Загадки острова

Ирина Анастасиади
Минотавр. Начало легенды

Прежде, чем обсудить историю Минотавра, давайте посмотрим: с чего вообще всё началось? Все вы помните историю о том, как Зевс похитил финикийскую царевну Европу и перенёс её на Крит. От этого союза родились полубоги Минос, Радамант и Сарпедон. Несколько позже, когда Зевс потерял к ней интерес, Европа вышла замуж за критского царя Астериона  который усыновил её детей–полубогов и вырастил, как своих собственных.
После смерти Астериона между юношами разгорелась борьба за власть над Критом. Известно, что дело дошло до междоусобной войны, в результате которой Миносу удалось изгнать своих братьев и захватить власть на всём Крите. Чтобы закрепить свою победу, и пытаясь доказать, что выбор богов упал на него не случайно, Минос решил представить народу чудо…
Если бы он знал, к чему это приведёт! Но он не знал и попросил Посейдона подарить ему для жертвоприношения самое прекрасное животное из стад морского владыки. И тогда Посейдон прислал в дар своему любимцу великолепный экземпляр – белоснежного быка. Однако, поражённый красотой животного, Минос отослал быка в свои стада, а в жертву принёс другого быка. Этот поступок вызвал сильнейший гнев Посейдона. В наказание за этот обман морской владыка внушил Пасифае, супруге Миноса, неестественную страсть к этому быку. В результате этой связи родился Минотавр (по–греч. — бык Миноса), которому было суждено стать причиной многих несчастий.
Меж тем за время своего правления Критом Минос основал города: Кносс, Фест и Кидония. Письменные источники утверждают, что раз в девять лет Минос уединялся в пещере Зевса, чтобы получить от самого Бога Богов советы и приказы.
Именно при Миносе Крит стал господствовать в Средиземном море. Так с Кикладских островов Минос изгнал карийцев. Сделал острова своими колониями и поставил там правителями своих сыновей.
Однажды сын Миноса, Андрогей, которого историки тех времён характеризовали, как храбрейшего воина, отправился в континентальную Грецию, чтобы принять участие в Панафинских  состязаниях, и победил всех соперников. О последовавших за этим событиях источники Согласно Диодору Сицилийскому , в Афинах Андрогей подружился с сыновьями Палланта , заклятыми врагами афинского царя Эгея.

 
Пещера Зевса
И это послужило поводом к тому, что Эгей решил погубить юношу. Когда Андрогей отправился в Фивы в Аттике, по приказу царя он был убит местными жителями. Правда, версия о смерти царевича трактуются в древних источниках по-разному. По версии Псевдо-Аполлодора  и Павсания , Эгей отправил Андрогея охотиться на Марафонского быка, и царевич погиб, охотясь на этого быка. Альтернативный источник Псевдо-Аполлодора сообщает вслед за Диодором о гибели критского царевича на пути в Фивы, на праздник в честь царя Лая, но на этот раз убийцы — завистники из числа участников состязаний.
В любом случае, по мнению Миноса, виновниками гибели Андрогея были афиняне. Царь, недолго думая, осадил Афины, а поскольку не смог победить их сразу, попросил Зевса отомстить афинянам за смерть сына. И вот город охватывает страшная эпидемия чумы. Как тогда было принято, афиняне попросили совета у оракула, и тот ответил, что единственный способ изгнать чуму – выполнить требования Миноса, какими бы они ни оказались. Тогда Минос приказывает присылать на Крит ежегодно семь юношей и семь девушек для принесение в жертву Минотавру. И афинцы подчинились. Так длилось до тех пор, пока Тесей при помощи критской принцессы Ариадны не убил Минотавра.
И как раз здесь начинается для нашего форума новая глава исследований, ибо связана с темой следующего фестиваля 2020 года: «Мистерии Древней Греции. Дионисийские мистерии. Орфизм» и ««Мифология, связанная с Дионисом и с островом Наксос». И эта новая глава наших исследований связана с дальнейшей судьбой Ариадны, которую судьба свяжет отнюдь не со спасённом ею Тесеем, а с самым загадочным богом Древней Греции – Дионисом.

Минотавр и лабиринт

В древности не существовало единого мнения по поводу внешности Минотавра. Аполлодор считал, что Минотавр обладал туловищем человека и головой быка. С ним соглашался Диодор. Павсаний затруднялся в определении Минотавра – человеком он был или зверем. Катулл просто именует его «диким чудовищем», а Вергилий – «гибридным потомком с двойственной природой». Для Овидия Минотавр – «чудовище с двойственной сутью» (в «Метаморфозах») и «получеловек полубык» (в «Героидах»).
Римские авторы и художники, похоже, имели расплывчатое представление о Минотавре. Потому, как например, на чёрной амфоре из Вульчи Минотавр изображён с хвостом и пятнистой, как у леопарда, шкурой. Так в неопределённом образе получеловека-полубыка Минотавр перешёл и в искусство средневековой Европы.

 
Древнегреческое изображение Минотавра

Интересно, что как часть героического мифа о Тесее, легенда о Минотавре не избежала внесения в неё различных деталей, связанных с вмешательством в их судьбу богини Афины. На греческих вазах нередко можно видеть сцены, на которых Афина подбадривает героя, когда тот вонзает меч в чудовище, или вытаскивает его из ворот Лабиринта.
В средние века и эпоху Возрождения Минотавр продолжал оставаться популярным персонажем церковных мозаик, иллюстраций к манускриптам, хрестоматиям и энциклопедиям, комментариев к античным трудам, в поэзии, искусстве. Жилище Минотавра рассматривалось как символ мирских удовольствий. На мозаике в церкви Сан Савино в Пьяченце, например, Лабиринт Минотавра символизирует мир, широкий на входе и узкий на выходе. Это наводит на мысль, что человеку, избалованному удовольствиями, нелегко найти свой путь к спасению.
Гвидо Пизанский идёт ещё дальше. По его мнению, Минотавр был потомком Пасифаи и Тавра, придворного царя Миноса, и символизирует Дьявола, а Лабиринт является-де символом мира заблуждений. Объясняя это так: labor – «ошибка» и intus – «внутри». Как Дьявол овладевает душами, когда люди становятся на неверную дорогу, так и Минотавр пожирает молодых афинян, когда они попадают в его жилище. Как Ариадна помогла Тесею выбраться из Лабиринта, так и Иисус Христос выводит заблудшие души к свету вечной жизни. Иными словами, поединок Тесея с Минотавром и освобождение юных пленников по Гвидо символизируют борьбу Господа и Сатаны за человеческие души.
Такое понимание образа Минотавра было близко и поэзии Боккаччо. В «Генеалогии богов» он утверждает, что из союза души (Пасифая – дочь солнца) и плотских удовольствий происходит порок звериной ярости, олицетворяет которую Минотавр. В средневековье было принято изображать Минотавра напоминающим кентавра – с человеческой головой и торсом быка.
Данте  в своей поэме «Божественная комедия или Ад», представляет Минотавра в виде чудовища, охраняющее «жестоких» в седьмом круге. Правда, Данте не называет Минотавра прямо, а говорит о нём как о «несчастье Крита», «твари» и «зверском гневе». Во время путешествия по аду сопровождающий Данте Вергилий дразнит Минотавра напоминанием о его смерти от руки Тесея. Взбешённое словами поэта чудовище начинает метаться в слепой ярости, и странники спешно минуют его. У Данте Минотавр – жертва собственных страстей, он не может забыть своё поражение, предрешившее его вечный образ.
В комментариях Джорджа Сандиса  к трудам Овидия (1632) утверждает, что Лабиринт – это мир, в котором живёт человек, Минотавр символизирует чувственные наслаждения, а Ариадна – искреннюю любовь. С тех пор как было установлено, насколько сильное влияние оказала на греческую культуру минойская цивилизация, возникновение мифа о Минотавре стали связывать с владычеством критян на море. Критские фрески, изображающие прыжки через быка, служат подтверждением того, что миф о Минотавре является отражением обычая выставлять гладиаторам в противники быка.
Наиболее значительным вкладом в художественный образ Минотавра в XX веке можно считать серию гравюр и набросков, выполненных Пикассо между 1933 и 1937 годами. Для сюрреалистов Минотавр был символом конфликта сил сознания и подсознания. Пикассо сделал эскиз для обложки первого номера журнала «Минотавр». На каждом из последующих номеров, выходящих до 1939 года, изображался Минотавр, каким его представляли Дали, Магритт, Макс Эрнст, Ривера и другие. Минотавр Пикассо переменчив: на одном рисунке он – олицетворение тёмного и жестокого в человеке, на другом – игривое жизнерадостное животное. В изображениях смерти Минотавра Пикассо соединяет испанскую корриду с критским ритуалом. На гравюре «Минотавр на арене» обнажённая девушка на глазах у безразличной публики пронзает спину чудовища мечом. На рисунке «Смерть Минотавра» истекающий кровью на пустой арене человек бык, приподняв голову, с тоской смотрит на небо. Завершает серию изображение искупления Минотавра, заставляющее вспомнить финал истории царя Эдипа: слепого, дряхлого зверя ведёт за поводок маленькая девочка с букетом цветов.

