ШАГ

Гратца Ольга
... скажите мне когда ЭТО началось???
Мне, 31-летней женщине, замужней, бездетной.
Может в школе? Когда я молча сносила тычки и подножки от мальчишек. А может в институте? Когда я молча соглашалась с общим мнение, что я дурнушка и неудачница...
А может на моей самой первой работе? Когда меня, новенькую сотрудницу, гнобили пузатые тетки...
Наверное поэтому то я и была поражена, что этот высокий красивый парень вдруг обратил на меня внимание. Пригласил погулять в парк... Подарил цветы...
А потом вдруг позвал на второе свидание. И на третье позвал... И на четвертое.
Совершенно неожиданно для себя мне вдруг захотелось сделать модную стрижку, маникюр... Сшить новую юбочку...
А потом было знакомство с его родителями - милыми суетливыми обывателями, мама - кассирша а папа - токарь на заводе. Были и пельмени, и салаты, и чай с тортом.
Все закрутилось и завертелось... Пошли ответные визиты к моим родителям. Тут уже настала череда волноваться моим предкам - воспитательнице в детском садике и водителю - дальнобойщику.
Свадьба была не шумной, около тридцати гостей из самых близких родственников и подруг веселились от души, вкусно ели и пили и громко кричали "горько"!
И потянулись будни, одетые разноцветными бусинами на нитку суровых дней.
Муж работал продавцом в мясном отделе и имел блат по всему городу. Он мог достать что угодно и кому угодно. Моя же скромная должность библиотекарши в районной библиотеке была скучна и однообразна.
Так все таки, когда же ЭТО началось????
Сначала муж возражал насчет моих встреч с подругами... и они постепенно стали исчезать из моей жизни. Походы в кино с мужем становились все реже, он все чаще отлучался по вечерам в гараж... А я все чаще оставалась одна в нашей кооперативной двушке.
А потом меня сократили. Новая работа не находилась, хотя я прикладывала немалые усилия для ее поиска.
И вот однажды муж, уходя на работу, вдруг сказал мне, что потерял ключи. Попросил мои, аргументируя тем , что я все равно дома сижу.
А новые ключи сделаны не были. Вот так я сначала осталась без ключей, Потому что мне и в голову не приходило украдкой сделать дубликаты ключей. Что и говорить, простота хуже воровства...
Приходилось ждать мужа с работы, чтобы потом сбегать в магазин за продуктами или еще чем для хозяйства. Прошло какое то время и вдруг я поняла, что мой муж ЗАПИРАЕТ   меня на ключ, когда уходит на работу.
Я спросила его, зачем он это делает, на что он отшутился объяснив это своей забывчивостью и автоматизмом. Таким образом я уже не имела совершенно никакой возможности днем искать работу, потому вечером уже все учреждения были закрыты.
Молодая соседка однажды встретилась мне возле мусоропровода вечером и спросила , куда это я подевалась? Растерявшись я только и сумела, что пожать плечами...
Прошло несколько месяцев, прежде чем до меня дошла вся абсурдность сложившейся ситуации.
Все попытки получить ключи у мужа кончались его злостью и раздражением а однажды он ударил меня по лицу, крича при этом "замолчи, замолчи!!!"
А потом новые побои уже вошли у него привычку... Не так сварила суп, не так пропылесосила...что то переставила на полках не так... и прочее, прочее... конца края придирками не было. Почему я терпела??? Не знаю, наверное чувствовал себя беззащитной и думала, что в мире нет такой силы, которая бы меня уберегла от издевательств близкого человека. Но когда муж силой затолкал меня в горячую ванну и стал топить крича "  я научу тебя слушаться мужа!" - пришло горькое осознание опасности, в которой вдруг оказалось моя жизнь.
Я вдруг поняла, что никто меня не спасет, кроме меня самой.
Дверь была металлическая и открыть ее не представлялось никакой возможности. Этаж был девятый, поэтому о спуске с балкона не могло идти и речи.
Единственное что мне еще пока позволялось, это походы на первый этаж в булочную. Муж приходил с работы и иногда позволял мне сходить за булочками, причем строго следил  с балкона за моим передвижением.
В тот день все было как обычно, муж пришел с работы и я попросилась отлучиться в булочную. Он проследил, чтобы я не переобувалась а так и пошла в тапочках.
... План побега созрел в голове внезапно. Я вдруг поняла, что если он перестанет пускать меня в булочную, то я так и останусь его заложницей на всю жизнь, которую он может оборвать в любой момент по своей прихоти.
Оказавшись в булочной я растерялась, до закрытия оставалось всего полчаса и народу было очень мало. Отчаявшись я спросила молоденькую продавщицу о служебном выходе... Наверное что-то такое было в моих глазах, что она молча провела меня через служебную дверь на соседнюю улицу. Я точно знала, что наши окна выходят на другую сторону. Уже вечерело и становилось прохладно. Хорошо еще что не было дождя и стояло сухое бабье лето. Мне удалось быстро поймать такси и назвать адрес своего бывшего сокурсника , о котором мой муж не догадывался. Я точно знала, что это самый надежный адрес, ведь мои родители могли меня снова вернуть моему мужу, ведь они были уверены что он замечательный семьянин и заботливый супруг.
