Дюна как идея

Наталья Чернавская
 
   Читала роман Фрэнка Герберта лет 20 назад по совету его фанов и что-то не впечатлилась тогда. Наверное, потому, что вкусы, в том числе и литературные, формируются в нежном возрасте, и потом уже сложно их изменить.

   Дистикомбы аборигенов, гигантских кремниевых червей на планете-пустыне и что под действием спайса глаза синими становятся - помнила, а суть забыла.

   Сейчас посмотрела новую экранизацию Дэни Вильнёва и подумала, что как-то не так это себе представляла, перечитывать текст не стала, только краткое содержание и картинки погуглила, и вот наткнулась на иллюстрации к роману английской художницы Алекс Брэйди, они точнее показались, чем визуальный ряд фильма, примерно так я себе это и представляла.

  Трудно влезть в чужую шкуру, так и не поняла, почему роман популярным стал. Могу только предположить: альтернативное будущее, где вместо компьютеров - наркотик (спайс, "пряность"), "расширяющий сознание".

  Первая часть была опубликована в 1963-м году, но на русский далеко не сразу его перевели/издали, думаю, не только из-за спайса, сколько в целом из-за того, что уж больно мрачное будущее автор изобразил, в советской фантастике тогда ещё упивались светлым будущим коммунизмом популярные авторы, позже весьма помрачневшие.

   А тут смесь антиутопии с архаикой: Империя и могущественные кланы/дома, борющиеся за вселенский трон в космическом антураже. Словом, будущие "Звёздные войны", но если там повстанцы скорей просто "светлоликие" и "за всё хорошее", то в "Дюне" они на бедуинов похожи и тем самым сюжет актуализируется.

   Все хорошие фантасты вроде Жюль Верна что-то да угадали, но не столько этим берут, сколько занимательностью, сопряжением приключений с просвещением, и для себя я до сих пор на фантастику и фэнтези по этому признаку делю книги.

   Где есть вера в прогресс, науку и прочий модерн - это фантастика. Где присутствует сказочная архаика - это фэнтези. Где про мрачное будущее - это антиутопия. А у Герберта в "Дюне" как-то перемешано всё и поэтому меня не впечатлило, я люблю жанры в чистом виде. Помню, озадачилась, неглупыми людьми показались его фаны, и как они могли подобным увлекаться - загадка.

   Посмотрела когда-то и экранизацию предыдущую - не помогло. Ни фаны эти, ни автор, насколько я в курсе, сами спайсами не увлекались, так в чём же дело? Тем более, что сейчас уже разницы нет, прочитала чей-то коммент, что фильм ему напомнил о том, как он сутками в "Дюну" играл, и подумала: что игроманы, что наркоманы, что в лоб, что по лбу, что с компьютерами, что без...

   Автор, прочитала, "во время Второй мировой полгода был фотографом на флоте и комиссован по состоянию здоровья", не докопалась, что за проблемы у него были. Но впечатляет, как всегда, что он ровесник нашим фронтовикам-реалистам, Симонову или Василю Быкову, годится по возрасту в "лейтенатскую прозу", советские популярные фантасты на фронте не были по разным причинам, кто по возрасту, кто по здоровью...

    С американскими реалистами не сравниваю, нельзя объять необъятное, для меня контекст "Дюны" именно фантастика-фэнтези-антиутопии, с советскими реалистами только по факту причастности ко Второй мировой сравнила.

   Секрет популярности скорей всего в том, что христианская западная (по своим корням) культура в какой-то момент (рождения нью-эйджа) перестала воспринимать другие религии как враждебные, ну а к нам это уже от них попало.

   Главный герой "Дюны", "герцог Пол Атрейдес", сначала становится Полом Муад-Дибом, вождём аборигенов, а уж потом и Императором всей вселенной. Помогают ему в этом врождённые необычайные способности и таинственный орден, к которому принадлежат его мать и бабушка, так что по отцу он герцог, а по матери колдун.

  Тимоти Шаламе, сыгравший Пола в новой экранизации, по матери, между прочим, ашкенази (или ашкеназ ?), но поскольку в нью-эйдже все равны, то в фильме он лихо справляется со всеми препятствиями и вместе с матерью спасается у фрименов -людей пустыни, бедуинов, словом, победив в поединке на ножах затесавшегося к бедуинам негра, но это уже на совести киношников, в книге негров не было.

   На гигантских кремниевых червях, наверное, во второй серии будет ездить.

   На простой вопрос: зачем я это всё узнала? - ответ тоже простой: жить в обществе и быть свободным от него трудно, плывёшь со всеми в общем потоке. Так-то мне больше "Лоуренс Аравийский" понравился, фильм 1962-го года и вполне мог повлиять на Герберта, вообще я часто думаю, что если бы старые фильмы реставрировали и выпускали на большие экраны заново - гораздо лучше было бы, настолько старое реалистическое кино лучше нового психоделического.

   На что мне могут возразить, что это я просто не вкурила. Не спорю.

   Идея-то у "Дюны" простая: колдун-ведун-синкретист воцарится в мрачном будущем. На мой вкус у Владимира Соловьёва гораздо лучше "Повесть об Антихристе", прежде всего потому, что ближе к источнику, Апокалипсису, а у ньюэйджевцев независимо от того, что и сколько они вкурили, как-то мутно всё.

   Так что экранизация лучше романа: во-первых, короче, всего-то два с половиной часа и вряд ли на продолжение кого заманит, если только оно уже есть, а то ведь если начало провалится в прокате, так и не снимут.

   А во-вторых, мне понравились птицелёты или уж и не знаю, как назвать, крылышки-то у них как у насекомых трепещут. Черви не понравились, некремнивые какие-то, кастинг так себе, пейзажи-антуражи тоже средние, музыка соответствует картинке, нагнетает мрачную тревогу, но действует на нервы своей навязчивостью,  в итоге лишь то, что в фильме и романе от фантастики осталось, и зацепило, так красиво складывают крылья и ныряют в узкие ущелья и прочие непроходимые для обычных летательных машин эти из "Дюны".

   Выглядит это правдоподобнее, чем гигантские орлы у Джексона, хотя орлы романтичнее. И больше впечатляет, чем наше отечественное современное кино, которое задрав штаны бежит за Голливудом, но никак не догонит: то мрачности не хватает, то денег, чтобы как следует впечатлить.

   Правда, я не большой знаток, перед этим два года назад в кино была на "Звёздных войнах", до вируса, и там больше понравились и кастинг и антураж, огромные волны, заливающие разбившуюся звезду смерти. Волны красивее дюн, как и вообще "Звёздные войны" как-то попсовее, в смысле, поживее "Дюны" получились, разве можно Харрисона Форда с Тимоти Шаломе сравнить!

Но о вкусах не спорят.