 
Пабло Пикассо — "Минотавр и мёртвая лошадь", 1953 год

В этих и других рисунках Пикассо не просто переосмысливает миф о Минотавре, а превращает его в трагического героя. Художнику, как никому другому, удалось воспользоваться многогранностью этого образа для отражения различных состояний человеческой души. Противоречивый образ, в котором слились воедино несовместимые понятия: звериная жестокость и человечность, гнев и страдание, смерть и необычайная жизнеспособность, – пожалуй, один из лучших символов сознания человека XX столетия.

Дедал. Великий Мастер

Кто таков Дедал (др.-греч. ;;;;;;;;) ?! Что мы о нём знаем?
Интересно, что в микенских текстах Дедал упоминается как божество. А вот как действующее лицо  он появляется уже в драме Софокла «Дедал». Гомер упоминает Дедала в «Илиаде». Герой появляется также в греческих комедиях, например, у Аристофана .
Мы знаем, что Дедал был величайшим изобретателем, художником и зодчим Древней Греции. Построил (или восстановил!) Кносский лабиринт на Крите для царя Миноса. Истории известны изобретения Дедала:
Это статуя богини Афродиты на острове Делос, статуя Афины в Кноссе, деревянное изображение Геракла в фиванском храме и прочие изваяния, о которых греческий драматург Эврипид  писал, будто те создавали визуальную иллюзию движения. Дедал так же создал несколько изображений Геракла. Одно из них по легенде Геракл разбил сам, возмущённый чрезмерным сходством с собой.
Какова родословная великого мастера?
Дедал происходил из старого аристократического рода Афин. Был потомком Эрехтеа , героя и царя Афин, основатель Афинских игр . Высокого происхождения была и его мать Алкипия, происходила от Кекропа, основателя Афин. По другой версии Дедал происходил от самого бога Гефеста, и унаследовал от него способность создавать чудеса техники.
Но Дедала не влекла политика. Он стал величайшим архитектором и скульптором. Существуют исторические подтверждения того, что статуи, созданные им, были настолько реальными, что даже Геракл, увидев однажды статую, сделанную Дедалом, изображавшую мужа в позе бойца, решил, что тот атакует его и инстинктивно взмахнул мечом. Поняв же, что уничтожил не живого противника, а прекрасную статую, изображавшую его самого, он устыдился и попросил прощения у Дедала.
История также утверждает, что у Дедала был племянник, сын его сестры Пердики, и звался он Талос. Именно этого молодого человека взял в ученики великий мастер. Похоже, что талантом были наделены все члены их семьи и со временем Талос прославился своим талантом изобретателя. Будучи ещё мальчиком, он изобрёл пилу. Он изобрёл также циркуль, гончарный круг, долото и много других полезных предметов.
Почувствовав в нём потенциального соперника, Дедал решил избавиться от Талоса. Мастер заманил юношу на горную кручу и столкнул оттуда вниз. Однако богиня Афина не дала юноше погибнуть и помогла Талосу. Правда, несколько своеобразно — превратив юношу в куропатку. Городской совет вынес решение выгнать Дедала из Великого Города как преступника.
Тогда Мастер отправился на Крит, где услугами его пользовался царь Минос . История помнит, что Мастер оставил на Крите прекрасные произведения искусства и достижения высокой инженерии. Наш же рассказ остановится на некоторых фактах, которые сыграли злую роль не только в судьбе Дедала, но и в судьбе самого Миноса.
Мы уже говорили, что победив своих братьев и воцарившись на Крите, Минос решил поблагодарить богов Олимпа, поддержавших его, принеся достойную жертву. Как Минос попросил Посейдона прислать ему самое достойное животное, дабы быть принесённым в жертву богам Олимпа. Говорили и о том, как разгневанный Посейдон по-своему отомстил царю. И как жена царя Крита Миноса и сестра царя Колхиды и Коринфа Ээта, Пасифая прониклась к белому быку страстью и пожелала возлечь с ним.
Чтобы утолить своё желание, царица воспользовалась услугами Дедала. Мастер изготовил для неё деревянную корову, полую изнутри, так, чтобы царица могла проникнуть в корову, а бык овладеть царицей. Чтобы сделать приманку привлекательной для быка, Дедал обил конструкцию свежеобработанной коровьей шкурой. «Корову» выкатили на луг, и царица забиралась в неё всякий раз, когда испытывала страсть к быку. Эти развлечения обернулись рождением чудовищного ребёнка — человека с бычьей головой, которого назвали Минотавром. Конечно, это сказание вполне может рассказывать нам совсем не обычном совокуплении женщины с быком, а с экспериментами генной инженерии, доказательства которой археологи находят ежечасно.
Но факт остаётся фактом, от этого союза царицы и быка, каким бы этот союз не был, родилось своеобразное существо – Минотавр. Хотя, честно говоря, меня очень настораживает здесь само имя младенца – Минос+тавр (бык). Получается, что царь Минос тоже имел к рождению этого существа не последнее отношение. И тут рождается целый ряд вопросов: действительно ли существо спрятали в лабиринте в силу его внешности или его нрава? Или его рождение имело какое-то сакральное значение для лабиринта, где, как было сказано ранее, подземная часть этого удивительного города закручивалась таким образом, что герцевая частота попавшего в этот лабиринт существа опускалась от 50 до 25 Гц – то есть, по сути, частот Смерти?! Кем было это загадочное существо? Ужастиком или охранником великих чудес?
Так или иначе, Дедал был призван построить лабиринт. И считается, что Дедал и был строителем этого невероятного города-государства, представлявшего собой лабиринт. Однако археологи Греции установили два факта: во-первых, лабиринт Миноса построен на руинах уже имеющегося города-лабиринта. Во-вторых, сама идея лабиринта была для Крита древней традицией.
Ведь лабиринт, как схема (и вероятнее всего, и как непосредственное строение) целых 3 тысячи лет до появления Миноса и Дедала, служил для многих поколений критян формой поклонения. Ведь из сделанных находок археологов стало известно, что изображения лабиринта критяне носили на шее, как оберег и пользовались различными формами изображений лабиринта, как личными печатями задолго до того, как на Крите воцарился Минос.
Так вот, вероятнее всего, Дедал воспользовался одной из мистических схем лабиринта, для перестройки дворца, который спускается в недра земли на многие километры. Там, в недрах дворца и поселили Минотавра. Есть мнение, что это существо питалось человечиной. Для чего в недра лабиринта спускали преступников ему в пищу. Кроме того, как мы помним, каждый год (или по другой версии - раз в девять лет) 7 молодых людей и 7 девиц посылались из Афин на съедение Минотавру, пока Тесей  не убил Минотавра.
Диодор  говорит нам о том, что Тесей прибыл во второй партии, предназначенной для Минотавра, а вот Плутарх утверждал, что в третьей. Однако, точно известно, что герой попал в число жертв Минотавру уже после убийства им Кроммионской свиньи. По некоторым источникам, для того, чтобы пленники не сопротивлялись, их лишали зрения. По другим источникам, лабиринт невозможно было покинуть. И те, кто избежал смерти от Минотавра, погибали от голода и жажды в темноте лабиринта. Тесей был в числе четырнадцати жертв. Вместе с остальными его запустили в лабиринт, где он сразился с Минотавром и убил его голыми руками. Иногда указывается, что у героя при себе был меч. И конечно, все ещё с детства помнят, что Ариадна, сводная сестра Минотавра, дала герою с собой клубок шерсти, с помощью которого Тесей сумел вернуться из лабиринта.
Интересно, что среди многих изображений, на троне в Амиклах  есть изображение пленённого Минотавра, которого Тесей вёл на верёвке. Что, в общем, противоречит факту убийства Минотавра.
Существует мнение, что Минотавр мог быть заимствован из финикийской генеалогии богов. И имя финикийского бога-быка было Молох. Изображался он в виде рогатого человека. Ему приносили в жертву детей. Знаменитое выражение «геенна огненная» произошло от места, где приносились человеческие жертвы. Разница лишь в том, что Молоху детей «проводили через огонь», то есть сжигали заживо.
Так ли это или иначе, но на множестве украшений, найденных на Крите и относящихся к эпохам предшествующим Миносской, имеются изображения быка. Сцены с бычьими поясками нередко встречаются на фресках критского времени. Художественные материалы минойской эры содержат изображения таврокатапсии  — ритуальных прыжков через быка. Подобная тематика прослеживается ещё со времён бронзового века, откуда она перекочевала в Хеттское царство, Сирию, Бактрию и долину Инда. Почитание быков, а также бои с быками были обычным явлением для культур средиземноморья. В наши дни этот обычай сохранился в Испании и носит название корриды.
Что же касается дальнейшей судьбы Дедала: приглашённый однажды Иолаем, Мастер воздвиг множество сооружений на Сардинии. По одной версии, женился в Гортине, родившую ему сыновей Скиллида и Дипойна. По другой, Скиллид и Дипойн были учениками Дедала.
 

