Лет пятнадцать назад маме одной моей знакомой по ошибке переплатили пенсию, а месяца через два хватились и вычли
переплаченное. Мама и дочка сильно этому обиделись, а я удивлялся: получила беспроцентный кредит в условиях инфляции,
т.е. реально вернула меньше, чем получила - чем же недовольна? А вот чем: разумный советский человек тратит деньги на
самое необходимое, если истратил не все, остаток тратит на менее необходимое, и т.д.. Таким образом, получив
увеличенную пенсию, она потратила добавку на что-то не очень важное, а получив потом уменьшенную, не смогла купить
что-то более важное.
Советскому человеку предписывалось жить от зарплаты до зарплаты; сбережения, накопления считались предосудительными.
Да и в православные времена тоже: копить на черный день значит не доверять Богу. Хотя на самом деле сбережения нужны
не только на черный день (на свадьбу тоже нужны); платит дважды не только скупой, но и бедный: у него не оказывается
нужной суммы, когда неожиданно представляется возможность купить что-то по дешевке; небольшой стабилизационный фонд
нужен, чтобы минимизировать расходы, а не только на черный день. Да и с христианской точки зрения траты на не
необходимое предосудительны. Так что расходы не должны возрастать вслед за доходами: ведь что было необходимо, то и
осталось, ничего не прибавилось (правда, на западе общественное мнение, говорят, осуждает человека, ездящего на
дешевой не по статусу машине; так что с ростом статуса растут не только доходы, но и расходы; впрочем, самые крутые
милиардеры этим, кажется, пренебрегают).
Человек может стремиться увеличивать свои доходы не обязательно ради того, чтобы увеличить расходы: хороший заработок
(особенно, если он честный) - свидетельство ума и трудолюбия. Простак мгновенно растрачивает всё, что имеет; скупец
ничего не тратит, но радуется своим потенциальным возможностям; труженик радуется своей способности заработать много;
в этом нет ни капли сребролюбия, хотя, конечно, грех есть - гордость.
И в нежелании выбросить старую вещь и купить взамен новую нет скорее всего скупости, а есть уважение к труду,
создавшему эту вещь, которая еще может служить, уважение к природе, чьи ресурсы потрачены при ее производстве.
Если человек не отдал бандиту кошелек, а стал сопротивляться и в результате был бандитом убит или покалечен, то это
тоже не скупость и не глупость, а нежелание сделаться соучастником бандита: ведь добровольно отдав ему кошелек, ты
тем самым поощряешь его к дальнейшему бандитизму; а если ему пришлось тебя убить, то он задумается: не слишком ли
рискованное это ремесло - за убийство могут и наказать; в лучшем случае придется хорошо потратиться на взятки
судейским.
Я думаю, мы все слишком большое значение придаем Мамоне. Причем любопытно, что в своих действиях руководствуемся
денежными соображениями обычно далеко не в первую очередь, но другим склонны приписывать прямо тотальную зависимость
от этих соображений (вышли на демонстрацию - значит, кто-то проплатил!).