О святой Анне, родительнице Богородицы

Мита Пе
Многие художники мирового значения запечатлевали в своих картинах собственные представления о рождении Богородицы и других этапов её жизни, но среди них привлекает внимание картина "Рождество Богородицы" испанского художника Франсиско де Сурбарана (1598-1664)   

Четыре канонических Евангелия не упоминают имени матери Девы Марии, но биографические сведения о ней и её муже Иоакиме  можно почерпнуть из других  источников, наиболее ранний из которых — памятник христианской литературы  конца  II - начала III в.в.  "Протоевангелие Иакова". 

Церковь не включила текст из "Протоевангелия Иакова" в Священное Писание, но описанные в нём события  вспоминаются в  храмах в течение всего богослужебного года, особенно в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы.

Анна и Иоаким поженились, когда Анне было 13 лет, а Иоакиму 19. Много лет они прожили в  бездетном браке, но каждый день молились о ниспослании им чада.
Господь Бог внял неустанным молитвам супругов и послал им бесценный дар – дочку, рождение которой произошло  в 6 часов 15 минут  21 июля около 16—15 годов до н.э.
Анне  было 54 года.
25-го июля, через 4 дня  после рождения дочери, она скончалась, как предсказал ей старец Симеон. 

Православная церковь отмечает Рождество Богородицы 21 сентября.  Почему существует двухмесячная  разница между фактической датой рождения  Девы Марии (21 июля) и Церковной даты (21 сентября)?

Причина в том, что Мария родилась слабеньким ребёнком,  и отец боялся, что дочка не выживет. И только через два месяца 21 сентября, видя, что девочка окрепла и опасность её ранней смерти миновала,  Иоаким внёс сведения о дочери в семейные родословные списки.

Когда Анна  была маленькой девочкой,  праведный  Симеон предсказал  ей смерть  во время родов. Именно этот исторический момент художник Сурбаран взял за основу своей картины.

Анна  родила дочку и тихо испустила дух, умиротворённо лёжа  в  постели и опираясь на высокое изголовье. Одна родственница принесла ей питьё в чашке, другая – еду для подкрепления сил, но Анна уже скончалась. Родственница с чашкой  склонилась к ней, чтобы удостовериться, что праведной Анны не стало. Стоящая за женщинами  служанка со скорбным лицом отстёгивает  занавеску, чтобы  закрыть помещение, где уже витал смертный дух. 

Художник изобразил на картине пять женщин разных возрастов(не считая Анны и служанки). Их конкретные имена и семейный статус  неизвестны, но можно предположить, что все они родственницы Анны.

Возможно, новорождённого ребёнка держит на руках повитуха Саломия, она с любовью и нежностью смотрит на родившуюся девочку.
Слева от Соломии сидит старшая сестра Анны Исмерия, на её лице читается скорбь по умершей Анне и размышления о будущей судьбе ребёнка.
Позади Соломии стоит с дарами в корзинке дочь Исмерии - праведная Елисавета, племянница Анны, супруга Захарии и мать Иоанна Крестителя. Именно Елисавета возьмёт малютку Марию к себе на воспитание.
Женщины слева от смертного ложа могут быть другими сёстрами Анны, ведь она родилась в многодетной семье четырнадцатым ребёнком.

Волнение вызывает родившаяся девочка, она протянула ручку в сторону матери, не понимая, что только что осталась сироткой. 

Интересны другие версии жития святой Анны и святого Иоакима.
Согласно православной версии, святой Иоаким дожил до 80-летнего возраста. Святая Анна скончалась после успения Иоакима в возрасте 79-ти лет (память Успения праведной Анны 7 августа (по нов.стилю).

По католической версии жития св. Анны, оставшись вдовой после смерти Иоакима, она ещё дважды выходила замуж и родила в замужествах  двух дочерей, также наречённых именем Мария.

Все версии сильно отличаются друг от друга, но художника  Франсиско де Сурбарана, по всей видимости, привлекла первая версия Рождества будущей богоматери, которую он и представил в своей картине.

К слову, немецкий художник 16-го века Альбрехт Дюрер в своей картине "Мадонна с младенцем и святой Анной" отобразил католическую версию, по которой Анна дожила до рождения внука Иисуса и после бегства Святого семейства в Египет даже занималась его воспитанием.

Захоронены Иоаким и Анна вблизи будущей гробницы своей дочери в Гефсиманском саду под Елеонской горой  неподалёку от Иерусалима.


Иллюстрация:
Франсиско де Сурбаран. Рождество Богородицы, 1627. Холст, масло, 141;109 см
Музей Нортона Саймона, Пасадина (пригород Лос-Анджелеса)