Восьмое марта

Эмануил Бланк
                К празднику Восьмого  Марта или Березня ( март, укр) мы готовились ещё в садике, начиная с трёх лет. Там, конечно, царил культ мам. Бабушек никто поздравлять не готовился и не собирался. Хотя моей Ривке было тогда меньше пятидесяти.

                Стихи разучивались только для мам, песни тоже.  Лихорадочно повторялись репетиции первого в жизни танца

                - Ридна маты моя,- задушевно пел  из радиоточки знаменитый Дмитро Гнатюк

                - Ты ночей не доспала,- хором выводили мы ещё  в младшей детсадовской группе

                - И водила мене , у поля, край села,- запевал мой папа со слезами на глазах. Его маму Хану оставили умирать на дороге, по которой толпу евреев гнали в гетто, летом сорок первого

                В конце пятидесятых, праздник этот в Союзе ещё не стал выходным днем. Да и работали тогда  все шесть дней в неделю

                Подарки помогали делать не только воспитательницы, но и бабушки. Но вся программа готовилась только для мам.

                Я, конечно, был непротив. Мама, с раннего-раннего, детства,  согласно моей внутренней табели о рангах, занимала высшую позицию. Той, самой дорогой и любимой.

                Хотя бабушка Рива, я это прекрасно видел и чувствовал,  любила меня гораздо больше и самоотверженнее. Так мне всегда казалось. Но сердцу не прикажешь. Мама была для единственного сыночка  гораздо роднее и дороже

                Бабушку я обожал всем сердцем, но она занимала только почетное третье место. Сразу за папой. Роза , ее сестра , вынуждена была довольствоваться в нашем большом доме, сначала, только последней, четвёртой  позицией.

                Но с появлением ее второго мужа, СИмона Марамовича ( Залман - ее первый супруг, погиб в гетто, вместе с их двухлетней дочкой Ревусей), последняя, пятая  строчка моей привязанности, закрепилась уже за ним. Но это совсем не значило, что СИмона я обожал недостаточно.

                Когда умер главный затейник наших доминошных баталий и бесценного общения, умер всего через пару дней после моего десятилетия, я ещё долго-предолго, вспоминая, плакал перед сном в подушку.

                Открытки к  празднику мам были всегда красивыми. Большая восьмерка пересекалась там с синими оттенками первоцветов, красными лентами, голубым небом и радостными улыбками молодых и жизнерадостных мам.

                Так как праздник считался международным, мамы на открытках были изображены не только белыми, но монголоидными и даже совсем темненькими. Кроме того добавлялись и многочисленные листы с цветами, флажками и множеством солнц, нарисованных уже нами.

                Когда мы были в детсадовской группе четырехлеток, к  празднику, помню, я связал маме крючком первые узоры по периметру, вокруг маленького носового платочка. Она очень радовалась и на пару с Ривкой, конечно, всплакнула.

                В первом классе Сокирянской школы, под руководством нашей Клавдии Андреевны, мы написали к Восьмому Марта свои первые поздравления.

                А в пятом классе Тираспольской одиннадцатой, придумали первые короткие сочинения , посвящённые мамам. Мария Осиповна Чистякова, учительница русского и литературы была очень строгой, но поставила мне высший бал и, зачитывая, тоже всплакнула, промокнув глаза светленьким носовым платочком.

                Я написал тогда, что Мама у меня  очень красивая. У неё прекрасные добрые глаза, густые брови и чёрные волосы. Но она, сколько я ее помнил, всегда болела, а по ночам громко кричала во сне. Да и волосы , несмотря на тридцатилетний возраст, были с  красивой, но страшноватой проседью.

                А все из-за того, что в детстве она была в гетто. Каждую ночь , маме казалось, что за ней гонятся фашисты, полицаи и хотят убить. Когда умер папа, Мама очень боялась засыпать. Боялась, что не проснётся от ужасного сна

                К старшим классам школы, я завёл копилку. Из ежедневных двадцати копеек, выдаваемых на вкусные пирожки с повидлом и разные сочники с коржиками, мне удавалось скопить и поздравить с мартовским праздником не только маму, но и бабушку с Розой.

                Простая сумочка за три рубля продавалась, зачастую, с маленьким зеркальцем и ножничками. Одной покупкой удавалось одарить всех. 

                С девятого класса, мальчишки в классе сбрасывались по рублю на подарки нашим девочкам и учителям. На закупки мы отправлялись с огромной заботой.

                Из  двадцати девяти одноклассников, нас- мальчишек, было только девять-десять. Девчонкам, на 23 февраля, было гораздо проще . Но здорово выручали маленькие глиняные кувшинчики и прочие безделушки, которые продавались на Бородинской за смешные двадцать-тридцать копеек.

                А в десятом классе, мы с Валеркой Мельниковым и Олежкой Калюжным, к Восьмому Марта, даже поставили  самый настоящий спектакль.

                Валерка получился очень смешной Медсестрой в белом платочке, а Олежка - дежурным доктором родильного дома. Я изображал молодого отца, требовавшего, чтобы выдали мальчика, несмотря на родившуюся девочку.

                В итоге, выяснилось, что у меня, на самом деле, родился все же мальчик. Исправлению ошибки радовались все. И народные артисты, и я, как главный герой и режиссер-постановщик, и все одноклассники с нашими дорогими учительницами.

                Было очень смешно и весело. Этя Ароновна, наша классная, заставила прогнать чудо-спектакль ещё два раза. Зоя Владимировна - наша математичка , и англичанка , Клавдия Лазаревна, хлопали , вместе с нашими однокашниками, что было сил.

                В институте обстановка была иной. На двадцать одного парня нашей группы приходилось всего четыре девочки. Напряжёнка возникла только к четвёртому курсу.

                Цветы для любимой Танечки , к Восьмому Марта, страшно подорожали.  Целую ночь, пришлось разгружать вагоны с цементом.

                А Мама и бабушки продолжали радостно получать от меня простые дешевые сумочки и зеркальца с ножничками.

                Оказалось, что в таких вопросах, я был удивительно однообразен. Повторяемость закончилась только с получением первых зарплат.

                Оказалось, что деньги, несмотря на то, что были в нашей стране довольно презренным металлом, играли , для выбора поздравлений и подарков, немаловажную роль.

                Жизнь протекала стремительно и энергично. Количество прекрасных дам, претендовавших  на получение поздравления , неуклонно росло.  Научился  писать короткие поэтические опусы.

                Прошло время. Неожиданно, одна за другой, ушли любимые бабушка и Роза . Затем, после папы, умерла и мама. Число тех, кого хотелось поздравить, поздравить от всей Души, стало катастрофически уменьшаться.

                Появился  интернет. Поиски красивых открыток по киоскам, их  медленно-старательное заполнение, походы к синему почтовому ящику ушли в прошлое и сменились облегчённой групповой рассылкой.

                Конечно, все равно хорошо, замечательно, что существует такой праздник - Восьмое Марта. Здорово, что надо беспокоиться о покупке Цветов , поздравлении Любимых, которые живут уже , дай Б-г здоровья, в нескольких странах и четырёх поколениях, и помнить. Помнить о всех, кого надо поздравить в этот прекрасный весенний день.

                Вспомнить, уже вне всякой зависимости от того, живет ли прекрасная и любимая получательница тёплых поздравлений в нашем мире, либо , с доброй понимающей и всепрощающей улыбкой, смотрит на все уже Сверху, с той самой Высоты, откуда разглядеть этот мир, видимо гораздо проще...