Многоножка

Инесса Малаева
Инесса Малаева
8 сентября, 2021

Многоножка

А знаете ли Вы, у кого самое большое количество ножек? Правильно! У многоножки.
 
Ученые различают около десяти тысяч видов многоножек! У обыкновенных многоножек от 30 до 382 ножки! Но самки многоножки Illacme Plenipes побили все немыслимые рекорды. У них аж 750 ножек!

Зачем и почему природа наградила их таким количеством ножек? Они же малюсенькие, невесомые. Для параллели кенгуру скачет на двух задних лапах, а хвостом балансирует, рулит. По четыре ноги у лошадей, слонов. У кошек и собак по четыре лапы. Им хватает четырех, а маленькой многоножке нет! Но природа ничего не делает зря. Она всё делает очень мудро. Раз одарила этих крохотулек таким несметным богатством, значит, так надо.

Пока мы сидели по домам на карантине, у меня было достаточно свободного времени, чтобы читать в моем любимом кресле напротив окна. Мне нравится вид из окна на летний сад. При любом дуновении летнего ветерка куст сирени тихонько стучался в окошко. И тогда я открывала ставни и приглашала сирень заглянуть в мою комнату. Так и приметила на ветке сирени маленькое существо. И почему-то оно меня зацепило. Мне стало интересно, что нового и полезного можно узнать, наблюдая за маленькой жизнью создания? Я, конечно, путаюсь в названиях. Многоножка, сороконожка, гусеница… Для меня нет разницы. Как бы она ни называлась, попробую узнать для себя что-то новое, наблюдая за этой козявкой.

Сказка

Жила-была маленькая сороконожка, а может, просто гусеница. Я их не различаю. Все, что я помню из школьной программы, это то, что у всех многоножек нечётное число пар ног. И в сумме количество ног у сороконожки не соответствует сорока. Также где-то читала, что ближе к хвостовой части ножки удлиняются. И поэтому сороконожка может не только ползать, но и быстро бегать. Как быстро? Со скоростью до сорока см в секунду! Это большая скорость.

Так вот, однажды эта гусеница-сороконожка заползла в мою комнату. В это время по телевизору показывали турнир по лёгкой атлетике. В стометровом забеге участвовали самые быстрые люди планеты.

Между прочим, в тот момент она наблюдала кадры мирового рекорда знаменитого спринтера! Для справки: Усейн Болт – самый быстрый человек в мире, восьмикратный олимпийский чемпион с Ямайки. Он пробежал в финале Чемпионата мира 2009 года в Берлине стометровку за 9,58 секунды! Для сравнения сороконожка пробежала бы эту стометровку только за четыре минуты и десять секунд. Как видно, разница очень большая, но если брать в расчёт размеры человека относительно быстроногой козявки, то, думаю, в книгу рекордов попадёт именно сороконожка. Но ей, конечно, это неведомо. Ну это так, к слову.

Сороконожка зависла. Словно для неё то, что показывали, тоже было удивительным и поразительным, как и для меня. Я могла лишь догадываться, о чем она думала в тот момент: «Как же так? У всех бегунов всего лишь по две ноги на каждого, а они бегают быстрее её, хотя это именно она обладает многочисленным количеством ножек, а не они!»

Сороконожка медленно уползла на куст. Видимо, расстроилась. Она зацепилась за веточку и повисла головой вниз на какое-то время.

Зачем, не знаю. Может, в этой позе ей так удобнее думать? Или сверху ей видно всё, обзор шире с высоты этого наблюдательного пункта? Возможно, таким образом она привыкла выжидать время в ожидании перемен? Что она делала, притворившись веточкой: спала, загорала, поспевала, как яблочко? Я не знаю, что она могла делать в таком неподвижном, подвешенном состоянии так долго. Неужели у неё хандра  и ей нужно было побыть одной? Понаблюдаем и узнаем.

Только к утру, когда проснулось солнышко и осветило всё вокруг, моя сороконожка вышла из оцепенения. Потянулась и стала ползать туда-сюда. Устроила, можно сказать, многочасовой марафон! Похоже, она начала свои тренировки. Иначе я не могла объяснить её метание. 

Будто в знак протеста, задрав свой маленький «носик» вверх, она не обращала внимания на мелкие препятствия, лежащие на пути. Она не смотрела заранее под свои ножки, не видела помех и потому не переступала через них.

Туда-сюда, туда-сюда… Без отдыха! Примелькалась и совсем загнала свои нежнейшие ножки. От такой сверх нагрузки они перестали слушаться, стали неуправляемыми. Путались, подворачивались, разъезжались в стороны, бились друг о друга. Задние длинные ножки вообще переплелись, чуть ли не завязались в узел! Некоторые ножки наступали на другие. Даже были такие, которые ставили подножки! От того, что ножки перессорились и покалечились, гусенице было очень больно. Но она продолжала бестолково ползать, словно гонимая какой-то бредовой идеей. Что творилось в её маленькой головке, о чем она думала, куда гнала себя?


