Война с Финляндией 1939г. и Ленинградская блокада

Анатолий Овчинников 2
IV. Разворот финской политики в сторону Германии.
Пока Финляндия зализывала раны, нанесенные этой войной, в Советском Союзе решили пока осмотреться и решить некоторые другие, не менее важные внешнеполитические задачи. В то же время в апреле 1940 Гитлер снова преподносит сюрприз своим противникам (и союзникам тоже): практически мгновенно немцы оккупируют Данию, взяв под окончательный контроль сообщение Балтийского моря с внешними акваториями, и в те же дни немцы осуществляют высадку в Норвегии. Довольно ожесточенные бои продолжались в Норвегии чуть ли не месяц, причем с большими потерями для немецкого флота, как от береговых батарей норвежцев, так и от кораблей и авиации Британии. Тем не менее, в результате захвата Норвегии немецкая военная машина вплотную оказалась у северных границ Финляндии. Но при этом, одновременно с оккупацией немцами Норвегии Финляндия лишилась поставок материалов для своей промышленности из США и Великобритании (да и всего остального мира). Отчасти поэтому Финляндия испытывала затруднения в выполнении, в том числе и советских заказов, что также негативно сказывалось на взаимоотношениях бывших противников.
Финны были, что говорится «не при делах», но «каждое лыко ложилось в строку», в  том числе и срывы заказов. Финская политика и экономика постепенно начинает дрейф в сторону Германии. В то время из всех возможных и надежных платежеспособных партнеров-заказчиков (в том числе основного экспорта Финляндии - цветных металлов и продуктов лесообработки) ближе всех оказалась именно Германия. Ориентация Финляндской политики и экономики на близлежащую Швецию искусственно блокировалась как Германией, так и Советским Союзом – обоим было невыгодно восстановление вековых связей двух северных стран. Швеция в этом смысле была нежелательным конкурентом. Торговые представители Великобритании и США (и «живой» еще в апреле-мае 1940 Франции) не могли напрямую добраться до финских портов, минуя «опеку» Германии в Датских проливах и в Норвежском море.
10 мая1940 года немцы начинают победоносную Французскую кампанию. 22 июня с Францией подписано перемирие (практически капитуляция). Германия становится единственной реальной военной силой на континенте, причем с амбициями на покорения всего остального мира. В Финляндии этот факт окончательно склонил внешнюю политику страны в сторону Германии, теперь только здесь можно было получить защиту от притязаний (неважно реальных или мнимых) Советского Союза. Стать страной-сателлитом германского фашизма в Финляндии опасались меньше, чем прихода к власти большевиков. Финны жили сотни лет под шведскими королями, под русскими царями, прожили бы и при фюрерах, но вот Сталин и компания оказались им совсем не по нутру. Что, собственно, и подтвердило отчаянное, хотя и безнадежное сопротивление крошечной финской армии в ходе Зимней войны. С июля 1940 года начались предварительные контакты официальных лиц Финляндии и Германии пока на уровне атташе и высокопоставленных чиновников.
В июне 1940 Советским Союз, тем временем, выдвигает ультиматум Румынии и требует возвращения Бессарабии (Молдавии). Румыны кидаются за защитой к немцам, но те советуют уступить – Германия связана договором с Москвой и пока не желает обострять отношения. Заодно с Молдавией Сталин под шумок забирает и Северную Буковину – уже вне рамок договоренностей с немцами, – никогда ранее не входившую в состав Российской империи. Примерно в те же сроки СССР возобновляет нажим на страны Балтии: военных баз на их территории и гарнизонов в городах уже маловато, требуется ввести дополнительные войска для защиты этих баз от вылазок местных националистов [9]. Возможно, именно такая череда событий подтолкнула Гитлера в конце июля 1940 года дать поручение Генштабу на проработку плана войны против Советского Союза (будущий план «Барбаросса»). Хотя, действия Сталина в Прибалтике вполне соответствовали секретным протоколам к пакту Молотова-Риббентропа о разделе сфер влияния.
Источники:
9.www.cyberleninka.ru Худолей К.К. Советизация балтийских государств летом 1940 и ее последствия, с.2, 2013.
V. Советско-финские отношения в межвоенный период (1940-1941гг.)
Ну, и, разумеется, Финляндию, и тоже в рамках договоренностей с Гитлером, Сталин не оставляет без своего внимания. Далее приведем основные претензии СССР к послевоенной Финляндии.
1. «Бодание» за Петсамский никель.
