Торпедоносцы Люфтваффе над Черным морем. Часть 8

Олег Каминский
Предыдущая страница http://proza.ru/2021/09/23/474

В январе 1942 года произошло перебазирование 6-го отряда 26-й бомбардировочной эскадры из Румынии в Крым. Сначала, 27 января он прибыл на аэродром Фрайдорф. Однако, как отмечают сами немцы, состояние этого аэродрома было просто отвратительным. Поэтому 31 января самолёты отряда перелетели на аэродром Саки, который стал основной базой для торпедоносной авиации. 

21 февраля в течение дня пять торпедоносцев 6./KG.26 вылетали на поиск советских кораблей, но из-за неблагоприятных метеоусловий все они вынуждены были прерывать выполнение задания и возвращаться на аэродром.

На следующий день отряд понёс первую потерю в этом году: при налёте русских лётчиков на аэродром был повреждён на 35% He 111H-6 W.Nr. 4117 и ранен обер-ефрейтор Гейнц Лале. Советские документы сообщают, что налёт совершили самолёты ВВС Черноморского флота — шесть Пе-2 из 40-го бомбардировочного авиационного полка, которых прикрывали шесть Як-1 из 8-го истребительного авиационного полка.

Вскоре, 25 февраля в советских документах были снова отмечены действия немецких торпедоносцев. В этот день три Хе-111 в районе Севастополя атаковали конвой в составе танкера «Москва» (6.086 брт), ведшего на буксире транспорт «Георгий Димитров» (2.484 брт). Суда шли из Новороссийска в Севастополь. Прикрытие конвоя состояло из тральщиков «Щит» и № 27. В 19 часов 15 минут торпедоносцы сбросили 4 торпеды, но все они прошли мимо.

Если Черноморский флот не понёс потерь в тот день от действий торпедоносцев, то 6-й отряд потерял He 111Н-6 W.Nr. 4234 (1Н+НР), который не вернулся из полета в район Севастополя. Пропали без вести обер-ефрейтор Рудольф Шедл, обер-фенрих Герхард Тиманн, обер-ефрейтор Август Шеффер, обер-ефрейтор Рудольф Вилльманн и авиатор Фриц Грюнвальд.

По некоторым данным, причиной невозвращения этого «Хейнкеля» был старший лётчик-инспектор ВВС Черноморского флота подполковник Наумов Н.А., который на истребителе Як-1 в ночь с 24 на 25 февраля сбил над Севастополем немецкий двухмоторный самолёт.

Примерно в это время командование Люфтваффе приняло решение о переброске из Греции в Крым 4-го и 5-го отрядов 26-й бомбардировочной эскадры. Командиром 4-го отряда был опытный лётчик, награждённый Германским золотым крестом, обер-лейтенант Эрнст Халлер. А 5-м отрядом командовал уже знакомый нам Эберхард Штюве, который к тому времени стал уже капитаном. Точная дата прибытия этих отрядов в Крым не известна, но произошло это в марте. Кстати, в один из дней марта произошла и смена командира 4-го отряда – им стал наш старый знакомый капитан Герт Шэфер. 

Продолжу, однако, хронику действий немецких торпедоносцев. По некоторым данным, в марте месяце в среднем за сутки на задание вылетала пара Хе-111. Основными районами их действий был Кавказ и керченские порты.   

1 марта одиночный торпедоносец сбросил две торпеды на транспорт «Курск» (6.250 брт), идущий из Камыш-Буруна в Новороссийск. На борту корабля находились 1.100 раненых красноармейцев. Страшно представить, что могло бы произойти, если бы торпеды попали в корабль. Однако, по данным немецких летчиков, упав в воду, торпеды преждевременно вышли из строя.

Следующей ночью кто-то из немецких лётчиков добился успеха, торпедировав грузовой пароход «Фабрициус» (2.434 брт), шедший без охранения из Новороссийска в Камыш-Бурун. На борту транспорта было 700 человек маршевого пополнения, шесть минометов, 1.200 тонн фуража, 20 лошадей и 12 повозок.

В 1 час 45 минут, находясь между Новороссийском и Анапой, «Фабрициус» был атакован с дистанции 300–500 метров торпедоносцем Хе-111. Уклониться от торпеды не удалось, и она попала в правый борт. При взрыве торпеды погибло около 10 человек.

Однако судно не затонуло, поскольку груз сена и пустых бочек держал его на плаву. Тогда капитан решил посадить судно на мель и вызвал по рации буксиры. На помощь подошел транспорт «Василий Чапаев». Через два часа «Фабрициус» удалось посадить на мель в 150 метрах от мыса Малый Утриш. Бойцов снять с судна удалось, а что произошло с остальным грузом – можно лишь догадываться.

3 марта в 19 часов по сидящему на мели «Фабрициусу» вражеский торпедоносец зачем-то сбросил две торпеды. Вероятно, лётчик думал, что корабль движется, поэтому выпустил торпеды с упреждением и, разумеется, промахнулся.

Вообще-то повреждённый корабль можно было снять с мели и отремонтировать, но, к несчастью, 16 мая 1943 года советская подводная лодка М-111 (капитан-лейтенант Иосселиани Я.К.) всадила в корпус транспорта две торпеды, окончательно уничтожив его. Ошибка произошла по вине операторов штаба бригады подводных лодок — на карте обстановки, выданной командиру подлодки на боевой поход транспорт... не был обозначен!

Продолжение следует...