Павсаний  писал, что по-настоящему Минотавра звали Астерием, то есть «звёздным». Античные вазы с изображениями этого зверя практически всегда содержат изображения звёзд или глаз. И таких изображений Микенские тексты также содержат упоминания о некоей владычице лабиринта, которой, вероятно, могла быть Ариадна.
Неотъемлемой частью культа быка был лабрис — обоюдоострый топор палача с головой быка. Доэллинские религии часто практиковали священные бои быков, а критская генеалогия полубогов содержит немало существ с головами быков. Об этом свидетельствуют и многие изображения, вырезанные из полудрагоценных камней. Эти украшения можно видеть в Археологическом музее Ираклиона.

 
На втором колье сверху посередине – голова быка из аметиста
 
Самые древние формы легенды о Тесее и Минотавре гласят, что герой победил чудовище обоюдоострым топором. В наши дни, наряду с двенадцатью подвигами Геракла, легенда о Минотавре остаётся одной из самых популярных. Сложно сказать точно, какую подоплёку несёт это сказание. И, конечно же, это не единственная загадка, которую оставили потомкам сказания Древней Греции.
Но какова ни была правда о человеке-быке, факт остаётся фактом: Тесей освободил соотечественников от чудовищной дани, а лабиринт опустел. Тесей сбежал с Крита вместе с Ариадной. Меж тем, Минос запер в лабиринте Дедала и его сына Икара. Так лабиринт стал для Дедала тюрьмой. И вот великий мастер решил сбежать из плена. Для этого он сконструировал крылья по образцу птичьих - для себя и сына своего Икара. Перья на этих крыльях были скреплены воском. А потому, лететь следовало осторожно, не приближаясь к солнцу, чтобы воск не растаял и, не опускаясь слишком низко к воде, чтобы крылья не намокли.
И вот настал день, когда Дедал и Икар улетели из неволи. Ещё на заре Дедал прикрепил крылья на спину Икара, обнял, поцеловал и велел следовать за ним. Наконец, он взлетел. Следом за ним полетел Икар. В изумлении смотрели на них рыбаки, тянувшие невод. А пастухи и крестьяне, шедшие за плугом, думали, не боги ли это летят над полями. И уже показалось под Дедалом и Икаром открытое море. Позади уже острова Самос, Патмос, Делос,Тинос, Лебинт и Калимнос, и показались вдали берега Аттики. Все, кто могли видеть их полёт с земли, дивились, глядя на смелых воздухоплавателей.
И уже летит смелей Икар. И, забыв про совет отца, поднялся высоко. Но тут горячее солнце окончательно растопило воск, скреплявший перья на крыльях. И крылья стали распадаться. Напрасно несчастный юноша протягивал руки к отцу, воздух уже не держал его, и вот Икар стремительно падает в море. В испуге он только успел крикнуть имя отца и утонул в бушующих волнах. Оглянулся Дедал, услышав крик сына, но напрасно искал он его.

 

Но плавали на волнах одни только перья. Опустился Делал на ближайший остров, и долго бродил он, печальный, по берегу моря. Вскоре прибило волнами к берегу тело Икара. Похоронил Дедал любимого сына, и стал с той поры называться остров тот Икарией, а залив, в котором утонул Икар, назван был в память о нём Икарийским.
Тогда Дедал отправился в Сицилию, где был радушно принят царём Кокалом. Мастер сделал для царя и его дочерей немало чудес: построил дворец на высокой скале, соорудил глубокую пещеру, в которой провёл отопление, воздвиг храм Афродите, сделал золотые соты так искусно, что, казалось, они были наполнены мёдом.
Злопамятный Минос хотел, во что бы то ни стало, вернуть Дедала и для этого пошёл на хитрость. По всем греческим землям гонцы возвестили, что царь Минос обещал щедрую награду тому, кто сможет продеть нитку сквозь витую морскую раковину, так, чтобы нитка вошла в один конец, прошла одну за другой извилины и вышла во второй конец. Критский царь знал, что это дело по силам только Дедалу и мастер даст о себе знать.
Так случилось, что вовсе не Дедал, а царь Кокал, приютивший Дедала, польстился на обещанную награду. Тогда мастер научил его, как выполнить задание Миноса. Для этого надо было привязать нитку к муравью и запустить его в раковину. Муравей, обегая все стенки раковины, сможет найти выход, а за ним потянется нить. Однако, выполнив задание, сицилийский правитель не получил награды, а лишь спровоцировал гнев Миноса, который потребовал выдать ему Дедала. Ибо, по его мнению, никто, кроме великого мастера не мог придумать, как выполнить подобное задание.
Сицилийцы, однако, не пожелали расставаться с Дедалом и придумали хитрость. Дочери царя Кокала  (др.-греч. ;;;;;;;) заманили Миноса в баню и пустили в ванну по трубам кипящую воду. Так Минос нашёл свою смерть. Тело Миноса было выдано его спутникам и похоронено в Сицилии. Для этого была построена пышная гробница, рядом с которой воздвигли храм Афродиты. Позже кости Миноса перевезли на Крит. Там же ему был воздвигнут памятник. Гора Юкта, которая находится прямо напротив Кносского дворца считается могилой Миноса.
Ну а Дедал, приглашённый Иолаем , воздвиг множество сооружений на Сардинии. По одной версии, женился в Гортине, родившую ему сыновей Скиллида и Дипойна. По другой, Скиллид и Дипойн были ученикам Дедала.





Фестский Диск. Загадки… загадки…загадки…

В 1908 году итальянские археологи, ведя раскопки в Фесте на Крите, нашли в одной из боковых пристроек разрушенного дворца глиняную плитку, покрытую с обеих сторон знаками. «Надпись» — как они её назвали — была загадочна. Знаки были оттиснуты на глине чем-то вроде печаток, но ни тогда, ни потом другого образца такого письма найти не удалось. Руины дворца относятся примерно к 1700 году до н.э., а Диск — гораздо древнее. Установлено, что глины, из которой он создан, на Крите нет.
На обеих сторонах Фестского диска нанесены по спирали странные символы, учёные всего мира более 100 лет занимаются их расшифровкой, однако к единому варианту перевода до сих пор так и не пришли.
Учёные сходятся в одном: запись на Фестском Диске совершенно уникальна, никто и нигде на Земле не обнаружил элементов такого «письма». Но это попросту недоразумение! Но если считать, что на Диске рисунки символизируют идеи, которые можно высказать различными словами, с различной степенью точности тогда они будут понятны в независимости от интеллекта, знаний, словарного запаса и, главное, от меры посвящённости: и того, кто объясняет, и того, кто воспринимает объяснение.
Знаки, изображённые на Диске, относятся к наиболее распространённым символам того ушедшего мира. И ели обратится к артефактам, собранным по всей планете, то станет понятно, что эти символы существуют повсеместно в местах, где существовали древнейшие цивилизации. Удивительно, что никто их не сопоставил со знаками Диска! Стоит лишь признать, что эти знаки представляют собою род идеограмм, известных повсеместно, и тогда идеограммы на Диске становятся вполне читаемыми. Ведь такие символы были известны и понятны людям, которые говорили на различных языках, населяли удалённые одна от другой территории, а в быту пользовались совсем разными видами своего обычного письма.
Можно предположить, что Феский Диск был предназначен народам и племенам, стоявшим на значительно низшей ступени развития и способных понять только пиктограммы ?
Да и появился он за несколько тысячелетий до всех алфавитов. Это объясняет отсутствие в раскопках других подобных табличек, а также каких-то следов того развитого центра, создавшего запись.
Несомненно, сам Фестский диск является древнейшим известным науке печатным текстом, учёные датируют его создание — от 1850 г. до 1550г. до нашей эры. Несмотря на то, что Фестских диск абсолютно уникален, в центральной части Крита найдены похожие символы, вырезанные на бронзовом топоре, найденном в Arkalokhori и на головах трёх глиняных статуэток, найденных в пещере храм Траосталос на Крите, относящихся к 1700- 1600 г. до н.э.

