Мамона

Илья Миклашевский
Лет пятнадцать назад маме одной моей знакомой по ошибке переплатили пенсию, а месяца через два хватились и вычли

переплаченное. Мама и дочка сильно этому обиделись, а я удивлялся: получила беспроцентный кредит в условиях инфляции,

т.е. реально вернула меньше, чем получила - чем же недовольна? А вот чем: разумный советский человек тратит деньги на

самое необходимое, если истратил не все, остаток тратит на менее необходимое, и т.д.. Таким образом, получив

увеличенную пенсию, она потратила добавку на что-то не очень важное, а получив потом уменьшенную, не смогла купить

что-то более важное.

Советскому человеку предписывалось жить от зарплаты до зарплаты; сбережения, накопления считались предосудительными.

Да и в православные времена тоже: копить на черный день значит не доверять Богу. Хотя на самом деле сбережения нужны

не только на черный день (на свадьбу тоже нужны); платит дважды не только скупой, но и бедный: у него не оказывается

нужной суммы, когда неожиданно представляется возможность купить что-то по дешевке; небольшой стабилизационный фонд

нужен, чтобы минимизировать расходы, а не только на черный день. Да и с христианской точки зрения траты на не

необходимое предосудительны. Так что расходы не должны возрастать вслед за доходами: ведь что было необходимо, то и

осталось, ничего не прибавилось (правда, на западе общественное мнение, говорят, осуждает человека, ездящего на

дешевой не по статусу машине; так что с ростом статуса растут не только доходы, но и расходы; впрочем, самые крутые

милиардеры этим, кажется, пренебрегают).

Человек может стремиться увеличивать свои доходы не обязательно ради того, чтобы увеличить расходы: хороший заработок

(особенно, если он честный) - свидетельство ума и трудолюбия. Простак мгновенно растрачивает всё, что имеет; скупец

ничего не тратит, но радуется своим потенциальным возможностям; труженик радуется своей способности заработать много;

в этом нет ни капли сребролюбия, хотя, конечно, грех есть - гордость.

И в нежелании выбросить старую вещь и купить взамен новую нет скорее всего скупости, а есть уважение к труду,

создавшему эту вещь, которая еще может служить, уважение к природе, чьи ресурсы потрачены при ее производстве.

Если человек не отдал бандиту кошелек, а стал сопротивляться и в результате был бандитом убит или покалечен, то это

тоже не скупость и не глупость, а нежелание сделаться соучастником бандита: ведь добровольно отдав ему кошелек, ты

тем самым поощряешь его к дальнейшему бандитизму; а если ему пришлось тебя убить, то он задумается: не слишком ли

рискованное это ремесло - за убийство могут и наказать; в лучшем случае придется хорошо потратиться на взятки

судейским.

Я думаю, мы все слишком большое значение придаем Мамоне. Причем любопытно, что в своих действиях руководствуемся

денежными соображениями обычно далеко не в первую очередь, но другим склонны приписывать прямо тотальную зависимость

от этих соображений (вышли на демонстрацию - значит, кто-то проплатил!).