Дедушка, я тебя люблю

Сергей Целищев
22. 09. 2021 год. Кашарский ОП. Беру билет до станции г. Каменск Шахтинский, там сейчас живёт моя дочь и внучка, сажусь в маршрутное такси и жду отправления. Кассир Наташа проверив билеты и пожелав всем доброго пути покинула салон автомобиля. Загудел мотор и "газель" плавно тронулась в путь постепенно набирая скорость. В салоне полная тишина, пассажиры молчат, каждый занят своим делом, кто то смотрит в окно, кто просто "сидит на своей волне" и о чём то мечтает, а кто устремил свой взор в неразлучный телефон. Преодолев крутой подъём в районе кафе "Минутка", водитель прибавил газ, и такси понесло нас вперёд оставляя позади себя озимые поля, нескошенные подсолнечники, старые тополя, лесополосы перекрашенные в пёстрые цвета, это работа осени, это она не покладая рук занимается своим художеством. За окном по синему небу плывут облака, одни высоко, а другие совсем низко, кажется подпрыгни и коснёшься их рукой. Справа бахча где до сих пор красуются среди поваленной ветром травы арбузы и дыни. Стоят частные торговые латки, у которых насыпом лежат сладкие полосатые ягоды.

Вот и мой остановочный пункт, город Каменск. Выхожу на знакомую платформу и иду на городскую остановку, сажусь в местное такси под номером один, оплачиваю проезд, и правлюсь до креста. Крест это местное название остановки, так называют её местные жители. Выйдя из маршрутного такси иду по шумному городу к детскому саду, там работает моя дочь. Почему шумному? - да потому что я сельский житель, и не привык к суете. Позвонила дочь, и спрашивает:
- Пап, а ты где?
- Я у детского сада, отвечаю ей.
- Ага, я сейчас выйду.
Через пару минут, я обнял своё взрослое чадо, взял ключ от её съёмной квартиры и иду довольный в предвкушении того, что сейчас приду и скину обувь, разденусь, попью чай, и буду отдыхать после дороги, как ни как а проехал в тесной машине 150 километров.

17 часов. 20 минут. Стук в дверь, это пришла "домой" с работы дочь. Открываю дверь и спрашиваю, а где же Настя? ( так зовут внучку. )
- А она ещё в школе, уроки делает.
- Я за ней в шесть часов пойду, пойдёшь со мной?
- Я ей ещё не говорила, что ты приедешь. 6 часов вечера, мы идём по городу в школу, она не далеко, но одних детей учителя не отпускают, а только с родителями, так как школа не простоя, коррекционная. Позвонив в "ворота" школы и представившись, мы стали ждать свое маленькое счастье. Массивная калитка ворот всё так же закрыта, и уже начало постепенно смеркается. Во дворе школы появилось три девочки, одна из них наша, ждут открытия дверей, балуются, бегают друг за дружкой, а я стою наблюдаю за ними через решётки высокой железной ограды. Вдруг Настя увидела меня и от неожиданности закричала А...! и тут же как вкопанная стала и стоит смотрит на меня с раскрытым от удивления ртом. Я про шёл немного вперёд к калитке, и тут она стала автоматически плавно открываться. Внучка выбежала ко мне на встречу, обняла, уткнулась головой в живот, стоит молчит и не шелохнется. Долго так стояла, а потом оттолкнулась от меня, и отвернувшись смахнула слёзы чтобы мы не видели что она плакала. Всю дорогу она шла со мной держась за руку. По пути зашли в магазин купить хлеба на ужин. Настя сразу же уговорила маму купить кошачий корм в пачках, и выйдя на улицу она вскрыв пакет стала кормить бездомную кошку. Дочь говорит что она всегда покупает Насте корм и та кормит бездомную Божию тварь, это она говорила о внучке. Я был этим доволен, значит правильно воспитываем ребёнка.

