Церковь

Юрий Чиркунов
      
                ЦЕРКОВЬ
                (из трактата "О нашем поражении от безотцовщины")


                И ни Церковь, ни семья, ничего не свято.               
                Вот и гибнет род людской в омуте разврата.

        Под словом «Церковь» надо понимать не здание или строение в виде храма или собора, а собирание и единение людей в вере.
        Церковная полнота есть - триединство, состоящее из мирян, вероучения и клира (духовенства).
        История становления христианской Церкви такова: «И сотворил Бог человека (мирянина) по образу Своему», - Бытие, гл. 1.   И посылает Бог на землю Своего Сына – Иисуса Христа, давшего нам Новый Завет, как вероучение.  И призвал Христос, из учеников Своих, будущих апостолов, и благословил их быть клириками - проповедниками веры.
       В собрании документов Русской Православной Церкви (РПЦ) опубликован её Устав, состоящий из 24 глав. В нём глава 17 посвящена Приходам, которые определены как «Община православных христиан, состоящая из клира и мирян при храме», где в пунктах 32 и 33 соответственно записано:
      «Прихожанин (мирянин) православного исповедания обязан содействовать благосостоянию прихода».
      «На обязанности прихожан (мирян) лежит забота о материальном содержании притча (клира) и храма».
       Если вероучение для нас - Богом данное, а будущие клирики рождаются и воспитываются в семьях мирян, в так называемых «малых церквях», то в уставе РПЦ не в 17 главе, а в одной из первых следовало бы записать:
       «На обязанности благочестивых прихожан (мирян) лежит забота о материальном содержании притча (клириков) и храма. - Но главное, это забота о рождении и христианском воспитании детей в своих семьях. Из таких семей, только лучшие сыновья, по благословению своих благочестивых отцов, будут достойны быть клириками, получая образование в духовных заведениях».

       Из земли взяты миряне и клирики - в землю и уйдут.
       Долг мирян - хранить веру Православную и словом, и делом. Строит храмы, наполняют их церковной утварью.  Заботиться о содержании клириков и храмов.  И помнить, что благочестивые и усердные миряне – это сокровище Церкви.
       Насколько отцы в своих семьях благочестивы и опытны в соблюдении христианской нравственности, настолько выше и вероятность благочестия будущих священников.
       С того времени, как Христос говорил Своим ученикам: «вы их (священников) слушайте, но как они не поступайте», прошло две тысячи лет. 
        Сегодня, имея многовековой опыт христианской жизни, отражённый в священных и духовных книгах, которые, как никогда, за всю историю христианства, находятся в таком обилия и свободном доступе к ним, стыдно не понимать, что благочестие всей иерархии клириков в Церкви зависит от мирян.
        Ещё в 19 веке Филарет Московский писал: «никому не позволено в христианстве быть вовсе неучёным и оставаться невеждой».
        Тогда же было принято говорить: «каков поп - таков и приход».
        В царской России, по традиции, почти весь народ был крещён, но он не был образован и нуждался в просвещении. Сделать это у царей России не хватило воли, а у священников – возможности, чтобы утвердить законы христианской нравственности в государственном устройстве и во взаимоотношениях людей. - Вот и рухнула Российская империя под натиском богоборцев, … а ведь когда-то крещённых.
         В силу понимания изложенного, сегодня, в веке двадцать первом, всё наоборот: каков приход - таков и поп.  Какие мы - миряне, такая и Церковь – была, есть и будет, с малой или большой буквы. 
        Казалось бы, времена всеобщей необразованности, в том числе религиозной, прошли. - Знания есть, а склонность к рассудительности отсутствует. - Отсюда такие несовпадения, как: смотрим и не видим; слышим и не прислушиваемся. И это отдаляет нас от совершенства.
        Русская Православная Церковь по российскому законодательству – религиозная организация, которая отделена от государства. Но как от него отделить верующих граждан - мирян и клириков, если на них лежит ответственность о нравственном климате в стране, и как учесть их долю в народонаселении?
        И ещё вопрос: если её клирики, всех служебных чинов, по своему естеству имеют мирское происхождение, так сказать: пуповиной связаны с мирянами и зависят от них материально, то не уместно ли говорить о Церкви - как о совместном Соборе благочестивых отцов мирян - основных носителей христианской веры и нравственности, и религиозно образованных - отцов священников.
        Мысль о Соборном единении благочестивых отцов семей и отцов священников, предполагает духовное первоначало и абсолютную идею о личности русской нации. И только практика их единения в общем деле сохранения своей нации и своей веры, могла бы явить - доброе, разумное и мудрое.
        Как благословение для благочестивых мирян должно служить суждение святителя Тихона - Патриарха Московского, что «по учению Православной Церкви хранителями чистоты веры и отеческих преданий является не только Патриарх и не иерархия церковная только во всей совокупности, но всё тело Церкви, а следовательно, и верующий народ, которому так же принадлежат известные права и голос в церковных делах». - Однако, воспользоваться этими правами, церковная иерархия, как не позволяла верующему народу, так и ныне не позволяет. – Увы, таковы вековые «традиции» невежества, как мирян, так и клириков.
        Насколько благочестив образ жизни родителей, настолько он убедителен в процессе воспитания детей, как пример для подражания.
        Подобное рассуждение уместно и по отношению к духовенству, которое не только словом, но и всем своим видом должны убеждать мирян, что вера их истинная.
        Когда облачаются в священнические одежды не ради Иисуса, а ради хлеба куса, то с такими «пастырями» стяжать благодать Божию - невозможно.
        Об этом же:
        - заповедь Иисуса Христа: «Где во Имя Моё соберутся двое или трое, там и Я среди них», и
        - из письма великого русского словесника Н.В. Гоголя: «Берущему на себя дерзновение проповедовать Истину, прежде всего должно явить свою жизнь, в которой благоухает душа. Предстать так перед народ, чтобы смиренный вид, потухшие очи и тихий потрясающий глас, исходящий из души, в которой умерли все желания мира, подвигли к нему: «не произноси слов, слышим и без них святую правду твоей веры».
        «Да, конечно, настоящих христиан ужасно мало. С одной стороны, почём нам знать, сколько именно надо их, чтобы не умирал нравственный идеал христианства, не умирала великая мысль и великая надежда».
         А знать, сколько необходимо благочестивых отцов в многодетных семьях, для сохранения и преумножения рода и нации в целом, не забывая, что они и есть основные носители веры? - Это-ли не главный вопрос!? 
        Святые отцы веру в Бога принимали не как вероучение, не как рассказ о Боге, а как образ жизни – жизни, угодной Богу, в которой не иссякали бы чувства долга и любви.
        Они же указывали на то, как важно быть рассудительными, потому как «вера без рассуждения становится фанатизмом, а мысль без веры – недомыслием».

