ОТЕЦ

Юрий Чиркунов
      
                ОТЕЦ
             (из трактата "О нашем поражении от безотцовщины")

      
                «И пусть, когда настанет твой конец,
                Звучат слова – был у меня отец» - В. Шекспир.

       У создателей «римского права» слово «человек», определяло: «доброго отца семейства» - «cum bonus pater familias», который действует, прежде всего, в интересах своей семьи. Определение - человек, это отец, позволяло заложить правовой фундамент для выстраивания на нём государственного здания общества людей, в основании которого отцевластие - патриакратия или привычное для нас слово – патриархальность.
        Ещё в те дохристианские времена среди белого дня, при ярко светящем солнце, шёл философ с горящим факелом в руках. На вопрос прохожих: «что ты ищешь днём с огнём?» - отвечал: «ищу человека». И для него, под словом-смыслом «человек», подразумевался - добрый и властный отец в семье.
       Сегодня невозможно применить смысловое сходство слов - «человек» и «отец». И хоть сто факелов зажги в ясный солнечный день, не найдёшь среди славян родителя, по воле которого, его сын послушно вступил в самостоятельную семейную жизнь с будущей женой, которую он, как отец, выбрал ему из благочестивой семьи.
        Легко предвидеть какой поднимется шум о «свободе и правах» «человека» в нынешнем восприятии этого слова, потерявшего первоначальный смысл.
        Человеком не рождаются. Рождается ребёнок (дитя). Однако, без должного нравственного воспитания, становление человеком может затянуться до седых волос, а может и вовсе не состояться.
        Одно дело, по воле случая, похотливого случения, стать биологическим родителем. Другое - понести, с чувством мужского достоинства и чести, труды по воспитанию, Богом данных тебе, детей и словом, и личным примером христианской нравственности. И вместе с взрослеющими детьми пройти путь становления благочестивого отца.
        Определить состоявшееся благочестие отца можно на таком примере, когда его сын, достигший возраста для вступления в самостоятельную семейную жизнь, придёт к его отцу и скажет: «Дед, я благодарен тебе за то, как ты воспитал своего сына - моего отца в строгости и в благочестии, а он, на твоём примере, - меня. Я люблю нашу семью, наш род, и исполню свой долг пред вами тем, что повторю вас и себя в своих детях. Передам им и внукам свою любовь к нашему роду – хранителю нашей веры, традиций и культуры, и любовь к Отечеству».
        Не убедительный ли «тест» для определения: кто достоин звучащего слова – отец?

         Отсутствие отцов - носителей духа христианского благочестия, который необходимо передавать сыновьям, прекращает существование достойного рода, как национальной составляющей, и в этом случае нация деградирует и обречена на исчезновение.
         И как прискорбно тому, кто на склоне лет своих ощутил пустоту в своём доме, где никогда не звучали голоса детей и внуков. И уже не важно, по какой причине: вырос ли он сиротой, не познав на себе примера воспитания любви и долга со стороны отца, или, имея пример, сам устранился от этого долга.
 
         Священник Сильвестр - автор «Домостроя», свою книгу начинает с «Наставления отца сыну»:
«Благословляю я и поучаю, и наставляю, и вразумляю сына своего, и его жену, и их детей, и домочадцев: следовать всем христианским законам и жить с чистой совестью и в правде, с верой творя волю Божью и соблюдая заповеди Его, и себя, утверждая в страхе Божием, в праведном житии, и жену поучая, так и домочадцев своих наставляя – не насилием, не побоями, не рабством тяжёлым, а как детей, чтобы были всегда упокоены, сыты и одеты, и в теплом дому, и всегда в порядке».
       Для отца и матери успешное воспитание детей в результате приводит к тому, что на склоне лет своих, сыны и дочери становятся для них «живой» пенсией, и гарантией того, что в конце дней земных их жизнь будет мирной и не постыдной: не в одиночестве, а в окружении любящих и преданных детей и внуков.

                Где нет отцов, там юношей не счесть,
                Которым не знакомо слово - честь.

