Лампа с зелёным абажуром

Вячеслав Юнов
В библиотеке было тихо. Стеллажи задумчиво стояли вдоль стен. Плотно подогнанные друг к другу маленькие ящички с колодами карточек, пронизанные металлическими спицами.

Ящички переглядывались друг с другом, в миллионый раз читая таблички, привинченные на их крашенные фанерные фасады прямоугольником оргстекла маленькими шурупчиками.

Кузнецов А.А. - Кузнецова Е.П.
Интересно, а хоть кто-то из них был друг с другом знаком?
Некоторые карточки были очень старыми. Совсем старые, конечно, заменили на новые с наклееной на верхнюю грань прозрачной липкой лентой. Так много пальцев перелистывало карточки, что не удивительно и обветшать.
Как карточкам нравилось, когда выбирали именно их, внимательно списывая с них данные в листок читательского требования. И как много книг не разу никто не заказал.

В библиотеках и должно быть тихо. Но тишина обычно звенит. Каким-то не очень приятным металлическим звуком. А здесь мягкая тишина. Книги об этом заботятся. Миры, которые сокрыты в них, не любят внешней суеты и посторонних звуков. Потому и обложки книг обычно делают из плотного картона - чтобы улавливать и гасить назойливый шум, не пуская его внутрь.

Раньше здесь было очень многолюдно, особенно во время сессии. Но новое поколение книг предпочитает сейчас иные места общения со своими читателями. И старый особняк сейчас принимает куда больше туристов, чем посетителей библиотеки.

Вот и сейчас они ходят, стучат ботинками по лакированному паркету и что-то бубнят в такт экскурсоводу. Не дают сосредоточиться.

Из танцевального зала убрали плотно расставленные старые парты и поставили вдоль стен современные небольшие столы с довольно несовременными компьютерами.

За одним из столов в углу зала расположился немолодой мужчина. Вместо компьютера на нём стояла старая лампа с зеленым абажуром. Большой свет теперь включали редко, достаточно было светильников на стенах. Он бросил неодобрительный взгляд на экскурсантов. Так же поступили и люди с портретов, что висели вдоль всей стены.

- Наконец-то ушли, - пробурчал мужчина. Нарисованные люди продолжили задумчиво изучать кто потолок, а кто - здание с колоннами в окнах. Кроме одного читателя в зале никого больше не было, а его они знали очень давно. С его студенческих времён.
И не обращали внимание на его разговоры с лампой.

- Все куда-то уходят и откуда-то приходят, - ответила та мелодичным женским голосом.
- Но нельзя же при этом так бесцеремонно ботать каблучищами по полу и непременно что-то жевать. Да и экскурсовода неплохо бы заменить.
- На владеющего языком жестов?- лампа негромко рассмеялась. Потом, немного помолчав, добавила, - Библиотеку скоро переселят в другое здание.
- Как так? - удивленно воскликнул мужчина.
Портреты неодобрительно покосились на него.
- Вот так, - продолжила она. Здесь слишком мало читающих. А в другом месте будет культурный комплекс и библиотека там будет очень даже кстати.
- Но как? Как можно разрушить волшебную атмосферу этой библиотеки?
- Никто и не разрушает. Книги просто переедут. Да и кому это причинит сильные неудобства? Разве только паре-тройке человек вроде тебя.
- А ты как? - помолчав, спросил мужчина.
- Я - принадлежу этому особняку, ты же понимаешь.
- Значит я должен буду приходить сюда на экскурсии?
- Всё меняется, - ответила лампа, - Рано или поздно всё меняется.

Дождливые серые дни. Время зонтов, плащей и мокрых ног. В один из этих понурых дней он попытался украсть лампу, запихнув её под куртку.

Его заметила пожилая вахтерша в гардеробе. Как жаль, что пожилые вахтеры не сидят в телефоне всё своё свободное время. Был короткий стыдливый разговор с вахтершей, затем длинный - с заведующей библиотекой - миниатюрной интелегентной женщиной.
Он долго рассказывал ей о волшебных свойствах этой лампы, о прекрасной принцессе маленького чудесного королевства, об извергающем зелёное пламя золотистом драконе, в которого она превращается, об удивительных историях, которые она рассказывает в их долгих беседах и о многом, многом другом.

- Хорошо, - улыбаясь сказала заведующая, - Приходите в новое здание библиотеки. Ваша лампа будет там.

Архитекторы позднего советского периода, видимо, считали, что простота - вершина исскуства и чем больше здание похоже на коробку, тем оно изящнее. Торжественность же здания определялась количеством мрамора, которым оно было облицовано.
На культурном центре было очень много мрамора. Точнее, места, где его не было, надо поискать.
Он оформил читательский абонемент, выбрал книгу и неторопливым шагом прогуливался по площади комплекса, отведённого под библиотеку. Только многократно скрученный и раскрученный кассовый чек выдавал его внутреннее волнение.
В дальнем конце библиотеке, в углу он увидел стол и лампу. Тот же стол и тот же любимый им старинный стул.
Мужчина улыбнулся, подумав о заведующей библиотекой.

Он отодвинул стул, сел и включил лампу. Она залила мягким изумрудным светом всё пространство вокруг.

- Не слишком ли ярко ты светишь? - спросил мужчина, продолжая улыбаться, - Здесь много людей, да и не весь комплекс занимает библиотека. Мало ли кому это может помешать.
-  Ты думаешь они видят этот свет? - ответила лампа. - Далеко не каждый может хорошенько приглядеться к обычным вещам. Да и кто хочет?
-  Да. Жаль. Здесь совершенно другая атмосфера. И тишина здесь совершенно другая. Здесь тишина - это просто интервал между звуками. Здесь постоянно кто-то шумит.
-  Неважно что тебя окружает. Твой собственный мир, тот который ты создаешь и в котором живешь, создает вокруг плотные картонные стенки, который приглушает назойливый внешний шум.
-  Только его обязательно нужно освещать, - добавил мужчина.

Раздался приветливый скрип переплёта. Он раскрыл книгу и начал читать.