       Как-то пришлось употребить в присутствии священника известное выражение о том, что легче построить пять храмов, чем воспитать пять праведников.   
        На что он заметил: «не то, что пять, одного праведника трудно воспитать».
        И как был несостоятелен публичный призыв известного «дьякона всея Руси» к мирянам в период демографического спада: «больше рожайте детей, а мы - клирики Церкви, будем их воспитывать».
        Клирики не воспитывают, не их эта забота. Они должны с неизменным постоянством побуждать мирян хранить семейные традиции и веру Православную.
        Если сама история христианства, повторю, началась в благочестивой семье, то следует признать, что источником веры, для каждого(!), должна быть семья.   
        Семья - малая церковь, в которой мы появляемся. Следовательно, вера, это не личное дело, а семейное, родовое. И в храм, и в Церковь надо приходить воспитанным в семье, хранящей Слово Истины.
        Если проповедь священника всегда начинается с благодарения Отцу Небесному за приглашение в мир земной, то заканчиваться должна наставлениями отцам земным: достойно по-христиански продолжать семейные традиции своего рода и хранить веру Православную.
       Сегодня такое адресное наставление отцам может быть исключительным или маловероятным случаем. Да и в храмах, среди прихожан, отцы стали редкостью.
       Красота храма, навсегда, в чистосердечии верующих прихожан и священников, входящих в него.
       Дух Божий предпочитает всяким храмам чистое и праведное сердце, как живой храм.

                Сироту пристрой,
                Потом храм построй.
                Построй его в рёбрах,
                Затем, в камнях и брёвнах.

        Непозволительно исследовать историю Государства Российского, с момента крещения Киевской Руси, без той значительной части русского общества – людей древлеправославия - старообрядцев, которые сохранили верность вере отцов; неизменность и преемственность семейным и своим церковным традициям.
        Важно отметить, что они превзошли всех своим благочестием в деле сохранения семьи – непреходящей ценности для людей. В их семьях формировались религиозные взгляды, духовные устои, сохранялись традиции и повседневная культура.
        Во многом замечательна, но переполнена трагедиями, история старообрядцев.
        Однако чуткой, истинно русской христианской душе, чуждо неправильное и недолжное противостояние Русской Православной Церкви и Русской Православной Старообрядческой Церкви.