В ходе Зимней войны район никелевой добычи был занят советскими войсками, но потом его пришлось вернуть Финляндии. Сами рудники были в ту пору в концессии у англо-канадской компании, поэтому здесь Советский Союз напрямую давить на финнов не мог, речь на первых порах шла о создании в ближайшем будущем советско-финляндского предприятия с распределением металла как 50 на 50. Но в финском никеле жизненно была заинтересована Германия, которой удалось «вклиниться в переговоры» и добиться перераспределения поставок никеля как 60% в свою пользу и 40% для СССР [10]. Впрочем, последний свою долю также реэкспортировал все в ту же Германию. Периодически переговоры по никелю возобновлялись, но взять рудники под свой полный контроль не получилось по различным причинам (в основном, из-за скрытого противодействия Германии).
2. Споры о Ханко и Аландских островах.
В июне 1940 года СССР потребовал вернуть всю собственность (государственную и частную), вывезенную финнами при оставлении полуострова Ханко. Финнам пришлось что-то вернуть, а что-то даже оплатить (оборудование, механизмы). Советский Союз дополнительно к Московским договоренностям, требует свободного пропуска своих железнодорожных эшелонов через территорию Финляндии к своей базе в Ханко и обратно. То есть через суверенную страну следуют туда-сюда эшелоны с войсками и вооружением, материалами и отпускниками без всякого досмотра и контроля. В июле того же года была проведена демилитаризация Аландских островов. Острова имели для обороны Финляндии стратегическое значение как запирающие вход в Ботнический залив, а значит контролировали морское сообщение Финляндии со Швецией. Финны выводят свои гарнизоны и демонтируют береговые укрепления, сооружения и артиллерийские батареи.
3. Мертворожденное общество дружбы с СССР.
В мае 1940 года по настоянию СССР в Финляндии создается «Общество дружбы и мира с СССР» - подозреваю, как завуалированную форму резидентуры ГРУ Генштаба РККА. В августе финская полиция позволяет себе разогнать слишком шумное собрание членов этого общества, и за эту акцию правительство Финляндии получает официальную ноту протеста от НКИД СССР. Советские газеты тех дней были полны негодования по поводу ущемления прав и свобод финских граждан, тем более что, как тогда писали в [11]: «Одна женщина (!) была избита до крови». Это было совершенно дико и недопустимо для обычаев НКВД СССР той поры.
4. Политический нажим на правительство Финляндии.
Весной-летом 1940 года по требованию Главы Советского правительства Молотова в правительстве Финляндии несколько раз перетряхивали состав неугодных Советскому Союзу министров –  финны шли на все, лишь бы угодить и не перечить Кремлю. В декабре 1940 года в Финляндии проходят очередные выборы президента республики. Советский Союз настаивает, почему-то, на кандидатуре Ристо Рюти [12]. Одним из претендентов на пост был и Маннергейм – но эта фигура была слишком одиозна для СССР. Лучше бы, как оказалось, на Рюти не рассчитывали – он составил в дальнейшем  вместе с Маннергейгом  костяк «партии войны».
Источники:
10. news.myseldon.com. HS: как финский Петсамо стал российским Никелем;
11. www.balagurov.com. Издевательства над членами финляндского общества «Дружбы и мира с СССР» продолжаются. (Статья в газете «Красный Север» от 9 августа 1940г. №183 (5712));
12. www.ledokol-ru.livejournal.com. 22 июня 1941 года Финляндия не нарушала договор..., Капкан Московского мира (ссылки на книгу Мауно Йокипии «Финляндия на пути к войне...»).
VI. Визит Молотова в Берлин в ноябре 1940 и его последствия для судеб всего мира.
Ключевым и поворотным пунктом в отношениях Германии и Советского Союза, а также как оказалось, и советско-финляндских отношений явился визит Молотова в Берлин, его переговоры с Риббентропом и Гитлером, но главное, их итоги. Вкратце суть такова: обе стороны пытались на переговорах прощупать позиции друг друга по ряду основных вопросов войны и мироустройства. Гитлер закинул «наживку» Сталину в виде приглашения стать четвертым участником в Тройственном Союзе – ось Берлин–Рим-Токио – с перспективой делить в ближайшем будущем наследие Британской колониальной империи. Эту империю еще предстояло победить, так как, по словам Молотова ему дважды за время переговоров пришлось спускаться в бомбоубежище  при налетах «несуществующей авиации разгромленной Британии».
Но Сталин заломил за свое участие четвертым колесом в чужих осях непомерную, заранее неприемлемую для Гитлера цену: ввод советских войск в Болгарию (с последующей, надо полагать из опыта Прибалтики, её советизацией)  и даже в Румынию; создание военных баз в зоне черноморских проливов (то есть фактическая оккупация европейской части Турции); безусловный вывод любых немецких военных частей из Финляндии. Это не считая «мелочей» в виде особых интересов Советского Союза на Ближнем Востоке и в перспективе выхода к Персидскому заливу.
