Слово офицера

Капустин Избранное
               

                (Из записей Марка Неснова)

Недалеко от могилы моих родителей похоронены за одной оградкой три дорогих мне человека, которых я  обязательно навещаю во время ежегодного посещения кладбища.

Их  давно уже нет в живых, и это является для меня причиной неизбывной печали.

…С Катей Тропкиной мы познакомились на  экзамене по  географии при поступлении на финансовый факультет  и подружились на всю жизнь.

Она была старше меня на два года, а потому и смотрела на меня свысока, как смотрят на младшего брата.


Меня это нисколько не смущало, потому что и Катя и её мама Вера Терентьевна стали для меня родными людьми, и пропадал я у них дома больше, чем у родителей.

Это было ещё в те далёкие и добрые времена, когда мы были молоды и счастливы, люди старались  быть похожими на героев книг и кинофильмов, а молодые девушки мечтали о том, чтобы их первый мужчина обязательно стал их мужем.

И совершенно неважно, каким именно мужем он мог бы стать.
Горьким пьяницей или тираном, вечным бедняком или беспечным жуликом.

Важно, чтобы стал мужем именно он.

Выйти замуж, будучи уже женщиной, считалось неприличным, и это могло отравить всю последующую супружескую жизнь.

И хотя к середине 60-х нравы становились всё более терпимыми и свободными, многие девушки и их избранники именно свою семью хотели строить по привычным, традиционным стандартам.

Катя – одна из красивейших девушек в институте, отвергала всякие ухаживания знакомых парней, потому что давно любила морского офицера Юру Лаврова, тогда ещё молодого лейтенанта.

Они собирались пожениться, но дальше поцелуев сближение у них не продвигалось, потому что Катя категорически откладывала всё остальное до официального бракосочетания.

Но однажды Юра, пригласив её на свой корабль, стал уговаривать и убеждать её уступить и не мучить его, уже взрослого человека.

Катя согласилась, но взяла с него клятву, что он никогда не будет её обманывать.

Юра дал слово офицера и шутя пообещал, что застрелится, если его нарушит.

-Запомни! Ты дал слово офицера - сказала Катя и посмотрела ему прямо в глаза.

Прошло несколько месяцев, и Катя случайно узнала, что он ей изменяет со своей соседкой.

Сколько Юра ни объяснял ей, что это просто физиология, и что соседка старше на 10 лет, и что она для него никто, но ничего не помогало.

-Ты дал слово офицера, что застрелишься.

Сначала Юра думал, что она шутит, и всё потихоньку образуется.

Но время шло, а Катя стояла на своём.

Юра пытался сначала  как-то  объясняться, потом стоял на коленях, потом засылал друзей и родственников.

Но ничего не менялось.
Катя была неумолима.

Без всякой злости и истерики она, на все его объяснения, просьбы и слёзы, спокойно повторяла:
-Зачем мне муж, который не умеет держать слово?
Тем более слово офицера.

И сколько ей ни объясняли, что мёртвый Юра ей совсем не нужен, она отвечала, что такой он тоже ей не нужен.
Дело не в том, что он совершил гадость, а в том, что он дал слово офицера и обязан его сдержать.

Сама она ночами плакала в подушку, но только я знал об этом.

Юра начал с горя выпивать.

Начальство, узнав обо всей этой дикой истории и, боясь непредсказуемых последствий, отправило его служить на Северный флот.

Но каждый год свой отпуск Юра проводил в Николаеве, и весь этот месяц  уговаривал Катю простить его и выйти за него замуж.

Многое из того, что между ними происходило, мне не было известно.
      
На двенадцать лет мы почти потерялись, потому что жизнь меня так закрутила, что я и с родителями не всегда мог  поддерживать связь.

Но, когда через двенадцать лет я появился у Кати дома, то и она и Вера Терентьевна  встретили меня так, как будто этой разлуки не было вовсе.

Потом я буду приезжать к ним со своей женой и детьми,
и мы всегда будем там желанными и родными.

Катя стала заведующей райфинотдела, а
 Юра уже был капитаном третьего ранга.

Но в их отношениях ничего не менялось.

Он продолжал каждый год приезжать в Николаев и уговаривал Катю выйти за него замуж,
Но  она снова и снова требовала от него выполнить своё обещание, потому что мужчина должен отвечать за свои слова.
Тем более офицер.
Тем более русский офицер.

Катин отец был капитаном артиллерии и погиб под Прагой в мае 45-го года.

Тётя Вера так и не вышла замуж, потому что считала это предательством по отношению к мужу, который ушёл на войну её защищать.

Вот в такой атмосфере выросла Катя.

Кроме того тётя Вера была парторгом парфюмерной фабрики «Алые паруса»,
и была, как говориться, человеком строгих правил.

Это не мешало быть ей доброй, весёлой и заводной, что делало общение с ней лёгким, приятным и радостным.

Обе они были для меня одними из самых дорогих людей в моей жизни.
Намного роднее, чем многие родственники.

Юра тоже был мне симпатичен и приятен.
Но Катя была просто самым родным человеком.

Тётя Вера уже давно вышла на пенсию.
Катя стала заместителем председателя горисполкома, а
 Юра получил погоны капитана второго ранга.

Но в их отношениях ничего не изменилось, как будто не прошло этих тридцати лет.

Я был в Швеции, когда узнал, что Катя лежит в больнице с воспалением среднего уха.
Звонил по нескольку раз в день.

Умерла она совершенно неожиданно.
Было даже странно, что от такой болезни умирают в конце 20-го века.

На похороны я не успевал из-за визовых проблем, а когда прилетел, то застал  поседевшего за эти несколько дней Юру и сгорбленную тётю Веру.

Она оставила Юру у себя жить, потому что у него начались серьёзные проблемы с сердцем.

Юра вскоре оставил службу и поселился вообще у неё жить.

Она тоже начала болеть, очень быстро старела и, казалось, долго не проживёт.

Однако пережила она Катю на целых десять лет.

Юра же, после Катиной смерти, так и не оправился, перенёс несколько инфарктов и умер через два года после Кати.

Тётя Вера похоронила его рядом с Катей и оставила рядом место для себя.

Так и лежат они все рядом за одной оградкой.