От Макоши до виманы

Наталия Сторм
«Тот, кто бесстрашно проникает в глубину,
рано или поздно познает Истину.
Пребывая на поверхности можно лишь наблюдать
искаженное отражение того, что сокрыто в глубине»
А.Новых, Аллатра




Смотрю на терракотовых барышень Триполья - они в тысячи раз старше моих фарфоровых статуэток. Девушка. Женщина. Старуха - три ипостаси великой Богини. Матушка Земля хранила их более шести тысяч лет! Матушка. Макошь. Мокошь. Богиня Земли и плодородия, прядения и ткачества, воды и чистых источников, ручьев и колодцев. Покровительница женщин. Мать сыра Земля.

Сырая земля - глина. Самый пластичный материал. Говорит о гибкости, которой мне еще учиться и учиться. Из слишком сухой ничего не слепишь. Подул ветер и все улетело. Слишком мокрая не сможет удержать форму. Пластичность - про равновесие земли и воды. Про меру. Земля - тело, вода - чувства. Те, которые привыкла держать в тайне. Даже от себя. Привыкла себя обманывать. Думала, что так проще жить. А теперь хочу вернуть их. Не лить слезы впустую, не грустить о несбыточном, но научиться чувствовать. Об этом и напоминает Мать Сыра Земля Ма-кошь.

Встретилась с ней в гостях у золовки. А за неделю до этого случилось знакомство с древнерусской вышивкой, когда стала искать информацию о Гиперборее. Тогда впервые узнала про Макошь. И вдруг тут, в Финляндии, у сестры мужа. Подсвечник на камине в форме Богини - невероятный синхрон! Неужели снова привет от Ээро? Он же обещал мне юбку. Через кого, как не через Макошь можно это сотворить такое чудо?   

Спрашиваю, откуда. Оказалось, куплен в советское время в валютной "Березке". Допытываюсь, знает ли хозяйка, что обозначает дева с веретеном в одной руке и венком из колосьев в другой. "Ой, да я особо не задумывалась. Не видела даже, что у нее веретено" - ответила сестра мужа. Объясняю, что главная богиня древнеславянского пантеона - покровительница ремесленного труда. Золовка смеется: "Видимо, мы интуитивно притянулись". “Это уж точно, - подтверждаю я, - ведь ты на все руки мастерица, и ткешь, и прядешь, и шьешь, и вяжешь.”

Пока остальные гости беседуют о своем, беру подсвечник в руки и рассматриваю. Лицо в виде ромба, разделенного на четыре равных квадрата с точками (зернами) в середине, что означает засеянное поле (этот узор используются психологами - расстановщиками для обозначения понятия Поля). На юбке изображены ель, колосья, ягоды. На пышных рукавах птицы и еловые веточки. По обе стороны основной фигуры - дочери Доля и Недоля в виде лосих. По краям выемки для свечей.

Неровная нить судьбы тянется из облака вечности, наматывая виток за витком, поворот за поворотом, историю за историей. Кудель истончается. Веретено вертится. Неутомимая рука прядет нить. Без этих движений остановится жизнь. Кто пополняет кудель? Кто вращает веретено? Кто прядет?

Чувствую, как несколько тонких волокон сплетаются в одно. Нити закручиваются спиралью и вот их уже не разнять - эта встреча была неминуема и прописана до начала времен. Так и мы. Вроде бы случайно встретившись на дорогах жизни, удивимся, насколько крепко сплетены в единый узор.

Удивительное спокойствие разливается во всем теле. Гляжу на бесконечно вьющуюся с небес нить. Она как пуповина, по которой в мир спускается новая душа. Семя посажено. Жизни быть. Слышится музыка дождя. Капля за каплей льется она из глубины веков. Из недр Бытия. Из колодца Макоши и Мимира. И кажется, что это журчит источник у подножия Иггдрасиль, где сидят три норны. Три ипостаси, которым дан великий дар прясть нить мироздания, продлевая жизнь Рода человечьего. Девушка. Женщина. Старуха. Кто из них я? 