         На Руси называть каждого по отчеству, это традиция. Если фамилия наследуется от рода, а имя даётся в честь святого, приходящегося на день рождения, то отчество соединяет в себе два понятия: «отец» и «честь», которые определяют: чей ты сын или чья ты дочь, и какой чести достоин их отец.  И вот тому убедительный пример:
      
                Притча о Воеводе.

      «Юноша, путешествуя по соседнему воеводству, оказался нечаянным свидетелем того, как разбойники при нём убили воина. Прибывшие к месту убийства сослуживцы воина, не застав убийц, схватили юношу и повели в темницу, приняв его за убийцу. Его ожидала смертная казнь. Такое решение мог принять только Воевода, но он отсутствовал и должен был скоро вернуться из похода.
       Юноша, оказавшийся в темнице, в мучительном ожидании смертного приговора, стал обращаться к Богу с безумным вопросом: за что, его невиновного в смерти воина, ждёт такая участь? Отчаяние так овладело им, что он лишился сна. Но вот, на какое-то время, его склонило ко сну. Во сне к ему явился Ангел-хранитель со следующим откровением:
      «В своём отчаянии ты упрекаешь Бога в несправедливости к тебе, но ты убийца и должен понести наказание. Помнишь, в детстве, ты забегал в соседний двор, где жила вдова с младенцем. Тебя предупреждали, что за собой надо закрывать калитку. Ты ослушался, когда оставил калитку не затворённой. У бедной вдовы была только одна корова, от которой она кормилась с младенцем. Корова вышла за калитку и забрела в лес, где её загрызли волки.
      Лишившись единственного источника пропитания, у вдовы от голода умер младенец. Ты ослушался - не затворил за собой калитку. По твоей вине его не стало. Кто ты после этого, как не убийца?»
     Пленённый юноша, очнувшись от сна, был утешен неземным видением Ангела, который помог ему прозреть. Со слезами раскаяния, за дерзкий вопрос к Богу «за что?» и, получив ответ на вопрос «почему», стал молить Бога простить невольный грех, обещая, по спасению от казни, провести дарованную ему жизнь в благочестии и непрестанной молитве.
      По возвращению Воеводы, юноша предстал пред ним для оглашения смертного приговора. Но прежде ему был задан вопрос: «признаешь ли ты себя виновным в смерти воина?» - Юноша ответил: «есть грех у меня пред Богом, и ты можешь казнить меня, но, клянусь честью моего отца, воина твоего я не убивал».
      «Кто отец твой, что ты клянешься его честью?» -  спросил Воевода.
      Когда юноша назвал имя, Воевода сказал: «Я знал твоего отца. Когда-то он учил меня боевому искусству. У такого отца сын не солжёт, даже во спасение своей жизни». - И отпустил юношу с миром».
      Притчу завершают слова: «У каждого из нас в жизни может быть, (как и любой другой грех), - своя не затворённая калитка. Но, Господь, видя наше искреннее раскаяние, посылает нам во спасение Своего Воеводу».
      Нам эта притча замечательна тем, что подтверждает верность суждения о том, как спасительна честь добродетельного отца. Во имя этой чести Господь спасает не только юношу от смерти, спасает и Воеводу от неверного решения: казнить невиновного. И, наконец, Господь спасает благочестивого отца от потери сына - своего наследника и продолжателя рода.

