Франс Халс. Игрок роммельпот

Алина Алексеева-Маркезин
    ПЯТНАДЦАТЬ ВЕРСИЙ ИГРОКА РОММЕЛЬПОТА ХАЛСА.

Франс Халс. Игрок роммельпот.1618 г. Художественный музей Кимбелла
Пятнадцать версий этой картины были задокументированы Hofstede de Groot в 1910 году.

    Это одна из первых картин, убедительно изображающих живые и радостные детские эмоции, переданные здесь характерными живыми мазками Халса.

          Эта композиция была одним из самых популярных сюжетов художника, поэтому сохранилось в множестве версий и вариантов. Лучшее из них - картина Кимбелла, работа с многочисленными исправлениями, которая, по-видимому, послужила прототипом для остальных.

           Улыбающийся мужчина, играющий в горшок-роммель, на этой картине Франса Хальса собрал вокруг себя веселую аудиторию детей, предлагающих ему монеты. Детям нравятся ужасающие звуки, издаваемые этим скромным инструментом, который сделан из свиного пузыря, натянутого на глиняный кувшин, наполовину наполненный водой. Трость привязана к небольшому карману в середине мочевого пузыря и перемещается вверх и вниз, чтобы издавать грохочущий звук. Горшки-роммели, на которых играли обедневшие уличные музыканты, были особенно связаны с предпостным празднованием Масленицы, на что здесь указывает дурацкий лисий хвост, который носил мужчина
«Роммельпот-игрок.
         
        Игрок находится в центре ,он смотрит на зрителя и от души смеется. Он в темной одежде и широкополой фетровой шляпе. На его левом плече подвешен роммельпот.

       Его окружают шесть смеющихся детей . Самый большой мальчик, стоящий позади него справа, радостно хлопает в ладоши. Остальные пятеро детей находятся слева. Четверо из них расположены так, что их головы образуют диагональную линию вниз влево. Второй мальчик сверху в шляпе с напуском.

          Пятый ребенок, девочка, стоит слева за этим мальчиком. На заднем плане крестьяне заглядывают в дверь. Мужчина водит по пузырю кончиком сухой камышинки, издающей при этом отвратительный скрежещущий звук.

         Эта забава очень нравится детям, они прямо-таки визжат от восторга. На заднем плане внимательный зритель видит выглядывающую из двери старуху. На лице ее — то ли улыбка, то ли отчаянная гримаса.

        В одном из вариантов крайняя слева девушка смотрит на зрителя, а не на игрока В другом варианте девушку заменяет мальчик, который смотрит на игрока ,в то время как второй ребенок снизу, маленькая девочка, смотрит на зрителя.

            Есть несколько копий, которые в лучшем случае относятся ко времени Франса Халса, а некоторые, возможно, сделаны в его студии. Поскольку на нескольких копиях фигурки были в натуральную величину, следует сделать вывод, что оригинал также был в натуральную величину.