 

Все известные системы письма подходят к одной из трёх категорий: пиктограммы (pictographies), слоговое письмо (syllabaries) и алфавит. Исследователи надписей Фестского диска высказали предположение, что количество различных символов на диске слишком мало, чтобы быть частью чисто пиктографической системы письма, и слишком велико, чтобы быть алфавитом.
Как наиболее вероятный вариант остаётся — слоговое письмо, в котором каждый символ — это слог и каждая группа символов — это слово.
Итальянские археологи сначала насчитали 241 знак, потом 243, а затем увеличили число до 259. Из этого количества выделено 45 разных. Иероглифы или пиктограммы изображали рыб, птиц, воинов в шлеме, оружие, растения, бытовые и другие не совсем понятные предметы. Диск с его рисуночным письмом сразу стал знаменитым. Посыпались версии, будто это лунный календарь, документ из дипломатического архива миносцев, талисман с заклинаниями, список городов, краткая элегическая поэма в честь весны и даже отчёт о спортивных соревнованиях...
«В апреле сеять, в мае полоть, в июне поливать, в конце августа убирать урожай»,— примерно так предлагали читать критские письмена на диске английские археологи-любители. Они выбрали определённые рисунки и смело назвали их сельскохозяйственными символами. Далее этого их логика не распространялась...
В 1930 г. на такой же любительской основе англичанин С. Гордон «прочитал» первые фразы диска следующим образом: «Владетель мира, шагающий с крыльями по бездыханной дороге, господин звёзд, вспенивающий водяную бездну, солдат, над ползающим цветком, воин конской кожи, рыбо-пёс, скачущий поперёк дороги...» — и далее в таком же сомнительном духе.
К 1950 году ситуацию признали критической. Правда, мнение о слоговом письме Феского Диска утвердилось в том, что всего знаков 46. Тогда решили, что знаков слишком много для алфавитного письма, включающего, как правило, около 30 букв. Но 46 мало и для иероглифического, которому необходимо минимум 700 знаков. Поэтому решили, что следует говорить о слоговой природе глиняного диска. Учёные пришли к выводу: направление чтения рисунков — слогов справа налево, то есть от края диска к его центру.
Группы значков, ограниченные радиальными чёрточками, — это слова. Но, с какого конца не брались за расшифровку, она не продвигалась.
Смысл рисунков упрямо не поддавался учёным. Поэтому и сыпались фантастические домыслы и пессимистические предсказания. Единственная бодрая мысль принадлежала тогда советскому исследователю А. Деянову, посчитавшему, что общий прогресс средиземноморской лингвистики и археологии в конце концов поможет добиться здесь успеха...
В 1953 году к самостоятельным исследованиям Фестского диска приступил болгарский академик Владимир Георгиев, знаток этрусских и фракийских лингвистических проблем, а также многих языков древнего Эгейского мира. Он исходил из положения, что за отправную точку следует брать индоевропейский язык. Древний Крит — это перекрёсток культур.
Для дешифровки нужен огромный комплекс знаний — по археологии, истории, лингвистике, математике, морфологической статистике, комбинаторике. Простоте разгадки диска не приходится и говорить. Проникать в пласты истории древних народов всегда сложно. Тем более что существуют пессимистические прогнозы и табу корифеев, которые всегда являются серьёзным препятствием для других учёных. Например, в научном труде, вышедшем в Лондоне в 1952 году, категорично утверждалось, что ни у кого нет исходной точки зрения на языки древнего Крита.
В один из дней исследовательской работы в библиотеке академик натолкнулся на факт, который после обдумывания принял, условно говоря, за нить Ариадны.
В трудах древнегреческих историков он обнаружил краткое сообщение о том, что на Крите, задолго до прихода туда греков с континента, жил народ называвший себя термилами. Они пришли из Малой Азии, а затем переселились по каким-то причинам обратно, где образовали ликийское царство.
Вот вам и нить Ариадны, ибо учёные мир хорошо знаком с историей и религией ликийцев. Их язык стал понятен после того, как были найдены и прочитаны надписи на камнях, относящиеся к VI веку до н. э. Он предположил, что надписи сделаны на лувийском языке, близком к ликийскому.
Сейчас ликийский язык учёные относят к хетто-лувийской группе, имеющей явные индоевропейские корни. Все это и позволило болгарскому учёному выдвинуть гипотезу, согласно которой Фестский диск, вероятнее всего, содержит письмена термилов. А если это так, то появляется реальный подход к дешифровке посредством уже известной лувийской письменности.
Прежде чем приступить к конкретной работе, академик В. Георгиев разработал следующие фонетические и логические принципы своей дешифровки:
1. Всякий отдельный знак — рисунок диска должен означать СЛОГ, то есть сочетание гласных и согласных звуков, как это принято в ликийских и лувийских письменах.
2. Каждый знак должен иметь своё фонетическое значение по первому слогу лувийского слова, исходя из названия предмета, изображённого на диске (рыбы, воины, орудия труда и др.).
3. Изображения, которые подобны крито-микенским знакам линейного письма или рисункам лувийских пиктографических письмен, должны иметь одинаковое фонетическое значение.
4. Следует принять метод объяснения и толкования надписей на основе определённых закономерностей, полученных из самого текста и опыта других дешифровок.
5. Установленные фонетические значения знаков должны давать возможность читать лувииские фразы с определённым смыслом и логикой текста.
6. Фонетическое значение знака можно считать точно установленным, если оно будет отвечать, по крайней мере, трём вышеизложенным принципиальным положениям дешифровки.
Вот два примера приложения принципов В. Георгиева.
Знак ГОЛОВА СОБАКИ имеет соответствие в лувийском пиктографическом письме, где он означает слог СУ (слово «собака» по-лувийски звучит как СУ ВАН А). Значит, можно выбрать слог СУ с достаточной точностью. Фонетическое значение СУ даёт возможность читать лувийские фразы, то есть отвечает третьему принципу.
Знак ЛЕТЯЩАЯ ПТИЦА имеет соответствие в критском линейном письме, где он означает слог КХУ. В то же время слово «птица» в хетто-лувийских языках звучит как ХУВА. Следовательно, можно выбрать слог ХУ. Он даёт возможность читать лувийские фразы. Значит, в данном случае и он приемлем.
Болгарский учёный предложил, что могут встречаться личные имена и географические названия. В тексте Фетского диска имеется 13 групп знаков, которые оканчиваются двумя знаками. Например, несколько раз за знаком КРУГЛЫЙ ЩИТ следует рисунок ГОЛОВА ВОИНА В ШЛЕМЕ. Академик решил, что тут речь может идти о двуосновных личных именах, характерных для многих индоевропейских языков. Для сравнения он приводит славянские имена; Бори-слав, Влади-слав, Свято-слав.
Выбрав для расшифровки определённую группу рисунков, болгарский лингвист установил фонетическое звучание 10 слогов. Они помогли сдвинуться с места, ибо было найдено с большой достоверностью несколько собственных имён. Так, из знаков РОГ, ХВОСТ, ЛЕТЯЩАЯ ПТИЦА и других, было составлено имя ТАРХУМУВА. Удача здесь в том, что личные двухосновные имена хеттов и лувийцев довольно часто оканчивались именно на слог МУВА. Академик не мог не быть довольным таким совпадением. Как тут ни вспомнить слова Шампольона, разгадавшего дневнеегипетские иероглифы: «Вдохновение разгадки — вот настоящая жизнь». Ещё раз В. Георгиев убедился в правильности своей методики, когда нашел на диске второе имя: ЯРАМУВА. Такое имя хорошо известно учёным по хетто-лувийским надписям на известковых камнях и мраморных плитах, найденных в юго-западной части Турции. Из другой группы знаков, куда входили изображения ПЕЧАТЬ, ХВОСТ, ГОЛОВА СОБАКИ и другие, получилось имя САРМАСУ. Оно тоже известно по лувийским надписям. Всего академик прочитал 11 собственных имён. Конечно, работа длилась не один месяц и не один год. Все проверялось и перепроверялось, но постепенно складывался «словарь» письменных знаков Фестского диска. Не так давно в журнале «Балканское языкознание» вышла статья академика В. Георгиева, где даётся окончательный вариант дешифровки: Сторона А
Когда Яра готовился в поход против Лилимувы, то не успел отправиться, ибо Ярамува отстранил своего любимца и сам уничтожил Лилимуву.
Тархумува однако решил насчет Яра, чтобы тот отошел на отдых. Тархумува был в плохих отношениях с Лили-мувой. Тархумува решил, чтобы сам Яра находился на отдыхе во дворце.
Тархумува напал на Санданию, а Апупимува убежал на Самос.
Упарамува встречал всех во гневе за свой ущемленный интерес. Рунда однако прибег к силе и оттеснил его. Сармасу отступил ближе к Ярамуве.
Сторона Б
Сарма замыслил и открыто выполнил свой план — он натравливал других. Его же подстрекала Троя, но я её сторожил.
Сара, разгневанный на Эфесос, выиграл дело в свою пользу. Троя его подстрекала.
Сармасу, когда освободился, подошёл и воздействовал силой. Троя его поощрила.
После победы над Яриной он отошёл к Ялисосу, обложил тяжёлой данью, но проявил снисхождение и ушёл в Газену.
Но Яра разгневался за унижение. Яра собрал зерно, обеспечил мне счастливое пребывание и поклялся, что не станет создавать неприятности, поскольку это не в его интересах. Сандатимува.
Итак, как утверждает академик В. Георгиев, содержание пиктографического текста, нанесённого на глиняный диск, — это краткая историческая хроника или же доклад, посланный царю в Фестос. Автор текста Сандатимува. Он рассказал о важных событиях в Малой Азии, сложных взаимоотношениях между различными племенными вождями. Особое значение приобретает упоминание Трои.

Меж тем, Польский путешественник и учёный Мачей Кучиньский (Maciej Kuczynski) вынес на суд читателей свою версию разгадки знаменитого Фестского диска: как диск был найден, какая информация записана на нём, каким образом заветный диск с обращением к потомкам сохранился до наших дней. И мне представляется важным дать некоторые выдержки из его решений:

 

Итак, когда все попытки прочесть «надпись» ни к чему не привели, Мачей Кучиньский решил, что исследователи выбрали неверный путь, допустив, что имеют дело именно с текстом и силясь связать со знаками какие-либо буквы или слоги. Десятки прочтений «надписи» посредством различных древних языков дали десятки текстов «молитв» и «гимнов», один фантастичнее другого.
 
