Попутчица

Наталья Скорнякова
Поезд — это такой вид транспорта, где люди раскрывают душу. В поезде предельно откровенный разговор начинается через минуту после начала разговора.

В вагон зашла немолодая женщина, волосы спрятаны под косынкой, с тяжелой сумкой. На вид лет шестидесяти. Она не выглядела полной, но ее фигура говорила о том, что в спортзал она не ходит. Пышечка с хорошими рельефными линиями. Типичной цыганской внешности. Несмотря на возраст, лицо сохранило следы былой красоты, во взгляде ощущалась приветливость и доброта.
 
-Нина, представилась она мне.
 
-Роман, ответил я ей.

-Вы до какой станции едете?
 
Узнав, что нам ехать долго, трое суток, она даже, как мне показалось, обрадовалась.

На верхней полке лежал молодой мужчина. Провожающие с трудом его водрузили на полку, сказывалось выпитое при проводах. Он мирно посапывал.

Плацкартный вагон постепенно наполнялся пассажирами.

Я гостил у сестер и сейчас ехал к дочери. Жена покинула меня. «Ушла в другое измерение», сделав меня при детях, родственниках таким одиноким. После похорон дом продал, трудно было находится в нем, все напоминало о жене. Прожили мы с ней пятьдесят лет, золотой юбилей отметили символично, так как жена болела. Онкология никого не щадит. Деньги от продажи дома поделил между детьми, и сейчас нигде подолгу не могу находиться. Сестры уговаривали остаться у них, но меня влечет куда-то.

Когда находишься в дороге, невольно начинаешь перебирать всю свою жизнь в мыслях.

Нина быстро освоилась на нижней полке, достала продукты, накрыла «поляну».

-Рома, давайте отметим наше знакомство и начало нашего путешествия.

Почувствовал, что возражать ей не стоит.

Она мне задавала вопросы, я отвечал. Вообще-то я не очень разговорчив и смел с женщинами. Она сразу это поняла, и мне говорить не пришлось. Я в основном слушал, иногда поддакивая, иногда качая головой в знак согласия.

Голос у неё особенный. Звуки выходили изнутри, совершенно не так как у всех.
 
-Я-цыганка. Давай перейдем на «ты», мне так удобнее общаться. Не бойся, гадать, действовать гипнозом я не буду. Я вижу у тебя доброе лицо, ты мне напоминаешь моего брата, вот и будь им на эти дни поездки. Я вдова, муж умер давно. Дети подросли, отпочковались, живут рядом, но отдельно. У них своя жизнь.

-Еду я на похороны тети, она была мне как мать. Ей поставляли с Греции шубы, я их реализовывала. Здоровье у меня есть, достаток нажит, а вот чего-то не хватает. Сколько той жизни осталось. С собой ничего не возьмешь, все достанется детям и внукам.

Удивительно, но люди могут составить друг другу приятную компанию
в пути, следуя при этом каждый своей дорогой.

Грохот нарушил идиллию нашего с Ниной общения. Упал со второй полки сосед, который видно не рассчитал ширину полки, а может просто не понимал, где и зачем он находится.

Он с удивлением смотрел на всех пьяными глазами. Помощников поднять его и водрузить на полку он грубо отталкивал. И тут к нему подошла Нина. Присела на корточки, ласково заворковала - Сынок, успокойся. Тебя никто не обидит. Давай помогу тебе подняться и полежи на моей нижней полке, отдохни, выпей чаю и все будет хорошо.

Сосед молча выполнил все ее просьбы. Через некоторое время он сходил в туалет. Пришел умытым и молчаливо самостоятельно улегся на своей верхней полке.

Ближе к ночи я вышел подышать воздухом на одной из остановок. Вернувшись в вагон, посмотрел на свою полку. Она была застелена и постель для меня уже готова – моё постельное бельё лежало на полке до прихода попутчицы.

- Спасибо! – Поблагодарил Нину, - не следовало тебе, Нина, стелить мне постель.

- Ну, что ты, какая мелочь. Это лёгкое женское дело. Можешь укладываться спать. – Спокойно ответила она.

За окном по мере нашего пути картина менялась. Кедры, сосны постепенно сменились лиственными деревьями, среди которых выделялись стройные березки.
Даже то, что во время пути за окном картинка могла не меняться часами, создавало нужное состояние, переворачивающее что-то внутри меня.

Увидели мы и самые яркие природные памятники — Уссурийскую тайгу, могучий Енисей, Уральские горы и реку Чусовую под Екатеринбургом, остров Свияжск под Казанью. Города и стоянки сменяли друг друга. Какая необъятная наша страна. Менялся и часовой пояс.

Нина много рассказала мне о жизни оседлых цыган, ей хотелось высказаться. В моем лице она нашла терпеливого слушателя.

- В нашем поселке цыганские дома сильно отличаются от других. Они очень простые, построены из прессованных деревянных панелей, все стоят близко друг к другу. В каждом дворе — кучи металлолома.
 
— Мужики работают. Устраиваются разнорабочими на стройку, еще металл сдают. Собирают, сортируют, сдают. Берут чуть-чуть подешевле, продают подороже. Вот и заработок. С работой вообще по-разному. Бывает, что находят подработку, бывает, что и нет.

-Женщины занимаются домашним хозяйством. А вот гадать в город никто сейчас не ездит, говорит Нина.

— Наши женщины раньше гадали, а сейчас уже не гадают. «Из-за коронавируса не ходим», —говорит Нина. — Последний год пережили трудно. Сидели дома и никуда не выходили, боимся эту заразу.

— У нас по-разному выходят замуж. В 15 или 16 лет девчат наших замуж выдаем, — рассказывает Нина. — Но в 12 лет — нет! Она же еще маленькая. Это раньше было, что замуж выдавали очень рано. Ну, может, бывает один раз в 12 лет сосватать. Я не помню...

— Приходит отец жениха к семье понравившейся девушки. Важно, чтобы она понравилась отцу и матери жениха, тогда и сватают. «Жених еще это не знает», —говорит Нина. — Свадьбу организует отец жениха. А после невестка переезжает в дом своего мужа.

-За невесту положено отдать калым — это 10–12 золотых монет.Обязательно золотом! Можно давать их и брать невесту. «Девочка не может отказаться», —говорит Нина.

 — Мать и отец ее решают, она ничего не знает. Если у жениха хорошая семья — почему нет? Они же зла своей дочке не желают.

-Глава цыганской семьи - мужчина. Женщина должна быть кроткой и покорной. Обычаи схожи с традициями мусульманских стран.
 
-Сейчас наши блюда уже потеряли свою актуальность, но традиционным продуктом для приготовления считается еж. С давних пор ежик - одно из любимых блюд цыган.

Дорога убаюкивает, располагая к раздумьям и светлым идеям.

Иногда и от случайных попутчиков, можно почерпнуть такую Мудрость, которую невозможно найти ни в книгах, ни где — либо.

Да и, вообще, уже мало верится в случайности, ибо их просто … НЕ БЫВАЕТ!!!))

Породнила нас дорога:
Чай, картишки в купе, то да сё…
Да, у нас с вами общего много,
Но приехали мы. Вот и всё.