Что касаемо нашей темы – Финляндии – то из уст Молотова во время переговоров постоянно рефреном звучали требования подтверждения со стороны Германии учета особых интересов СССР в этой стране согласно ранее достигнутым договоренностям. Звучали намеки, что Советский Союз намерен реализовать эти свои особые интересы аналогично процедуре в Прибалтийских странах [13]. К тому времени – ноябрь 1940 – эти страны уже «совершенно добровольно» вошли в «братский союз республик свободных». На что Гитлер и Риббентроп отмечали, что понимают позицию СССР в данном вопросе, но не могут допустить новой войны в Восточной Европе (было понятно, что имелась ввиду новая война СССР с Финляндией). Это не в их интересах. В результате, вроде бы, стороны остались при своих интересах, но Сталин понял, что Германия не будет теперь безучастно наблюдать на возможную «советизацию» Финляндии – как это было со странами Балтии и Молдавией.
На том и расстались. Несколько позже Гитлер поведал представителям финляндского правительства об особом интересе Сталина в ходе переговоров именно к их стране [14]. Финны приняли к сведению этот очередной звоночек о надвигающихся событиях (а тут, опять, «каждое лыко начинало ложиться в строку»), тем более что Гитлер тут же пообещал отстаивать независимость Финляндии от притязаний Советского Союза. Кроме Германии финнам никто ничего не обещал (в плане защиты границ и гарантии независимости), а «советский монстр» был совсем рядом, буквально за забором и не оставлял, как оказалось – по словам Гитлера – надежд на создание Финляндской Демократической Республики желательно в составе СССР (а прецедент с демократической республикой Куусинена в 1939 году уже был). США и Великобритания ничего не гарантировали Финляндии – им тогда было просто не до нее, в Швеции также не желали обострять отношения с СССР в деле защиты суверенитета Финляндии. Вот так в социал-демократической Финляндии окончательно была сделана ставка на национал-социалистическую Германию Гитлера.
Источники:
13. Безыменский Л.А. Гитлер и Сталин перед схваткой. Гл.20. Молотов в Берлине. [Электронный ресурс] URL:http//militerra.lib.ru/research/bezymensky3/20html;
14.  Молотов в Берлине: на развилке истории. Русская служба BBC. [Электронный ресурс] VII. Финляндия накануне «Войны-Продолжении» (так в финской историографии назывались военные действия против СССР в 1941-1944 гг.).
С начала 1941 года Советский Союз новых требований к Финляндии не выдвигал, отношения смягчились, даже был заменен посол СССР в Финляндии («злой» на «доброго»). Но это, правда, не считая таких «мелочей» как прекращение поставок с января 1941 в Финляндию зерна и других товаров в виде наказания за неуступчивость в тех или иных вопросах. Немногим позже СССР вновь претендует на 50% петсамского никеля [15]. Правительство Финляндии под нажимом Маннергейма ответило отказом. Такой ответ в СССР был расценен как вызов.
Но вот 30 мая1941 года - что было уже совсем неожиданно - Сталин заявляет послу Финляндии в СССР г-ну Паасикиви (эта фамилия станет очень известной впоследствии) при его отъезде на родину, что дарит народу Финляндии 20 тысяч тон зерна! С одной стороны, жест крайне гуманный и миролюбивый, памятуя о сотнях тысяч послевоенных беженцев, а с другой, - «бойся данайцев, дары приносящих». Так хищник усыпляет бдительность жертвы перед нападением – через 17 дней три танковые дивизии РККА начнут движение из-под Пскова с мест постоянной дислокации к границе в приполярную Карелию и с 22 июня на Карельский перешеек под Выборг [16]. Но это уже предмет отдельного рассмотрения
Тем временем с рубежа 1940/1941 годов после утверждения Гитлером плана «Барбаросса», в котором своя роль отводилась и Финляндии, участились контакты финских и немецких военных высшего ранга. Сведения об этих контактах доходили и до Сталина: 30 апреля 1941 источник из Берлина сообщил, что идет совместная разработка планов войны против СССР [17]. Начиная с осени 1940 г. советское руководство получает разведданные о высадке в Финляндии немецких войск – в количестве несколько тысяч человек – для следования транзитом из финских портов железной дорогой на север в Норвегию. При этом некоторая их часть оседает и на территории Финляндии в качестве военспецов и инструкторов.