 

И предположил, что перед ним символы, известные всем культурам на всех обитаемых континентах! И стал рассматривать Фестский диск не как письмо, а как символический язык знаков, понятных мудрецам древности, независимо от того, где они жили, каким богам поклонялись и на каком языке говорили.
Итак, он предположил, что Диск — запись их знания. В центре Диска — Солнце, от солнца развёртывается спираль, на всех витках которой вьётся сама запись. Спираль во всех древних культурах являла собой жизнь. И может быть, речь пойдёт в таком случае о сути жизни. Ведь язык символов непригоден для передачи исторического, генеалогического или астрологического содержания.
 Со значениями символов он был знаком по древнемексиканским кодексам. И если речь идёт о символах, известных по артефактам найденным в древних городах, предшествовавших Мексиканцам цивилизаций, то можно будет воспользоваться символами и применить их в прочтении и понимании фестских символов.

 
Итак, спираль — знак, известный с незапамятных времён от Китая до Огненной Земли. Неизменно повторяющаяся на рельефах, рисунках, гравюрах, керамике, она есть символизирует творящую Вселенную, праначало жизни, и знак непрерывного действия  высвобожденной силы как энергии природы.
Именно в этом значении знак спирали распространён в странах Средиземноморья. Стоит, к примеру, взглянуть на орнамент с глиняного горшка, найденного при раскопках засыпанного пеплом города на Санторин. И розетка в середине росписи даёт начало спирали — почти точное повторение композиции на Диске!

 

Так вот, если в Греции и в Мексике изображение волн на воде обозначает небесный океан, божественную субстанцию как основу всех явлений Вселенной, то спираль символизирует творящее действие этой силы. Поэтому, решил Мачей Кучиньский, на Диске она охватывает всю запись об акте творения. При этом, прямые чёрточки разделяют знаки сообщения на группы. Допустив, что эти группы образуют какие-то его смысловые единицы, он назвал их истинами, пронумеровав в порядке их прочтения. Часть Истин Диска он опустил, ибо не смог объяснить с достаточной достоверностью, другие же оказались вторым или даже третьим повторением уже отображённых Истин.
Мачей Кучиньский:
Первая сторона диска
Истина 1
Первый знак есть «грудь, полная молока». По ассоциации с эгейской Богиней-Матерью, открытой грудью указующей на свою материнскую сущность, и можно читать символ как «материнство», что равнозначно «воссозданию, творению жизни».
Второй знак — «волнистые линии» — символ праокеана Неба, небесной воды, источника и непременного условия всех явлений Вселенной — от возникновения богов и сотворения Земли до появления людей. Древнейшее и, пожалуй, самое изысканное понятие об этой первичной силе сохранили народы Тихого океана, называя её «мана» и обозначая символами воды. В Древнем Египте её представляли себе как праокеан.
 
«В самом начале был Нун… безграничный, вечный, аморфный водный простор. Нун содержал в себе зародыши всех элементов, из которых предстояло возникнуть и состоять миру. Таким образом, это была как бы извечная праматерия, содержащая в себе потенциальную творческую энергию… имманентного духа, демиурга, или Великого Бога… В иконографии его изображали как мужчину… с телом, покрытым волнистыми линиями, символизирующими воду». Так пишет о праокеане — Нуне Анджей Нивиньский в своей книге «Мифы и религиозные символы Древнего Египта». Чем-то подобным по своему значению были эти линии и в Мексике (рис.;16). Нетрудно убедиться, что это понятие было известно многим народам мира. Поэтому я считаю возможным прочесть знак воды как «праэнергия Вселенной», а всю Истину 1:
 

 «Вначале была материнская/праэнергия Вселенной».
Истина 2
 Первый знак — «лодка» — тоже один из наиболее распространённых в мире символов, по смыслу связанный с понятием праокеана Неба. В мифах многих народов души усопших уплывают на лодках в мир иной, а в мифологии Юго-Восточной Азии лодки служат духам-покровителям для посещения живых. У египтян Солнце тоже плывёт по небу на лодке. Всё это позволяет мне считать «лодку» на Диске средством небесного передвижения, обеспечивающим связь между мирами. Поэтому знак «лодка» я объясняю как «переплывание», и в основном внеземного пространства.
 
Второй знак — «колонна с капителью». На минойеком Крите колонна, соединяющая Небо, Землю и подземный мир, была одним из воплощений Богини-Матери. По мифам Египта, мы знаем столп Юну и столп Джед — центр мира и место сотворения. Их явно материнское значение, похоже, говорит об оплодотворении Земли Небом и о последующем поддержании жизни — буквально ли, панепермически, или снабжением её энергией, идущей от Солнца из Космического пространства, или же, наконец, эзотерическими импульсами, посылаемыми свыше. В результате каждого из таких воздействий или всех их одновременно возникает и поддерживается жизнь на Земле.

 

Среди символов есть «колонна Неба» — полоса с «поясом», связывающая Небо и Землю. Исходя из всего сказанного выше, я интерпретирую знак как порождающую жизнь «связь Неба с Землёй», понимая под этим нематериальные импульсы, идущие от высшего, разумного начала. Третий и четвёртый знаки — «насекомое» и «животное». Таким образом, мы уже можем прочесть Истину 2, которая развивает Истины I, поэтому передаю их вместе:
   «(1) Материнская праэнергия Вселенной, (2) плывущая с Неба,/ породила на Земле насекомых и животных».
 Истина 3
 Третий знак этой Истины — «ветвь с листьями» есть, как я считаю, с мексиканского Древа Жизни или критского Священного Древа — воплощения Богини-Матери. Как и у мексиканцев, эта «ветвь» означает отдельный организм в его единении со всем миром живого, но ранимый и смертный. Тут речь, конечно, о человеке, поскольку именно на него указывают два следующих знака. Итак, запомним: «ветвь» означает «живое существо в его единении со всем миром живого».
Четвёртый знак — «женщина», пятый изображает голову взрослого мужчины с султаном или особой причёской. Я читаю его здесь как «мужчина», хотя в других Истинах он приобретает более общее значение — «человек».
 Все вместе это звучит так:
   «Материнская/связь Неба и Земли/ породила побег мира живого — человеческое существо/ в виде женщины и мужчины».   
Истина 6
 Её начинает изображение постройки с балкой, выдвинутой в обе стороны, словно раскинутые руки. Думается, здесь изображение человеческого существа, воспринимаемого как храм, в котором творятся священные процессы жизни. О таком предназначении тела говорят, например, гимны-молитвы народов Тихого океана. Таким «домом богов» почитался человек и в Древней Мексике. Поэтому я это прочёл так: «тело как дом жизни».
Второй знак напоминает наконечник стрелы. Такие стрелы выпускают боги Древней Мексики, и они несут (или пробуждают) жизнь. Интуитивно я воспринимаю это как «движение жизни» или «протекание жизненного процесса».
 Прочтем все:
   «Тело — дом, в котором/ жизнь течет/ благодаря связи с Небом,/ служа акту творения».   
Истина 7
   «Материнская/ праэнергия Вселенной/ творит всякую жизнь».
Истина 8
   «Живое существо в единении со всем миром живого поддерживает/своим существованием протекание жизни/ и служит акту творения».   
Истина 9
 Последний знак «шкура животного». Объяснение подсказал мне мексиканский бог Шипе-Тотек, или Господин Кожи, «ответственный» за внешность людей: чтобы образующая их масса клеток не возникала, например, в форме собаки или кактуса. Но в Древней Америке такие «шкуры» обыкновенно рисовали и в значении генезиса — происхождения чего-либо вообще. Форма нашего тела, имеющая такое исключительное значение для нас, для «безразличной» природы не. имеет такого особого смысла. Поэтому я объясняю знак «шкура» как «форма живого существа» или «форма жизни». Теперь можно покуситься на прочтение Истины 9, соотнеся её начало с Истиной 7: «Прилив материнской энергии/с Неба на Землю/ создал насекомое/— одну из форм жизни». 
Истина 15
 Первый знак — «рыба» — был связан в Древней Мексике с символикой рождения, праначала жизни. Поскольку в мифах как Старого, так и Нового Света «небесный океан» заселяли исключительно пернатые птицы и змеи, а рыба была связана исключительно с океаном Земли, то я читаю этот знак прямо: «рыба», подчёркивая её отстояние на эволюционном пути к сухопутным животным и человеку.
Второй знак — «расцветающий лотос». В Египте этот цветок связывали с рождением, выходом Солнца из праокеана, а еще — с ростком жизни. Здесь я выбираю первое значение: «выход из воды», поскольку символика рождений исчерпана другими знаками, а этот — дважды при эволюционном знаке «рыба».
 Третий знак — «припавшая к земле птица». Уверен, что речь тут идет о той «небесной птице», которая на распростертых крыльях принесла дар космоса — энергию жизни (см. Истина 37). Но здесь она, «припавшая к земле», символизирует ту отданную уже энергию, которая дала жизни земным существам. В общем, она «ниспосланная на Землю солнечная энергия».
Вся же Истина 15 в следующем:
   «Рыба/ вышла из воды/ и, как питаемое солнечной энергией/ существо, в единении со всем миром живого/ преобразовалась в женщину, прародительницу людей».   
Истина 16
 Первый знак — «шагающий человечек» — означает, как мне кажется, само действие: хождение, путешествие, переход. Отсюда все три знака следует читать так:
   «Наступил переход/ от рыбы/ к сухопутному животному».
Истина 17
 Второй знак чрезвычайно близок к египетскому иероглифу ахат, означающему «горизонт». Из-за горизонта всходило и за горизонт уходило Солнце, что было равнозначно погружению его в праокеан. Каждое его появление над горизонтом было для египтян как бы повторением его сотворения. Поэтому я полагаю, что здесь символ «рождение».
 Последний знак — «зуб» или «нож», а они выражают понятие «смерть».
 Истина 17 в целом такова:
   «Жизнь движется/ от рождения/ к смерти».
Истина 18
 Второй знак — с косой штриховкой, похоже, «моток пряжи». Если это действительно так, то он ассоциируется для нас с греческими мойрами, прядущими человеческую судьбу. Лахесис, с веретеном в руке, начинала прясть нить жизни; Клото, со Стилом или табличкой в руке, пряла ее дальше; Атропос, с клепсидрой, перерезала пряжку. А в скандинавской мифологии судьбой правили норны (интересно, случайно ли это созвучие с «мойры»?), которые «пряли нить судьбы героя», по выражению Станислава Пекарчйка в его «Германской мифологии». В Древней Мексике «шнуры, скрученные из двух нитей», напоминали о биогенезе человека. Знаменательно, что все эти прядения нити в чем — то подобны «записи» — нити ДНК как носителя генетической информации.
 