Дома, куда я туда и Настя, весь вечер просидела рядом со мной, и уснула положив голову на мои колени. Утром следующего дня мне надо было ехать дальше по делам в город Ростов на Дону. Автобус идёт в пять часов утра, и я проснулся в половине четвёртого, в то же время проснулась и Настя. Я не знал, что она накануне вечером просила маму разбудить её, чтобы проводить меня. Сидит на диване и как курёнок носом клюёт, со сном борется, вижу как трудно ей, сон одолевает, глаза сами смыкаются. Пожалел я её, присел рядом. А она обняла меня слабыми ото сна руками и отпускать не хочет, потом поцеловав меня сказала:
- Я люблю тебя дедушка... Крепко её обняв я пошёл к входной двери, обулся, взял сумку и вышел на улицу. Следом за мной вышла и дочь, вызвала такси. Стоим ждём "карету", город спит, нет ни единой живой души на его улицах. Едем на вокзал, чёрные улицы освещает дальний свет автомобиля. Я был удивлён, как же так, город, а людей нет, ну вот не единого человека по всему нашему пути следования, прямо как в деревне. На высотках где нигде можно увидеть в окнах свет. Расплатившись с водителем захожу в холодный и сонный вокзал, неуютно, такой не яркий с едва заметной голубизной свет, холодные железные сиденья, по всему залу гуляет сквозняк, тёмна билетная касса, дремлют два бездомных кота, видя всё это одолевает дрёма, ты как будто в каком то другом мире, в пренеприятнейшем чужом измерении. Зябко, сумно, сонные голоса людей, это прибывшие водители что то обсуждают дымя сигаретами, их запах с неугомонным сквозняком заходит в раскрытые двери автовокзала. Пришёл сонный кассир, включил свет в кассе и так же сонно что то говорил отвечая в трубку зазвонившего телефона. Ну вот и моё маршрутное такси, Каменск - Ростов на Дону. Такое же холодное и не уютное как и весь автовокзал (ОП). Посходились и сели на свои места пассажиры. Салон "газели" был прогрет нашими телами и дыханием спустя час. Дорожное радио FM стало убаюкивать, и я смог даже немножечко вздремнуть.

ПОХОД ЗА ОСЕННИМИ ДАРАМИ.

Раньше, у меня просто не было времени сходить за шиповником, а он так звал, так звал, ведь он уже давно поспел. И вот вчера ближе к вечеру был мой первый рейд за алыми манящими плодами. Собрал я его быстро, сказался ежегодный опыт по сбору "витамина С". И вот со своим походным полным пятнадцати литровым пластмассовым ведром, я с радостью возвращался домой по заросшим разносортным бурьяном холмам. Рядом с левадой полосой растут заросли густого тёрна. Его посадки длинны и в этом году как никогда богаты своим урожаем. Не знаю как где, а здесь его синие плоды достаточно крупны, и висят словно виноградные кисти. - Ну что же, говорю я сам себе, завтра по утру если жив буду, приду его рвать.

Восемь часов утра, и я уже у подножия холма где меня совсем не ждёт красавец тёрн. На улице тихо и пока нет ветра. Так тихо, словно все ещё спят. Рядом раздался раскатистый выстрел, и из зарослей тернов и бузины напрочь опутанной засохшим хмелем с криком выскочил перепуганный фазан, потом вспорхнул и тарахтя крыльями полетел недовольно голося в неизвестном направлении. Что не говори, а наши фазаны живут в левадах людей, но их не видно пока не спугнёшь своим появлением. А стрелял похоже охотник по зайцу, ведь совсем рядом степная балка, а громкий выстрел это иллюзия что он рядом, просто разряженный утренний осенний воздух и тишина.

Ну вот и тёрн. Подвязываю на пояс белый платок, привязываю к нему ведро. Да, плоды тёрна крупные как никогда, это просто чудо, что за много лет уродился такой сорт, ведь не везде он крупный. Засекаю время за сколько я нарву ведро. Сначала я рвал по ягодке, а потом нагну ветку над ведром и дою её словно корову. Да,да, беру в пригоршню как дойку коровью, прижимаю большим и указательным пальцем, тяну в низ и ягоды обвалом падают в ведро. Хотите верьте, хотите нет, но я нарвал его за 25 минут. Отнёс домой, высыпал на чердак по правую сторону от шиповника, и не удержался, решил идти во второй раз, но взял с собой табурет, перевязал его шпагатом, повесил через плечо как носит сумку почтальон и пошёл. А взял я его потому что с низу максимально оборвал пару кустов, а остальные ягоды висят повыше. Вот и решил взять с собой табурет чтобы встав на него было удобнее рвать. Минут через семь я был на месте. Но табуретом так и не воспользовался. Снова привязал к платку на поясе ведро и за дело, нагибаю ветки и дою словно бурёнку. Бубубум, бубубубубум... тарахтят ягоды по дну ведра. Слышу меня кто то в бок толкает, поворачиваюсь, а это ветка акации просунулась сквозь заросли тёрна и толкает меня.
- Ты чего? - спрашиваю у неё, - что скучно тебе бедненькой да? Засмущалась она, дёрнулась и убралась восвояси. В этот раз тёрн давался мне сложнее, словно испытывал моё терпение, то уколет меня своими толстыми колючками, то веточкой по лицу стеганёт, то плоды норовит за листьями спрятать. Я чтобы поднять себе рабочий дух запел песню:

- Цвіте терен, цвіте терен,
А цвіт опадає.
Хто в любові не знається,
Той горя не знає...