25 мая 1941  в Германию прибыла группа офицеров Генштаба Финляндии во главе с его начальником генералом Хейнриксом для детальной проработки планов войны с СССР. В [18] приводится такой говорящий факт: председатель финской парламентской комиссии по иностранным делам 13 июня в письме сыну отмечает – цитата – «Итак, жребий брошен: мы – держава «оси», да еще отмобилизованная для нападения». Факт подготовки Финляндии в одной упряжке с Гитлером к новой войне с СССР очевиден,  тому существует масса свидетельств – мы на них подробно останавливаться не будем. Но с другой стороны отметим интересное, напрочь выпадающее из этого известного ряда фактов подготовки Финляндии к нападению на СССР заявление президента Р.Рюти представителю Германии от 20 мая 1941 [19]: «Хотя и московский мир и саднит, Финляндия ни при каких обстоятельствах не будет участвовать в наступательной войне против СССР ..., лишь в случае нападения советских войск на Финляндию финская армия вступит в войну. Естественно – продолжал Рюти – мы будем очень рады, если получим помощь извне в этой оборонительной войне». Впечатление, что эта фраза внесена в «воспоминания» задним числом, но, несомненно, в высшем руководстве стране присутствовали и смятение, и сомнения и даже пораженческие настроения.
Вот здесь поставим жирную «галочку» на «дорожной карте» отношений СССР и Финляндии перед 22 июня 1941 года. Помимо указанных выше есть и иные свидетельства колебаний и очень осторожного подхода правительства и руководства Финляндии к предстоящему столкновению с Советской Россией в одной упряжке с нацистской Германией. Напомним, что форма государственного устройства Финляндии – это демократическая республика  с президентом во главе, полномочия которого значительно ограничены парламентом, в котором большинство принадлежало социал-демократам. Это нам, не очень знакомым с этой формой народовластия, кажется – ну, что там парламент, подумаешь!.. Ведь как Главный вождь скажет, то так оно и будет, «парламент – это вам не место для дискуссий». Но в демократических странах – хоть нам это и дико – шла борьба мнений,  межпартийное соперничество за голоса избирателей, работали независимые СМИ (печатные и радио), в парламентах различные партии и их блоки представляли, волей или неволей, интересы своих избирателей, учитывались интересы (хоть как-то) различных групп населения. В итоге, в конце концов, выкристаллизовывалось то самое общественное мнение, опираясь на которое верховная власть принимала свои решения.
Власти Финляндии в 1941 году в своих решениях опирались на обещания Германии защитить их суверенитет. Но при этом они были вынуждены учитывать позицию прочих великих держав, в первую очередь Великобритании и США. Броситься «очертя голову» на ненавистный Советский Союз (окончательно ставший таковым после Зимней войны), да еще в спайке с идеологически чуждой нацистской Германией - это надо было еще посмотреть и тысячу раз взвесить!
К тому же часть финляндского истеблишмента склонялась после ужасов и последствий Зимней войны к концепции Паасикиви (тогда – посол в СССР) об «ограниченном суверенитете» [20]. То есть, надо было пойти на уступки Советскому Союзу в надежде, что это поможет сохранить независимость в каком-то урезанном виде. Финляндия в 1940-1941 годах оказалась между молотом и наковальней: с одной стороны был Советский Союз и неумолимо надвигающаяся потеря суверенитета и «советизация» по образцу прибалтийских стран; а с другой соблазн присоединится к непобедимой Германии, с помощью которой появился шанс не только вернуть утраченное и «отмстить надменному соседу», но и кое-что присовокупить в плане территорий. Но у этой медали была и третья сторона: в случае нейтралитета Финляндии в войне Германии с СССР (подобно шведскому образцу), немцы в случае своей победы могли не пощадить «нейтралов» и соорудить в своем стиле из северных районов СССР, включая бывшую нейтральную Финляндию (как часть Российской империи), какой-нибудь рейхскомиссариат Ингерманландия. Конечно, таких планов не существовало, но они вполне могли появиться в дальнейшем. 
Мне кажется, что в тех внешнеполитических условиях, помятуя о тяжелых последствиях только что минувшей Зимней войны, любые телодвижения Финляндии были бы для нее губительны. В шахматах это называется цугцванг. Был выбран вынужденный союз с Гитлером и война.
Источники:
15.www.uulibs.com. Наука, образование: История: II. Экономика Финляндии и мировая война: Мауно Йокипии. 2. Западная и Восточная торговля Финляндии в период перемирия;
16. www.divizia-rkka.ru/ 10-й механизированный корпус/Дивизии РККА в годы Великой Отечественной войны;
17. Россия. XX век. Документы. 1941 год: в 2 кн., М., 1998, Кн.2;
18. ru.wikipedia.org. Советско-финская война (1941-1944). Подготовка Финляндии к совместным действиям с Германией;
19. www.hist.ru. Вступление Финляндии в советско-германскую войну 1941-1945гг. Был ли выбор у Хельсинки. А был ли союз с Германией;
20. Там же. Капкан Московского мира.