Чтобы показать, что моя биологическая аналогия относительно «нити судьбы» имеет под собой основание и относительно Скандинавии, привожу здесь фрагмент одного из множества схожих наскальных изображений периода бронзового века, обнаруженных в Швеции в Экенберге, под Норчепингом.
На нём слева прекрасно известная нам спираль, а также (справа внизу) фигурка человека, несущего знак удваивающейся нити, или ленты, в обрамлении, напоминающем органическую клетку. Выше — фаллическая процессия, связанная с культом урожая и плодородия. Зная все эти знаки, мы полагаем, что здесь они отображают и фаллическое посвящение, и биологическое значение того, что предшествует оплодотворению и уже есть в ядре клетки.
 Таким образом, у нас есть основание считать, что этот знак на Диске — «нить с записью судьбы». Но поскольку я до сих пор пользовался понятием «лента», то и здесь сохраню его, отказавшись при этом и от слова «судьба», чтобы не вдаваться в рассуждения о том, как его понимать. Таким образом, этот знак— «лента с «записью».
 Истина 18 такова:
   «Существо, которое в единении со всем миром живого/ и в соответствии с «записью» на лентах/ формы его тела, дома, жизни,/ порождает родственное тело, ещё один дом жизни,/ есть животное». 
 
 
Истина 19
 Второй знак — «розетка»— близок символике Солнца и цветка. В Древней Мексике одним из иероглифов, передающих понятие Солнца, было изображение цветка с четырьмя лепестками. В Японии, в африканском Бенине, и в Вавилоне Солнце тоже изображали в виде цветка (рис.;19). В Египте творчески претворялись идея лотоса с Солнцем в чашечке. На многочисленных фресках и вазах Крита мы видим вот такие солнечные розетки. Изображение на саркофаге в критской Аг. Триаде (примерно ХIV век до н.э.) явно свидетельствует о том, что Диск, хоть и не был создан на Крите, тем не менее появился в сфере воздействия того же знания. И наконец, изображение Солнца как центра развёртывающейся спирали — концепции жизни — мы видим на другой стороне самого Диска.
 
 

 
Таким образом, перед нами знак Солнца, благодаря энергии которого расцветает жизнь. Собрав воедино все об этом знаке, я читаю его:
  «Источником жизни на земле является Солнце, сосуд лучистой энергии, преобразуемой в живые организмы».
  Солнца-цветы, положившие начало спирали энергии (надгробие из Аг. Триады на Крите)
 
 И вот содержание истины 19:
   «Движущееся [по небу]/ Солнце является источником жизни, сосудом лучистой энергии/, которая, стекая [на Землю], принимает форму живых существ».
Истина 20
 Первый знак — в виде объекта обтекаемой формы, разделённого на одинаковые половинки. В последнем, считаю, ключ к его пониманию. Но необходимо учитывать двойственность символов, связанных с биогенезом. Этот знак изображает не только деление целого надвое, но и зеркальное удвоение образца Как результат деления клетки. Низу знака придана форма подножия — для того, чтобы подчеркнуть значимость и устойчивый характер этого деления клеток и двоения генетической «записи» образца. Поэтому я читаю этот знак как «явление удвоения». Тот же смысл выражает знак «дом», изображаемый два раза подряд Или повторенный знак «шкура» на другой стороне Диска.
Второй знак по своему виду явно связан с Древом Жизни, возрастанием. Его разветвление символизирует репликацию, удвоение живых структур: от лент в яйцеклетке, хромосомных палочек и самих клеток до дочерних организмов, порождаемых материнским телом. Поэтому я толкую этот знак как «рождение», «размножение».
 Третий знак — «безголовый змей». Такую декапитацию — обезглавливание я воспринимаю как указание на то, что этот змей не из тех, что держат в руках эгейские богини как символ рождения, и не древнемексиканский «пернатый змей» в клетке как знак хромосомы. Скорее всего, это «змей» из космоса: небесное тело, падающее на Землю,;— метеорит или комета, как писал о ней финикийский историк Санхуниатен: «У змея скорость, которую ничто не может превысить. Своим блеском он осветил всё».
Да и многие другие источники соседних народов, неизменно уподобляют комету или метеорит змею, а «небесного змея» — генезису. Именно такое значение я вижу в знаке «безголовой змеи», а при максимальном его обобщении: «прибытие из космоса».
 Таким образом, все можно прочесть так:
   «Явлением удвоения/ и размножения/ прибывшие из космоса/ создает человека».
Истина 21
   «Существо в единении со всем миром живого,/ благодаря явлению удвоения/ строящее свое тело, дом жизни,/ служит акту творения».
 
Истина 24
 Последний знак — в виде палочки, исходящей из маленького кружка. Подобные знаки встречаются повсюду в Мезоамерике. Их повторяет и египетский символ. Я считаю, что эта удваивающаяся палочка, или лента, есть одна из форм хромосомы из клетки, схематично показанной в виде кружка. Контур палочки обозначен точками: это зерна материи (в этом мы убедимся по Истине 26). Последнее указывает на то, что палочка есть нечто материальное, а её действие имеет целью созидание земного тела.
Следует заметить, что соотнесение здесь третьего и четвёртого знаков в значении «переходящая из клетки в клетку палочка» — имеет аналог в мексиканском символе из кодекса Виндобоненси: там хромосомная палочка нарисована с «шагающими ногами». Чтобы не было сомнения относительно того, что эта палочка из клетки, она и показана при знаке клетки.
 Все в целом читается так:
   «Рыба/ вышла из воды/ благодаря переходящим/ из клетки в клетку палочкам».
Тут объяснение эволюционной роли хромосом. Видовые изменения шли одновременно с мутациями в генетической «записи».
Истина 25
 Первый знак — «треугольник» — я объясняю, исходя из знания кагунов, меланезийских Стражей Тайны. По их учению, такой знак указывает на тройственную природу человека. Физическое тело его, отображённое точками, зёрнами материи, связано с тремя духами — силами: низшим духом — силой подсознания, средним духом сознания и высшим духом надсознания.
У каждого духа своё эфирное тело, а все вместе они обеспечивают физическое и духовное существование человека. Необходимо ещё добавить, что первых два духа пребывают в физическом теле, а высший дух», опекающий их,— вне его.
 Этот знак — впервые в сообщении — говорит не только о биологической, но и духовной сущности человека. Поэтому я и читаю его так: «физическое тело, связанное с тремя духами». Последний знак— «зуб» или «нож», выражает понятие «смерть».
 Истина 25 в следующем:
 

«Физическое тело, связанное с тремя духами/ и живущее/ благодаря связи с Небом,/ смертно».
Истина 26
Первый знак— «круг с точками» (точки те же, что и на «треугольнике» предыдущей истины), читаю так: «невидимые зерна материи», это аналог атомов. В Древней Мексике идентичным знаком передавали мёртвую материю, идущую в качестве «кирпичиков» на созидание живых организмов. В египетской иконографии такие точки — как на изображениях Неба, так и возвышенностей на Земле. А как их следует понимать — подсказывает обрамление известного из Кносса на Крите изображения акробатов, скачущих через быков. Оно выполнено в виде овальных щитков, покрытых попеременно точками и волнистыми линиями. Это — «песок» и «вода», а в целом — праокеан в двух его аспектах: материи и энергии.
Все читаем так:
   «Невидимые зерна материи/ в соответствии с «записью» на лентах/создают тело, дом жизни, / — рыбу».
Истина 27
 Здесь третий знак, похожий на перевёрнутую литеру «Y», символизирует способность к саморепликации, что, как нам известно, является первейшим проявлением жизни: саморазмножение молекулы ДНК при помощи репликативных вилочек. Эту удваивающуюся ленту издревле связывали с клеткой и рождением.
 