       Часто, в тяжёлых для нас обстоятельствах, мы задаём дерзкий вопрос, обращаясь ко Господу: «за что?» - Причина в том, что у нас плохая память или нет знания. - Вопрос же, заданный Ему со смирением: «почему?» - помогает возвратить память и получить верный ответ.
       В некоторых странах существует традиция раз в году отмечать «День отца». В России его хотели установить ещё в 2016 году.
       Путь становления отцом у родителя начинается с момента рождения детей в полноценной семье и длится до достижения их зрелого возраста к самостоятельной жизни, как и становление родительницы - матерью.
        Ещё в недавние времена в родильных домах своих пациенток называли роженицами, потому как, в случае отказа от рождённого ребенка, у родившей нет ни права, ни чести - называться матерью.
        Для благочестивого отца - его день, точнее - его дни, наступают тогда, когда и внуки от детей, воспитаны в благочестии. И длятся такие дни до скончания дней его.
        Только от безотцовщины имело место быть такому российскому парадоксу, как - «Комитет солдатских матерей».
        Может ли мать в одиночестве воспитать мужчину-воина, способного постоять за себя, за свою семью и за Отечество?
       Только примеры полной справедливости поступков мужественного благочестивого отца, могут способствовать подготовке сына быть солдатом, способным самостоятельно защитить себя, в том числе и от безпредела, в момент прохождения воинской службы.
        При успешном воспитании мальчиков в полноценных семьях, мужает душа будущих солдат. Как и будущих офицеров, которые при должном личном воспитании, для солдат будет как отец – добрым и строгим, как того требует воинская дисциплина.
        И не будет «дедовщины», не будет «материнских комитетов», потому как - не женское это дело.
        В Чечне, после долгого перерыва, были призваны в российские войска 500 чеченцев, и сразу создали «Комитет отцов солдат». - Почувствуйте разницу.
        Можно, как угодно, относится к нынешнему главе Чеченской республики, но надо отдать ему должное за его позицию, когда он, как руководитель, говорит: «я боюсь Всевышнего и люблю свой народ». Если бы подавляющее большинство руководителей наших регионов имели бы страх пред Богом и любили бы не себя на «высоком» посту, как на неисчерпаемом источнике личного обогащения, а любили своих сограждан, то качество жизни в стране было бы иным.
        Во время телевизионной трансляции из мечети города Уфы прозвучали такие слова муфтия: «неужели вы думаете, что у Всевышнего не хватит метеоритов, чтобы послать их на ваши грешные головы?»
        Бог не наказывает, мы сами себя наказываем, удаляясь от Него. Он терпелив и не уничтожает всех нас одним «увесистым» метеоритом, потому как ещё живут среди нас праведники, но они иссякают. Гибнем, не от безумного мира, а от людей - ум которых заточен на злые деяния.

      Долг благочестивого отца вырастить и воспитать детей достойными наследниками своего рода; привить им желание повторить себя, соединяясь в браке с равными себе по воспитанию юношами и девушками из благочестивых семей. Он заинтересован, чтобы в соседнем доме, на соседней улице, в том или ином поселении, в своём Отечестве, были бы такие же отцы, из семей которых выходили послушные воле отца, воспитанные и трудолюбивые юноши и девушки, с которыми можно соединить в благословенном браке своих детей, во имя продления и приумножения рода. Такая заинтересованность объединяет отцов нации.

       Надо ли задавать вопрос: в чём суть национальной идеи, которую у нас всё только пытаются определить и сформулировать, когда её смысл заложен в самом слове - «нация».
      Национальная идея в том, чтобы сохранить и преумножить нацию традиционных патриархальных семей, живущую в благочестии и благоденствии.

      Если дети рождаются от родителя по «случайному» обстоятельству, и он не принимает участия в содержании и воспитании их, не защищает от зла и порока; не способен учить личным примером собственного отношения к делам отцовства, то он сознательно уклоняется продлить свой род в достоинстве и чести.

       Отец Небесный дал нам жизнь и свободу, вскармливал и растил, не думая о том, чтобы владеть нами. Для Него мы свободны. Но чтобы не оскудели любовь и верность долгу, а долг без любви не радует, каждому, пришедшему в этот мир, требуется воспитание от благочестивого отца.
       Сегодня, в сорняках эмансипированного общества, уже невозможно посеять в людях добрую поросль отцовского благочестия.
       И трудно найти мужественного духом мужчину, из уст которого, как молитва, звучали бы слова:   
    «Да святится имя женщины – матери моей, родившей меня и воспитавшей меня в благочестии и в строгости с благочестивым отцом моим».
    «Да святится имя женщины – жены моей, родившей мне детей и помогавшей мне воспитать их в строгости и благочестии».

       Добро - христианская любовь и совесть, не может насильственно вторгаться в сознание людей, а у зла – ненависти и лжи, нет ограничений. Вот почему благочестивые отцы обязаны ограничить, Богом данную людям свободу поведения, строгим воспитанием своих детей - с малых лет приучая к добру.