка»).
   …Девушка рассказывает о своей бабушке, пострадавшей в 30 –е годы за участие в космологическом кружке «Орден Света» («Моя бабушка – рыцарь»).
   …Начинающий астролог борется за чистоту своего искусства с глупыми СМИ, помогает оперу полиции в личной жизни и чуть не получает пинок от сытой бизнесменши…
     Элементы мистики тесно сплетены с нашей социалкой, еще живой, но  униженной и обманутой.  Мистика привлечена не ради читательского интереса. Автор, сам интересующийся эзотерическими знаниями, уверен, - мы на переломе астрологических эпох. А отсюда и смена миропонимания, мировоззрения.  Новая парадигма уже у дверей. Мы признаем Творца и роль Тонкого мира, управляемого нами, И мистические события будут не пугать, а подсказывать нам  законы бытия и  наши ошибки.
         Итак, изданы (за свой счет) три книги: «Горожане» (2018), «Эзотерия из Усть – Сыровска» (2019) и «Час Икс» (2020). Какова же концепция трилогии, если она есть и формулируется? Ее, так сказать, идея, фокус, к которому стягиваются  названия рассказов, их стиль и образы?
       Конечно, в начале работы авторский замысел еще не вызрел окончательно. Но и не оформленное, не схваченное точными словами, желание  творить было искренним и необоримым.  Оно вело писателя по переулкам, улицам и дворам северной глубинки, заставляло вглядываться в окна домов… Рассказы, заметки, миниатюры, - все в конечном счете  шло в копилку, в картину провинциального бытия.
       Внутренние, тонкие связи взаимоотношений жителей небольших городов страны. Мотивы поступков, разговоров, - то, что составляет характер кровотока  сегодняшнего бытования рядовых людей. Остановить на бумаге мимолетное и значимое для души. Ну, а для любителей точных определений, - «отразить тонкие связи взаимоотношений людей небольшого северного городка в эпоху «рыночной экономики»  России»…
     Есть еще лейтмотив, который появляется в рассказах задним фоном на портретных снимках. Это нота поддержки людей то ли Богом, то ли судьбой, приходящей к честным согражданам. Мотив веры в добрые силы и в свои мечты, какие, хоть и поздно, реализуются в человечьих жизнях. Там и тут возрастные персонажи рассказов,  все же, получают заслуженное и заработанное.   Держи свой курс, не поддавайся обстоятельствам и соблазнам, не топчи других… Можно победить без фанфар и криков в телешоу. Внутреннюю победу человека можно показать в обыкновенной жизни, в самом обычном труде…

       Кружится Усть – Сыровск вокруг Солнца вместе с другими городами, вместе с земным шаром.  Минули унылая осень, суровая северная зима. Вдохнула новые надежды весна…
     Ты идешь по улицам, вглядываясь в лица прохожих. Так мало на них улыбок! Чаще – усталость, отчуждение… Ты желаешь дарить людям поддержку, опасаясь,  – примут ли?
    Завершился еще один оборот вокруг светила. Мы облетели его вместе с соседом по подъезду. Необязательно поздравлять друг друга.  Достаточно поздороваться чуть теплей.
    - Привет, мол…  Снова -  весна?
   -  Да я…то  да се…И тебе не болеть.
   -  Спасибо. Летим дальше?