Это даже оказалось опасным: множество ножек забастовали и сильно повредили друг друга. Конечно! Всегда больно, когда нет согласия и особенно – когда в голове ложная цель.

Но сороконожка упрямо не сдавалась до тех пор, пока окончательно не израсходовала всю энергию. Теперь она выглядела, словно замученная загнанная лошадь! В общем, довела себя до полного истощения. Под конец снова споткнулась, скрутилась в комочек, и совершенно обессиленная рухнула в траву.

– Доконала себя, доползалась?, – закричала я ей вслед. И тут же вскочила со своего кресла и чуть ли не нырнула вслед за ней за окошко. Смотрю, лежит. Живая! Слава Богу! 

– Ну теперь то ты поняла, что никакие тренировки не помогут тебе стать резвым, выносливым, скоростным спринтером? Ведь это против твоей Природы! А значит, твоё предназначение в другом! Ищи, в чем оно! Слышишь, вставай и ищи!

Смотрю, гусеница, будто приободрившись от моего участия – доброго пинка, привстала и устремила свой взгляд в небо. Что она там искала, не знаю. Но козявочка реально застыла в молящейся позе. Все-таки она продолжала меня удивлять.

Через минуту внезапно подувший ветерок подхватил мою гусеницу. И она в одно мгновение оказалась на верхушке самой высокой ветки дерева, росшего рядом с кустом. Многоножка зацепилась на этой высоте. И через какое-то время сплела вокруг себя нечто вроде маленького ковчега. Долгое время гусеница не показывалась из своего кокона. Я время от времени продолжала свои наблюдения. Интересно, что же с ней происходит под стенками этого кокона?

И вот однажды, через несколько недель, я заметила, что внутри что-то шевелится. А потом стенки кокона треснули, как яичная скорлупа. Гусеница возвращается!

– Просыпайся, дорогая, я уже соскучилась. Это мы, люди, вынуждены всё ещё сидеть по домам. А ты уже достаточно отдохнула, выспалась, набралась сил. Пора выбираться наружу.

Сначала появилась маленькая головка, а потом странное влажное тельце… Удивительно, но оно было совершенно не похоже на мою гусеницу-многоножку!  Что это? Куда она делась? Её там нет! А вместо неё из «пузыря» кокона вылезло нечто с мягкими крылышками. Они расправились... И, о, чудо! Перед нами – красавица бабочка!

Ну конечно же, я знала, что гусеница превращается в бабочку! Но одно дела знать, а другое – наблюдать это явление и даже участвовать, сопереживать! Совсем другое ощущение. То же ощущение, когда наблюдаешь, как вылупляются на свет цыплята. Видели? Я наблюдала их в инкубаторе когда-то. На всю жизнь остаётся в памяти, о чем можно потом рассказывать детям и внукам.

Вот это волшебное преображение! Обыкновенная многоножка-гусеница прошла этап перевоплощения в коконе и эволюционировала в существо порядком намного выше. А кокон ей больше не нужен. Он вообще куда-то исчез. Теперь вместо множества ложноножек у неё всего лишь одна пара крохотных ножек, а главное, два крыла в подарок. Она доказала, что рождённый ползать может летать! Может! Значит, есть все же конечная цель эволюции! Надо мечтать, дерзать и верить в её непременное воплощение. Сильное желание и упорство помогут дозреть до такого видоизменения. Ай да гусеница! Так вот в чем твоя уникальность! 

Теперь понятно, что, покоясь в коконе, она зря времени не теряла. Возможно, и одиночество даётся для внутреннего роста, осмысления, дозревания, взросления, преображения?

И ещё напрашивается сравнение: а вдруг человек, словно гусеница, тоже находится в коконе этого материального мира? Тогда в кого человек сэволюционирует в будущем? В кого должен преобразиться? И нужен ли будет на следующем этапе эволюции «пузырь» этого материального мира? Или он тоже исчезнет за ненадобностью, словно использованный кокон? Этот мир тоже нужен человеку до той поры, пока он в нем растёт? Хорошо бы знать своё предназначение, а не спотыкаться и растрачивать себя, стремясь к бесполезным целям. 

Теперь немного понятнее, отчего люди не летают. Потому что мы ещё дозреваем, спрятанные в коконе этого проблемного мира. Для начала нужно, чтобы у нас, образно говоря, «выросли крылья», то есть выросли возможности для «полёта выше себя», а значит, выше своего эгоизма. Ведь крылья без истинной любви не раскроются. Если сможем истинно полюбить друг друга, то полетим все вместе.