Керченский потоп

Тамара Ефремова
          В Керчи подобного явления не было 100 лет, чтобы и ещё столько не было. В этом году Первый Керченский июньский Потоп 17 числа  я его смотрела по телевизору в Петербурге. Все видели мутные потоки, водопады, фонтаны из «ливнёвки» и канализации; людей, цепляющихся за всё, что придётся, автобус почти полностью в воде. Просто ужас!  Центр города  я не узнавала. В этот день муж  хотел отметить свой день рождения, но был отрезан от рынка, а его приглашённые гости - от нашего дома. Оригинально отметил свой праздник. Так, и вообще, такое бедствие было  только в прошлом веке.               
         Я приехала в Керчь 21 июня, и застала необычно грязный город. На асфальте странный серый плотный нанос. На тротуарах стоят большие чёрные мешки. Всё время из подвалов  вытаскивают мебель, бумаги на просушку или на выброс..  Мешки  с центральных  улиц убрали  довольно быстро, но на прилежащих улицах они стояли месяцы. В центре города стоял запах туалета. Здесь много частных домов, а  как известно в них нет канализации. Содержимое выгребных ям потекло на улицы и подвалы пятиэтажек. Ужасающий запах. Маленькие улицы были грязными до следующего Потопа в августе.  В городе в разгар лета купаться было нельзя: всю грязь с улиц смывали в море.               
           Хороший керченский знакомый,Зазуля Владимир Иванович, чуть не утонул в собственном доме, если бы  не его собака. Когда вода стала подниматься, то друг визжал на столе, а когда пёс вскочил на подоконник и заскулил, тут хозяин проснулся. У него мебель пропала, да бог с ней с мебелью, погибли 13 кур.  К его дому  на лодке подплыл Глава Крыма с вопросами, но старый коммунист не говорил о своём доме,  его волновал вопрос городского масштаба: «Почему по Митридатской лестнице после реконструкции люди не ходят»? На следующий день лестницу открыли.                Не успели предприниматели и жители пострадавших домов  отойти от первого Потопа,  и мэр  города  уволиться по собственному желанию, говорят, заболел от нервов, на его смену пришёл другой – Святослав Анатольевич Брусаков.  Временно исполняющий обязанностями мэра сразу заявил, что он работал с самим Осадчим О.В. и люди поверили, что порядок в городе скоро наладится. Олег Владимирович был хорошим хозяином в городе, но имел недостатки, среди которых частые субботники: «Все на уборку улиц».               
          И, действительно, новому начальнику города достался  ВТОРОЙ ПОТОП.   Он был не слабее первого, но к нему успели немного подготовиться. Вот это я видела, и даже маленько  пострадала. В ночь с 12 на 13 августа  обрушилась месячная норма дождя.  Утром вроде прояснилось, и вдруг  в окно второго этажа (с москитной сеткой) нашего дома влетел ветер с волной воды, и «накрылся…» мой ноутбук. Поставила бедолагу на бок, а оттуда  полилась  вода. Подсох не скоро, а когда включила, то  «клава» наотрез отказалась  работать. Надо ремонтировать. Как? Из дома не выехать. Крыша дома не выдержала порыва ветра, кусок  поднялся, и полкровати оказалась насквозь в воде.  Пол заставили тазами и тазиками,  коврик повесили в сад на помывку и просушку, когда выглянет солнце. Зато отмыли пол, и показался красивый и даже оригинальный линолеум. Через три дня всё повторилось. Наконец,   выехали в центр, где работает знакомый мастер, а туда не пускает ГАИ. Стоят громадные машины МЧС  -  откачивают воду. Первый выход в город был неудачный. Через пару дней поехали опять. Едем мимо входа на рынок с такой скоростью, что видим картину полностью. Посреди лужи стоит хозяин столовой, хочет перейти дорогу (метров 7-10), посмотреть, что у него происходит за закрытыми дверями и окнами. Идти вперёд? Вода  высокие резиновые сапоги зальёт. Назад? Зачем шёл. Машины идут-плывут медленно, чтобы не нагнать на него волну. Мы оглянулись, а он так и стоял в полном недоумении.  А в это время  на оптовом рынке арбузы пустились в самостоятельное плавание, и их уже на соседней улице продают пацаны -  «бизнесмены».   Асфальтированные  центральные улицы закончились, и мы поехали в объезд. Вспомнили дороги украинской Керчи, чуть машину не разбили на рытвинах как в послевоенной Керчи. Отдыхающие  оптимисты ходят с горящим взором:               
       -   Ух - ты, 100 лет такого не было… вот повезло!               
           Пессимисты горюют:               
         -Во! Вляпались: ни по - загорать, ни поплавать.               
           У нас саду созрели большие ярко-красные, жёлтые яблоки, каких не видели за всё время проживания. Слива уродилась, всю не собрать, под деревом больше упало; половина винограда созрела, оказывается,  янтарный  бывает. Воды хватило на всех.               
           После потопа появились на улицах рабочие в униформах. Рядом  с нами  «вдруг» оказалась  река  Восточный  Булганак,  её откопали  в  мусоре и земле; а то дорожный знак есть, а  реки  нет.  Хорошая  речка в бетонированном канале, и вода сразу прибежала.  На набережную реки  Мелек - Чесме  рыбаки пришли. Очистили её от трёхметрового камыша,  вода пришла, и с ней рыба. О печальном состоянии  реки  Катерлез я не слышала. «Движуха» в городе началась. Всюду трубы лежат, наверное, ремонт затеяли. Будем  надеяться, что закончат ремонт, да и Врио мэра иначе нельзя.  Удачи ему.