 В эгейской культуре «удваивающаяся лента» была очень распространённым символом. Например, в греческом Пилосе, одном из микенских городов, месте пребывания легендарного Нестора, обнаружен царский дворец, мегарон которого украшен богатой полихромией и её элементы имеют явно биологический смысл: спирали, солнечные розетки, круги клеток, раздваивающиеся ленты вилок. Эти «вилочки» образуют на потолочных балках целые вереницы и, кажется, изображают потоки хромосом в их непрекращающемся во времени действии. А действие это — в непрестанном умножении клеток и переходе их генов из поколения в поколение. Каждая лента превращается в две, каждая дочерняя клетка вновь удваивается.
Значит, символ читается так: «удвоение ленты», а вся Истина 27:
   «Форма, которую принимает живое существо,/ передана ему/ путём удвоения ленты».
Истина 28
 Очевидно, что первый знак — «ребёнок». Третий — изображение тянущегося вверх стебля — в контексте других растительных знаков и знаков этого ряда выражает «возрастание», «рост». Таким образом, Истина 28 такова:
   «Ребёнок/ благодаря связи с Небом/ растёт,/ чтобы стать зрелым человеком».
Формула «связь с Небом» напоминает о том, что развитие организма процесс не сугубо материальный.
Истина 29
   «Существо в единении со всем живым миром является/ материнской/ праэнергией Вселенной, которая и приняла форму живого существа».
Истина 30
   «Акт творения/ делением клеток/ и удвоением лент/ из невидимых зёрен материи/создаёт человека».
  На этом заканчивается «запись» на первой стороне диска. Теперь обратимся ко второй его стороне, сохранив порядок нумерации Истин.
ВТОРАЯ СТОРОНА ДИСКА
Истина 31
 Второй знак — это делящаяся клетка! Пусть никого не смущает изображение головы; вовсе не клетка на щеке какого-то выбритого на африканский манер жреца, а совсем иное: клетке придан абрис человеческой головы. В Древней Мексике деление «драгоценного камня» — знак возникновения тела, а изображение двух жемчужин или двух улиток — указание на деление, размножение, и плодовитость.
 А вот нечто с континента поближе. В Ираке (в древности — Месопотамия), в местности, называемой Телль-Браком, найдено поразительное собрание фигурок, относящихся примерно к третьему тысячелетию до н.э. Неверно объясняя необычный вид этих фигурок, обнаруживший их профессор Маллован назвал руины Храмом Глаза богини плодовитости.
 
 Да при чем тут глаза, коли речь о плодовитости! Я убеждён, что это изображение не глаз, а делящихся клеток: двух и четырёх. Такие изображения есть и на Диске (см. Истина 37): клетка с перетянутой оболочкой в момент деления — знак плодовитости. А вот то, что эти клетки действительно напоминают глаза и помещены на постаменты, придаёт им антропоморфный вид.
 Возвращаясь к знаку, надо сказать, что «бритая голова» ещё не существует! Она станет ею в результате делений яйцеклетки и дочерних клеток. Вероятно поэтому она ещё без волос или султана. Она — «замысел» человека, его генотип, «записанный» в яйцеклетке. Поэтому я читаю этот знак так: «Яйцеклетка, наделённая способностью к делению, является зачатком человека». Третий знак— «перо». Символ, близкий знаку «птица в полете», использованному один раз (Истина 37), и знаку «птица, приникшая к Земле» (Истина 15). Первый отображает Солнце, сосуд космической энергии, творящей земную жизнь, второй — энергию, отданную организмам Земли. Ну а знак «перо» скорее всего означает малую толику этой энергии, пошедшую на единичный организм. Поэтому это «перо» я читаю так: «Человек есть воплощённая в тело частица солнечной энергии».
Вот Истина 31:
   «Солнце, источник жизни, средоточие лучистой энергии, питает/ делящуюся яйцеклетку, создающую человека,/— материализованную частицу солнечной энергии».
Истина 32
 Оба знака я пояснял в истине 24, сказав, что помещённые рядом, они передают свойство хромосомы переходить из клетки в клетку и из поколения в поколение, передавая наследственный геном. Поэтому Истину 32 я читаю как продолжение истины 31:
   «[Этому служит] переходящая [из клетки в клетку] палочка».
Истина 33
 Объяснить первый геометрический знак не представляет трудности. Тут условное изображение фрагмента Древа Жизни — понятия универсального для многих эпох и народов. Древо — как бы целостный организм всего живущего на Земле, а упрощая — её биомасса. В Древней Мексике (рис.;25 а) стилизованное изображение таких Древ соответствовало цели: показать разрастание его путём раздвоения и как каждое материнское существо «удваивается», порождая подобное себе создание.
Но как отражён этот биологический принцип на Диске? Достаточно увидеть сначала знак так, чтобы он походил на литеру «Н». Тогда в центре его окажется один, исходный «ствол». Он расходится на две горизонтальные ветви — вправо и влево. Каждая из них, в свою очередь, реплицируется, порождая новые побеги — ветви, бегущие уже вертикально вверх и вниз, а те порождают ещё по два горизонтально идущих отростка и т.д. И вот от одного «ствола» выходит восемь «дочерних», «внучатых», а далее уже бесконечное множество побегов.
И этот знак я читаю: «Древо Жизни, являющее собой все живые существа, растёт путём удвоения своих побегов». А Истина 33 — в следующем:
   «Древо жизни, являя все живое,/ растет,/ и порождает существо в его единении со всем живым миром,/ в форме по образу формы материнского существа,/ из невидимых зёрен материи,/ и это — человек».
Истина 35
 Второй знак, напоминающий букву «Н», есть только на этой стороне Диска, а вот знака «У» здесь нет. Это дает основание предположить, что по каким-то причинам была заменена печатка, но не сам символ «удвоение ленты», передающий репликацию ленты ДНК в виде «вилочки» — удвоение, которое относится к основным проявлениям жизни.
Читаем:
   «Существо в единении со всем живым миром/ растет благодаря удвоению ленты/ и связи жизни с Небом».
 
Истина 36
   «Перемещающаяся/ из клетки в клетку палочка/ из невидимых зерен материи/ создаёт человека».
  Третий знак — «летящий орёл». В величавом полете возникал в голубом небе мексиканский Орёл. В Древней Мексике он отождествлялся с Солнцем и был покровителем клетки и двойной гелисы, питая их жизненной энергией.
 И вот рядом на Диске знак делящейся яйцеклетки, соединённый с «орлом». Смысл этой подробности невозможно переоценить! Ведь мы знаем, что птичье яйцо не делится! Делятся клетки в яйце, невидимые глазу и образующие узел зародыша. Если создатель диска нарисовал перехваченное в серёдке яйцо, то воспроизводил он, скорее всего, яйцеклетку в том виде, в каком её можно увидеть под микроскопом. Откуда у него это изображение — другой вопрос. Поэтому чёрточку, соединяющую тело «орла» с «яйцом», следует понимать как энергетическую связь, а ещё — как указание на возникновение этого яйца за пределами Земли, как о том говорят мифы. О космическом генезисе обычно свидетельствует присутствие змея. И вот перед нами — слева от птицы— символизирующий падение с неба безголовый «змей»!
 
В Древнем Египте такие рисунки были широко распространены. Вот Небесный Сокол, из обращённой вниз, к Земле, головы которого стекает жизненная энергия в виде лучей Солнца, стилизованных под иероглиф анкх — «жизнь». Ей предназначено оживить мёртвого Осириса.
Особого внимания заслуживает картинка, которая корни этого знания уводит в глубь времени — на добрые одиннадцать тысяч лет до нашей эры! Это палеолитический рисунок в пещере Ласко во Франции (рис.;27 а). На нем птица, соединённая линией с палочкой, которая может быть изображением хромосомы. К тому же периоду относятся рисунки с итальянских Альп: головы птиц соединены со знаком клетки.