Я очень боялась, что скопленных денег не хватит рассчитаться с таксистом, но все обошлось. Деньги я очень осторожно собирала почти полгода, ведь у меня не было ни банковской карточки, ни наличных. Мне приходилось по крупицам брать из кошелька у мужа, чтобы он не заметил этого.
Я молила Бога, чтобы мой однокурсник все еще проживал в своей квартире. Мы у него были один раз всей группой, когда отмечали окончание 5го курса.
На моей счастье он был дома. С молодой женой и годовалым сынишкой. И тут мои нервы сдали, рыдания захлестнули меня, и все нервное напряжение последних двух лет выплеснулось наружу.
Ребята оказались очень отзывчивыми. Меня напоили чаем и уложили спать.
  Утром меня разбудили острожное шарканье тапочек, свист чайника на кухне и возня в прихожей... Я слышала как сообща собирали малыша в детский садик, шуршали плащи и позвякивали ключи... Мягко защелкнулась входная дверь, и я снова провалилась в тяжелый свой сон. Нежное осеннее солнце медленно ползло по обоям к своему обеденному положению, когда я проснулась окончательно, совершенно не понимая, где я нахожусь. Но уже через минуту я все вспомнила, и липкий страх пронзил меня.
Как ошпаренная вскочила я с раскладушки и бросилась в туалет. В тесном совмещенным с ванной санузле мне удалось привести себя более менее в порядок, однако привести мысли в порядок пока не удавалось никак, чтобы начать хоть как-то обдумывать мое печальное положение.
 Хозяева видимо ушли на работу, потому что я была совершенно одна в их уютной трехкомнатной квартирке.
Я как раз пила третью чашку чая с пирогом, заботливо оставленным на столе с лаконичной запиской "приятного завтрака!", когда стукнула входная дверь. Мой однокурсник шумно выдыхая воздух разувался в прихожей.
- На, проснулась сонюшка... весело сказал он входя в кухню.
- Лешка, прости пожалуйста, но мне и вправду некуда было идти совсем.
- И НЕ НУЖНО!! Ты абсолютно правильно сделал, что пришла к нам. Сейчас поедим и поедем к моим в поселок. Там будешь жить у моих стариков и устроим тебя на работу, у меня брат в милиции работает. Сделаем тебе новые документы и заодно подумаем, что дальше делать, ведь у тебя все права на половину квартиры.
- Нет, нет, нет!!!! Я не хочу квартиры... Мне очень страшно, что он меня найдет.
- А твои родители? Они же с ума сейчас сходят.
- Я не могу к ним пойти, ведь тогда он сразу меня силой вернет домой. А я не выдержу новых издевательств.
- Да вижу ... нервы у тебя, конечно, совсем расшатаны.
- Ха! Нервы... я, Леша, за жизнь свою опасаюсь - ведь он совершенный психопат, все его действия абсолютно непредсказуемы. Мне бы имя сменить и фамилию, я бы могла взять фамилию своей тети из Владивостока. Она уже там много лет живет, и собственно ни с кем не общается. Мой муж о ней и не слышал даже.
- Ну не знаю, посоветуюсь с братом. Может он за какие нитки дернет.
... Пообедав и собрав маленькую спортивную сумку с необходимыми вещами для меня, мы выезжаем на машине в соседний городок-поселок. Ехать нужно было 5 часов, Лешка заранее усадил меня на заднее сиденье и строго-настрого велел не высовываться,
если нас остановит ГАИ. Паспорт своей жены он держал наготове, а мне сказал, чтобы я при каждой такой остановке притворялась спящей.
Видимо нервное напряжение было настолько велико, что я без всякого притворства снова уснула и проснулась уже на подъезде к городку.
Лешкина мать оказалась огромной бабищей с усами, которая басом приветствовала своего младшенького сыночка, хлопая его могучей пятерней между лопаток. Меня немедленно допросили с пристрастием и силой усадили за стол. Уже вечерело и лешкин отец вернулся с работы. На кухне собрался маленький семейный совет, где горячо обсуждалось мое положение и была предложена масса вариантов дальнейших действий. Я сидела затаив дыхание, захваченная происходящим. А посмотреть было на что!
Мамаша Лешки восседала во главе столешницы и напоминала Кутузова на военном совете в Филях. Был срочно вызван старший сын, он то и был тем самым "ментом" в семье.
Одно было ясно, нужно было или создать мне новую личность или же идти в полицию с заявлением на мужа-садиста. На последний вариант у меня не было сил, а страх был настолько велик, что я начинала дрожать мелкой дрожью при одной только мысли об этом.
   Далеко за полночь было вынесено окончательное решение - все сошлись во мнении, что я - не боец. Поэтому просто нужно уехать с новыми документами в другой город и начать совсем новую жизнь.
