Незнайка возвращается

Милла Синиярви
Книги Носова о Незнайке и его товарищах я прочитала в возрасте 6 лет с удовольствием, совершенно самостоятельно. Этому предшествовал процесс обучения чтению вслух на кухне. Отец был в море, мама с работы приходила поздно и начинала варить борщ. В чаду, во время поджарки лука, я с ненавистью читала по слогам букварь. Иногда мама срывалась и пыталась извлечь меня зеленой резиновой скакалкой из-под дивана. Скакалки моего детства не были дружелюбны ни природе – изготавливались из толстой резины, ни самим потребителям, детям.

Настольной книгой у меня еще был двухтомник, детская энциклопедия «Что? Где? Когда?»

Сегодняшние «коротышки», ученики 6-8 лет, испытывают интерес к произведениям Носова. Наверное, им надоели бесконечные «Маша и медведь», «Фиксики» и прочее. Приключения Незнайки с оригинальными иллюстрациями в мультфильме воспринимаются как что-то необычное.

Аудиокнига по этому произведению потерпела фиаско. Без картинок дети не понимают, о чем речь.

Между тем идея комиксов для детей была воплощена в 19 веке. Впервые персонаж с именем Незнайка появился в Канаде, а русский текст по картинкам был создан Анной Хвольсон. Ее книгу про эльфов можно найти в инете.

Та же идея была реализована Туве Янссон. Она придумала текст про муми-троллей, а брат сделал иллюстрации.
 
Почему детям нравятся такие истории? Помимо картинок, конечно. Думаю, если бы Незнайка был гордой одиночкой (которым он и является на самом деле), зазнайкой, непризнанным гением, жившим без всех, эдаким маленьким Робинзоном, сериал не родился бы. Правда, история Пэппи Длинный Чулок как раз рассказывает о детском одиночестве. Книги Астрид Линдгрен, конечно, другого жанра. Они более психологичные, обращены внутрь отдельного ребенка.

Незнайка и его сотоварищи, проживающие в собственном городе, представляют модель счастливого детства. Коротышки прекрасно управляют сложной общественной организацией без всяких там взрослых. В отличие от индивидуализма Астрид Линдгрен у них воссоздана идеальная социальная структура.
 
Дети приходят в школу для общения со своими сверстниками. Если ребенок оторван от детского коллектива, такие книги про Незнайку и его друзей компенсируют недостаток социальной жизни. Поэтому детям важны все эти «межличностные отношения», проявляющиеся в ссорах и дружбах, совместных играх и приключениях.
Наш советский Незнайка благодаря иллюстрациям и тексту, конечно, получился человеческим. Дети узнают себя и своих друзей.
 
Современные мультяшные персонажи в виде роботов, каких-то геометрических фигур, абстракций или наоборот слишком конкретных образов (испражнений!!!) по-моему, являются плодом больного воображения, перекура или передозировки создателей креативов.

Что же делать бедным взрослым, когда ученик, насмотревшись подобных картинок, воспринимает и себя, и всех остальных в несколько искаженном виде? Второклассник пришел ко мне на урок после занятий по математике в финской общеобразовательной школе и поздоровался: «Привет, какашка!» Он не хотел меня оскорбить, просто не мог переключиться после школьного учебника с современными иллюстрациями. Авторы этого пособия по математике разработали новые образы, зримые и ощутимые, понятные каждому!
 
Я не против альтернатив и всякого рода поиска. Только вот история, которая, как известно, идет по кругу, возвращает нас порою к чему-то хорошему, пусть и забытому.