 
У этих рисунков есть аналог — в перуанском изображении орла, соединённого с ягуаром, символизирующим земные организмы. От времени греческого неолита до нас дошла удивительная фигурка, обнаруженная в городке Элефсины, что около Афин. Это один из многих вариантов «священной колонны» — жизнетворной связи Неба и Земли. Перед нами голова Орла-Солнца на Небе, от которой колоннообразная шея нисходит к Земле, чтобы преобразовать здесь свою энергию в человека.
Известен ещё один близкий по смыслу палеолитический рисунок: змея с перьями. Это — аналог мексиканского Пернатого Змея (Кецалькоатль), выражающий ту же концепцию связи между земной «пернатой лентой» в клетке организма и небесной Птицей-Солнцем.
 Думаю, что мы уже достаточно все выяснили, чтобы прочесть знак:
  «Яйцеклетка, питаемая солнечной энергией, способная к делению».
  Поскольку первый из знаков несёт на себе точки-зерна материи, заставляет нас отвергнуть эзотерическое, читаем это место Диска так:
  «Созданная из невидимых зёрен материи/и прибывшая из космоса/яйцеклетка, питаемая солнечной энергией, способна к делению».
  Вот таким утверждением Диск сообщает о внеземном происхождении жизни. Эта гипотеза в наше время имеет сторонников среди наиболее крупных учёных. Я вернусь к ней ниже.
Истина 39
   «Внешняя форма существа прикрывает/движение в нем жизни,/ питаемое солнечной энергией,/ и придаёт/ форму, подобную себе,/ созидаемому из невидимых зёрен материи человеку».
Истина 40
   «Прибывшая из космоса/ яйцеклетка, питаемая солнечной энергией и способная к делению,/ из невидимых зёрен материи/ создала человека».
Истина 42
   «Жизнь продолжается/ благодаря связи с Небом, откуда/ частица энергии/ нисходит на Землю, чтобы/ принять форму живого существа/— человека».
Истина 44
   «Связь Неба с Землёй/ создала рыбу».
Истина 50
   «Солнце, источник жизни,/ посылает на Землю/ свою энергию, которая/ совместно с невидимыми зёрнами материи/ создаёт человека».   
Истина 51
 Третий знак — «палочки-близнецы» — есть то, чего как раз недоставало, чтобы сообщение на Диске сопоставить с биологическим знанием Древней Мексики. Итак, он здесь есть, и думаю, что и здесь речь о палочке из клетки организма. Палочка создала свою копию, чтобы перенести содержащуюся в ней генетическую «запись» в дочернюю клетку. Вот так это показано и на одном этрусском кратере III века до новой эры: в виде орнамента, построенного на чередовании знака двоящейся палочки и знака клетки. А на золотой пластине с Крита я видел другой вид палочек-хромосом — лентами, — который они приобретают в момент между делениями клеток. Здесь они в виде двух одинаковых змеек (как и в Мексике), в орнаментальном окружении знаков клетки.
Поскольку наш знак в этой им следующей Истине при двойственных структурах, я считаю, что прочтение его будет правильным, если я о нем скажу: «удваивающаяся палочка». Понимать это надо в биологическом значении, как в Истине 12, отмечая роль бивалентной хромосомы. Итак:
   «Созданию жизни/ служит деление [клеток],/удвоение палочек/ и их перемещение [из клетки в клетку]».
Истина 52
   «Существо, растущее/ в единении со всем живым миром, благодаря удвоению ленты/ и удвоению палочек,/ созидаемое из невидимых зёрен материи,/ есть человек».
Истина 53
   «Существо в единении со всем живым миром/ зародилось от прибывшей из космоса/яйцеклетки, способной к делению, благодаря питанию солнечной энергией».
Истина 56
   «Невидимые зерна материи/ и материнская/ праэнергия Вселенной/ создают формы живых существ».
Истина 57
 Третий знак — в виде человечка со связанными за спиной руками. Думаю, что таким образом выражено понятие «связь» или «связывание». Попытаемся прочесть все:
 «Рыба/ благодаря процессам деления [клеток]/ и связывания/ невидимых зерен материи/ преобразуется в человека».
Истина 58
 Считаю, что её следует читать в смысловой связи с предыдущей Истиной так:
   «[От морских существ происходят также] насекомое/и другие животные».
Истина 59
   «Материнская/ праэнергия Вселенной/ создала животное».
Истина 60
   «Невидимые зерна материи/ и деление [клеток] созидают дом жизни — тело».
Истина 61
   «Жизнь продолжается/ благодаря переходящим/ из клетки в клетку палочкам,/ созидающим из невидимых зерен материи/ человека».
  На этом кончается запись на Диске из Феста. Теперь посмотрим, как звучат прочитанные его фрагменты на современном языке.

СОДЕРЖАНИЕ ФЕСТСКОГО ДИСКА, ВЫРАЖЕННОЕ СОВРЕМЕННЫМИ ТЕРМИНАМИ
Сторона I
 Начало всему живому положила материнская праэнергия Вселенной.
Это она породила на земле насекомых и других животных,
а также выросшее из общего для всего живого Древа Жизни человеческое существо, рождающееся как женщина или мужчина…
Она присутствует в каждом живом организме на Земле, который является её домом.
Материнская праэнергия Вселенной породила всякую жизнь.
Акту её творения служит каждое живое существо.
Это она, переходя в материальное состояние, приняла форму насекомого…
Рыба вышла из воды и, как материализовавшаяся частица солнечной энергии, эволюционировала в существо, принадлежащее Древу Жизни,— в женщину, родительницу людей.
Подобный эволюционный переход произошёл также от рыбы к сухопутным животным.
Земная жизнь созданных таким образом животных ограничена рождением и смертью организма.
Каждое животное, хоть оно и является частью общего для всех Древа Жизни, имеет свой обособленный организм — дом жизни, построенный благодаря генетической информации, «записанной» на нитях ДНК по образцу родительского организма.
Перемещающееся по небосклону Солнце является источником энергии, которая, нисходя на Землю, приобретает форму жизни.
Созидающие человека процессы деления и размножения клеток имеют внеземное происхождение.
Каждое существо, выросшее из Древа Жизни и созидающее делением клеток свой организм, дом жизни, исполняет тем самым в отношении развития жизни материнскую роль…
Рыба своим эволюционным выходом на сушу также обязана хромосомам.
Физическое тело человека, связанное с тремя духовными силами — подсознания, сознания и надсознания, «живёт и умирает в результате действия материального фактора.
Организм, в том числе и рыба, дом жизни, возникает из материальных субстанций и информации, «записанной» на нитях ДНК.
Форма, которую приобретает живое существо, передаётся ему посредством репликации нити ДНК.
Ребёнок превращается во взрослого человека при участии нематериального фактора.
Каждое существо, вырастающее из Древа Жизни организмов Земли, есть не что иное, как материнская праэнергия Вселенной, принявшая форму этого существа.
Ею является также и человек, рождающийся путём деления клеток, репликации нитей ДНК и материи.
Сторона II
Солнце поставляет энергию делящейся яйцеклетке, создающей человека, в связи с чем он становится овеществлённой частицей Солнца.
Важную роль в этих делениях играют хромосомы, переходящие в дочерние клетки.
Человек есть материальное существо, выросшее из Древа Жизни, принимающее форму по образу формы родителей…
Возникновение живого существа происходит при участии репликации ДНК, благодаря нематериальному фактору,
Однако человек есть материальное творение, созданное переходящими в дочерние клетки хромосомами.
Материальное начало земной жизни положила принесённая из космоса клетка, оживлённая Солнцем, размножившаяся путём деления…
Человек есть одна из форм жизни, частица Солнца и порождает форму, подобную себе.
А его генезис как материального существа обусловлен клеткой, принесённой из космоса, размножившейся делением…
Процесс жизни, поддерживаемый нематериальным фактором, приводит к тому, что энергия Солнца, нисходящая на Землю, преобразуется в человека… (44) Рыба также возникла в результате воздействия нематериального фактора…
Солнечная энергия воплощается на Земле в форме человека.
Материнскую роль играют в этом процессе явления деления клеток, репликации хромосом и их перемещения в дочерние клетки.
Поэтому и человек, как материальное существо, вырастает из Древа Организмов земли благодаря репликации нити ДНК и удвоению хромосом.
Каждое существо, вырастающее из Древа Организмов Земли, имеет своим истоком клетку, некогда прибывшую из космоса, питаемую Солнцем и размножающуюся делением…
Материя и материнская праэнергия Вселенной, приобретают форму живых существ.
Рыба эволюционировала в человека через великий ряд делений клеток, требующих связывания материи.
От моря происходят также насекомые и позвоночные животные.
Но тем, что изначально создавало животных, является материнская праэнергия Вселенной.
Материя и деление клеток создали организм — Дом Жизни, Дом Клеток с их переходящими из особи в особь и создавшими человека хромосомами.
 
Подобным образом Мачей Кучиньский, этот замечательный учёный, расшифровал Фестский Диск, являющийся тайной седой древности. Бедржих Грозный, чешский востоковед, расшифровавший хеттские письмена, назвал диск самой жгучей загадкой критского мира, которая сломает голову не одному поколению специалистов.
Слова пророческие. Сто одну попытку предприняли учёные разных стран, дабы расшифровать знаки Фестского диска. Однозначно, есть что-то особое в этом диске из глины, странное и таинственное, что привлекает историков, лингвистов, профессиональных доморощенных дешифровщиков. Какая-то древняя ритмичная мелодия звучит с поверхности Фестского диска. То ли военный марш, то ли гимн дневному светилу, составленный жрецом — солнцепоклонником. А может быть, это — телеграмма о гибели Атлантиды или восторженная реляция о завоевании богатого острова?