Услышав тёрн что про него поют песню присмирел, притих, заслушался, и словно не замечая меня отдал все мне предпочитающиеся ягоды. В этот раз на сбор ушло сорок минут. И того, за 65 минут я собрал три десятилитровых ведра если судить по мере моего пятнадцатилитрового ведра. Придя домой и попив наскоро молока, я вновь отправился в степь, но уже за шиповником. Иду и вижу вышла из ложбинки лиса и идёт в доль грунтовой дороги, по обочине, я громко сказал:
- Привет лиса! Остановилась она, стоит и смотрит в мою сторону.
- Что, курятинки захотелось тебе, на промысел идёшь средь бела дня? Но лиса как ни в чём небывало пошла вновь своим прежним курсом. Я снова говорю:
- Эй лиса, а ты не боишься что прищучат и по мягкому месту получишь?
- Ох и достанется же тебе. Развернулась рыжая и той же тропой какой шла обратно побежала. Неужели она понимает человеческую речь, подумал я.

Вот и родимый шиповник. Снова подвязываю платок на пояс, к нему ведро и подойдя к заветному кусту говорю:
- Здравствуй шиповник, здравствуй красавец, как дела, как ночь прошла спрашиваю, как настроение? Меня учила одна старушка говоря, что с травой и ягодами нужно разговаривать как с живым существом и просить у них помощи, просить чтобы помогали от той или иной хвори, общаться с ними ласково и улыбаться. Травка слышит тебя, говорила она мне. Улыбается мне шиповник в ответ яркой алой улыбкой, значит всё хорошо.
- Дай мне пожалуйста своих плодов, говорю я ему, ну очень надо, и тихонечко приступаю к работе. Одна ягодка, две, три, пять, десять. Шиповник мне спокойно отдаёт свои плоды без единого укола рук и пальцев. Оборвав куст иду к другому, к третьему, четвёртому. За это время проснулся и стал по степи гулять прохладный ветер. Хорошо что я свитер дома не снял после похода за тёрном, а то бы продрог. Вдруг мне стало интересно, а что будет если поговорить с шиповником грубо? Я подошёл к очередному кусту и максимально изменив голос как можно противнее говорю:
- Привет шипан!
- Что качаешься, вырваться из земли и убежать от меня хочешь?
- Не выйдет, надорвёшься и поломаешься.
- Что стоишь свои поганые шипы ощетинил как шерсть драная кошка перед собакой?
- А ну быстро отдавай мне свои плоды.
- Ишь глаза налил кровью и пялишься!
- Чего пялишься, не боишься что зенки лопнут?
- Короче так шипан, а нет, не шипан, а шипун, ты же утка мускусная, а плоды твои это перья, я тебе их сейчас все повыщипываю, и тут же принялся рвать. Но лучше бы я не дразнил кустарник. Оборвать то я его оборвал, даже ветки сами собой ломались, я цеплялся за шипы курткой, пальцами, тыльной стороной ладони, запястьем, свитером и брюками, проткнул старой веткой галош, убирал, а точнее вытаскивал то и дело его малюсенькие кривые колючки из пальцев, кровили царапины. Но я выстоял в этой схватке с ним так как на нём были очень крупные плоды. Я и прощение у него просил, и обещал что больше не буду, но он всё равно издевался на до мной, мстил за нанесённую обиду. Мало того что оскорблял, я ещё и пред другими кустами не подумав опозорил его. Даже близ стоящие кусты потускнели от моего злого языка и не заслуженных слов к их собрату. Потом, когда уже было доверху наполнено ведро, я уходя домой поблагодарил все кусты, и так же попросил прощения у всех кустарников какие были предоставлены моему обзору. Иду домой, смотрю на пожухлый тысячелистник, а ведь он ещё совсем недавно был бел словно молоко. Так же по пути моего следования я видел дорожки луговых опят, шампиньоны, и где нигде синюю ножку. Как говорится это только её начало, нужен дождь, и пойдёт осенняя грибная пора. Весной те же самые грибы, только плюс ещё сморчки. Летом километровые поляны земляники, вдоль лесополос ряды смородины, за которой поля пшеницы, подсолнечников, кукурузы, и другой злаковой культуры. Байбак, зайцы и разнообразная флора и фауна. Не зря говорят степь кормилица.

Вы не поверите, но придя домой я отправился снова к холмам, но уже собирать на компот ягоды переспевшей бузины. Как говорится охота пуще неволи, а мне так хотелось её нарвать, и я нарвал пятилитровое ведро. Мне хватит. Отправив бузину на чердак, я взял два ведра и пошлёпал снова в леваду, но уже в другую сторону собирать на вечер корове яблоки. Тёща напомнила, иди говорит яблоки Майке на вечерю собирай... И я пошёл. Нынче они насыпом лежат по всей леваде. Если сказать что их полно или много, это значит ничего не сказать. Но так не всегда, просто нынче такой урожайный год для груш и яблок. Раньше возле левад стояли дома, но с годами старики ушли в мир иной, обрушились и исчезли с лица земли саманные дома крытые очарэтом, камышом одним словом и чаканом, и в живых остались лишь вишни, яблоньки и груши, которые от одиночества и тоски переродились в дички.