Человек, которого не убили на войне

Михаил Фиреон
Человек, которого не убили на войне.
Рассказ, одна из самостоятельных историй из "Гирты".

***

Один человек вернулся в Гирту с войны. До похода, куда он записался наемником, он был егерем, но за годы лишений и тягот, благодаря своей врожденной хитрости, изворотливости и жестокости приобрел немало богатств и дослужился до звания старшины. Многие же из тех, с кем он уходил из родного города, вернулись ни с чем или вообще не вернулись в свои дома. Бывший же егерь, от рождения злой, завистливый и вероломный человек, а теперь богатый и уважаемый гражданин, благодаря связям и нечестивым деяниям преумножил свое богатство, завел влиятельных друзей и открыл свое дело. Показывая знакомым свою новую квартиру, он постоянно хвастался тем, как ловко он расправлялся с врагами и скольких он убил. Как, благодаря своему охотничьему умению он обходил засады, как нападал и убивал, как первым хватал и прятал награбленное и как стремительно убегал, если его преследовали. Еще больше преумножив свои деньги, он купил себе дворянский титул и дом и женился на красивой женщине. Ослепнув в своем тщеславии, споря с монахами, священниками и рыцарями, что укоряли его, он всегда говорил так – «А что мне ваш Бог? Зачем Он мне? Я не слабак, и не трус как вы, чтобы у него просить. Мне Он не нужен. Я сам добился своего. Я вернулся живым с войны и обрел там богатство. Я не растратил его, не пропил и не прогулял, как другие. Все что я имею, только моя заслуга, смотрите на меня, какой я умелый и удачливый человек!». Так говорил он в салонах и кабаках, надменно поучая молодых, отравляя их души стремлением к неправедному богатству и вероломству, развращая и соблазняя их.
Богу же надоели его грубые и заносчивые слова, и случилось так, что этот человек упал с лошади на каменную мостовую и, сломав себе спину, слег в страданиях и больше не мог ходить. Знакомые его, видя его ослабевшим, больным калекой, вскоре перестали приходить к нему. Управляющие, зная, что он больше не сможет прийти и причинить им вред, начали красть, чем принесли его предприятию серьезный убыток. Банк пересчитал его займы и повысил ему выплаты, а партнеры сговорились за его спиной, решили разорить его и отобрать его имение. Ушла и его красивая жена. Как и все женщины того сорта, что готовы терпеть любого жестокого деспота только до тех пор, пока он богат и благоволит им, нашла себе другого, здорового, сильного и влиятельного мужчину.
Так его дело пришло в упадок. И не прошло и пары лет, как бывшему егерю с дворянским титулом пришлось продать вначале дом, потом, когда начал пить и играть, и квартиру, в которую он переехал, а за ней и последнюю комнату, и свои лук и меч. Оставшись же без средств к существованию, он поселиться в конуре под лестницей в доходном доме и каждый день был вынужден ползти без всякой помощи за милостыней к ближайшей церкви.
С тех пор прошли годы. А этот злобный и нечестивый человек, что так хвастался тем, что его не убили на войне, уже лохматым, вечно пьяным, немытым и вонючим стариком, все также шаркает своими деревянными салазками по мостовой. И в холодный ливень и в стужу и в жару и в снег, сидит на паперти, протягивает руку, просит на кусок хлеба и стакан горького, дешевого вина. И год за годом, прося у прохожих смилостивиться над ним и бросить ему пару мелких монет, изредка поднимая взгляд на купола и кресты над головой, сжимая от досады зубы, стонет в бессильной, уже не способной ничего исправить или изменить ненависти. «Ты! Бог! Ты злобный и недостойный! Почему Ты так поступил со мной? За что? Почему Ты так жесток и несправедлив?»

Доктор Эф