   На следующий день вся семья дружно мылась в собственной бане, и я тоже с большим удовольствием смыла с себя все тревоги и волнения, очищаясь для новой жизни. А она сулила начаться весьма неплохо. Лешкин брат сумел таки выправить мне новые документы по программе защиты свидетелей. Уж какая я там была свидетель и чего - мне до сих пор неизвестно. Однако вот же - новенький паспорт  с моим перепуганным лицом на первой странице пахнет и хрустит в моих руках. Насчет имени меня еще накануне спросил Никита и сделал все как я пожелала. Яна Новикова - звучало красиво и неброско. К сожалению оставаться дольше в московском регионе не предоставлялось уже никакой возможности и на следующий день Никита отвез меня на машине на вокзал. Я уезжала в красивый город Екатеринбург на Урале. Там меня  должен был встретить никитин сокурсник по школе милиции и устроить на работу и в общежитие.
  Вот так совершенно неожиданно для себя я стала новой личностью, но внутреннее облегчение все еще не наступало. Уж больно стремительно развернулись все события. Было полное ощущение того, что меня выдернули как морковку из земли из прошлой жизни и пустили под нож.
  Однако нужно было устраиваться и вести себя соответственно новым обстоятельствам.
Так вот и случилось что стала Яна Новикова неприметной сотрудницей статистического управления с местной пропиской в одном из общежитий города.
Комнатка была уютная и нас в ней было всего двое, я и девушка Лена. Лена работала на камвольном комбинате и уходила на работу очень рано. Мой же рабочий день начинался  с 9 утра и была время спокойно позавтракать и собраться на работу.
 В одну из суббот мне вдруг остро захотелось позвонить домой родителям, но я отлично помнила строгий наказ Никиты - НИКАКИХ ЗВОНКОВ, иначе не только мне но и ему не сдобровать за служебные нарушения.
... Прошло полгода. Тоска по родителям достигла своего максимума, вечерами я как загнанная волчица, сцепив зубы, металась от стенки к стенке в маленькой комнате от невероятного желания увидеть отца с матерью. И я решилась В свой самый первый отпуск села на поезд до Москвы. На мне была косынка, и волосы были коротко подстрижены. Толстые очки в роговой оправе скрывали пол-лица и трудно было бы с ходу узнать во мне меня прежнюю. Конечно, при разговоре сразу бы узнали, но я не собиралась ни с кем общаться. Я дала себе слово, что просто посмотрю как там дела, все ли в порядке дома, и сразу же поеду назад.
День был будний, и мне удалось найти удобное незаметное местечко в скверике напротив дома, откуда отлично просматривался наш подъезд. Наконец-то мне улыбнулась удача и я увидела, как мама торопливо вышла из подъезда. За ней буквально сразу же появился отец и поспешил к метро. Ага, значит какое-то время в квартире никого не будет. И я не выдержала, нервно сжав в потной руке ключи, я рванулась в поезд. "Хоть бы никого не встретить" молила я в душе.
Квартира встретила меня тишиной и покоем моего детства. Я бродила из комнаты в комнату и трогала пальцами подушки на диване, слоников на телевизоре, книги на полках.... В моей комнатке была чистота и порядок. И мое фото на книжной полке. Огромное фото. "Надо все таки написать им , чтобы не волновались" - подумалось мне.
 "Дорогие мои папа и мама, простите меня, что я так внезапно уехала, не сообщив вам причины. Я вынуждена скрываться, чтобы спасти свою жизнь от мужа-тирана. Не верьте ему и не говорите ни слова, что я жива. Он хотел убить меня. Я очень боюсь, что он выполнит свое обещание. У меня все хорошо, я работаю и здорова. Умоляю вас - уничтожьте это письмо и не говорите никому, что я приезжала к вам. Скоро мы увидимся, но должно пройти время. Я очень боюсь Евгения. Обнимаю и целую вас, ваша дочь"
     Положив записку на кухонный стол, я незаметно выскользнула из квартиры и снова заняла свой наблюдательный пункт в скверике. Вот мама вернулась из магазина... Зашла в подъезд. Я почему-то была уверена, что услышу как она вскрикнет на кухне. Но я вдруг увидела, как моя мать выбежала на улицу... Она озиралась вокруг с такой отчаянной надеждой увидеть меня, что у меня зашлось сердце от боли. "Нет, надо срочно уезжать" решила я и быстрым шагом скрылась в соседнем переулке.
Да, наверное это было жестоко, но КАК я могла не дать им знать о себе? В любом случае теперь они станут жить ожиданием встречи, и не будут больше думать что я умерла.
И когда я вернулась в свой маленький городок, на душе у меня пели птицы, огромный камень упал с души. "Все плохое позади!" радостью светилась моя улыбка.
Эх, если бы я только могла знать тогда, как глубоко я заблуждалась...





















(продолжение следует)