Веретено небесной ткачихи напоминает по форме тоненьких трипольских дев, украшенных сакральными узорами. Беспрерывно вращаясь, веретено постепенно одевается в мягкую нить, любовно очищенную от колющей пакли, и становится полнее “в бедрах”. Процесс напоминает инициацию - переход из девочки в девушку. Магия алхимического превращения завораживает - в нужное время из девушки проявляется женщина-рожаница, готовая зачать и выносить плод в своем чреве - и подарить его миру.  Самая известная среди фигурок трипольской терракоты - женщина с обвисшим животом и грудью. Та, которая выполнила задачу, продолжив Род.

На голове натянутая на глаза шапка, которая покрыта шишечками, как у Будды. Шлемообразная форма головного убора напоминает капсулы, в которых, согласно легендам, на Мидгард прибыли первые боги. Для чего эта деталь на обнаженном теле? И шапка ли это? Некоторые статуэтки увиты змеями, как напоминание о струящейся снизу вверх энергии Кундалини. Другие имеют татуировки в виде спирали (стилизованная змея) на уровне чакр солнечного сплетения и сакральной - возможно, эти детали служили энергетической защитой. Пока не было одежды, такие рисунки наносились на тело.

Все это узнала, пока изучала историю русского рисунка, интерес к которому проявился только благодаря изучению скандинавских ремесел. Поражаюсь множественному сходству в мифах, узорах, заложенных смыслах. Ощущение, что границы восприятия расширились и я обрела почву под ногами. Прочувствовала иную связь с Землей. Спасибо, Макошь! Изучая трипольскую скульптуру, особо поразилась находке в виде глиняной комнаты - похожие лепила в детстве. Откуда я могла знать? И знала ли? Или это пуповина памяти, что красной нитью течет через все воплощения и поколения? Как же много загадок! И как хочется их разгадать.

Захваченная мыслями и образами, не сразу слышу приглашение к столу. Золовка забирает из моих рук Макошь, ставит обратно на камин и говорит: "Пошли, пошли, обед остывает.” Сконцентрироваться на разговоре за столом не получается. Сижу с отсутствующим видом, перебирая идеи о том, как интереснее развернуть эту тему на курсах. Смотрю на бутылку на столе - мягкими округлыми формами она напоминает трипольскую керамику для хранения виноградного нектара и зерна. Эта мысль мне нравится. Ведь я - преподаватель ремесел. И пока в моих руках нить Макоши, я - ее ипостась. 

ВЫНОСКА: Небесная (Сва) Богородица - Макошь (Мокошь)– Справедливая Богиня счастливого жребия и Судьбы. «Ма» – «мать» и «кош» – «жребий, участь». Макошь – мать жребия, удачи, доли. Мать судьбы. Вместе с дочерьми Долей и Недолей определяет судьбы Небесных Богов, всех потомков Рода Небесного, живущих на Миргард-Земле и на всех  Землях Сварги Пречистой (Вселенной), плетя для каждого из них Нити Судьбы.

 
Иллюстрации:

Вверху - Макошь с рогами - символами коровы Аудумлы и Луны (отсылка к Изиде). Над ней Алатырь. Слева и справа от Алатыря солярные символы. На юбке - цветок символизирующий косой крест (ромб, четверик - символ Макоши), по бокам две лосихи - дочери Макоши Доля и Недоля. Бегущий орнамент по низу вышивки - Земля с ее богатствами.

В центре - три ипостаси трипольской терракоты: девочка, девушка, женщина.
Змея - обережный рисунок в виде спирали на вышивках
      
Внизу:
a) буддийская ступа
b) трипольский сосуд, напоминающий буддийскую ступу
в) шлемообразная вимана (летательная колесница богов)


Отрывок из книги У каждого свой Чернобыль