Общество убийц

Дробот Андрей
В первой декаде сентября при возвращении из Роза хутор в Лазаревское со мной произошла одна история, о которой хотелось бы написать, и которая явилась той искрой, что зажгла мой интерес к этому повествованию. Интерес к написанию чего-нибудь журналистского у меня вспыхивал не раз за последние годы, все ж я бывший журналист, но я всегда его тщательно подавлял, убеждая себя, что я уже не работаю в этой сфере, что мне до общественных проблем дела быть не должно, меня хорошо в этом убедили и власти и само наше молчаливо-шариковское общество. Я два года назад прошел мимо наглостей пенсионного фонда и в прошлом году - мимо преступной халатности нашей медицины, закрыл глаза на продолжающиеся аморальности соседского жития… в общем перечислять можно много чего, но остановлюсь, лучше перейду к делу.
Вообще сочинская «Ласточка», как и все поезда, только в большей степени, самый настоящий инкубатор Ковид, где люди кучно едут, не соблюдая никаких санитарных правил, показывая, что им: то ли, все, как говорится «по барабану», то ли пренебрежение опасностью, то ли - рекомендациями властей, то ли вообще нечто такое, что у каждого свое. Подобное, думаю, каждый видел многократно, а порой и ежедневно. Удивить тут нечем, тут можно только подзаострить, чтобы кольнуло словом, но и тут ошибочка закралась: животные по большей части слова не понимают. Ну так Богу угодно, с этим ничего не поделать. Напишу для нормальных людей, для читающих, понимающих и совестливых.
Едем  из Роза Хутор в Лазаревское. Стоячих здесь, слава Богу, нет: все пассажиры при сидениях. На какой-то станции рядом, через проход, садится молодой человек, на взгляд – старшеклассник, а также – женщина, как оказалось впоследствии, его мама. У молодого человека сильнейший насморк и время от времени он кашлял. Все внешние признаки простудного, а то и вирусного заболевания очевидны и мне и моей жене (врачу), и всему вагону. Причем, симптомы зашкаливали. Маски на лице молодого человека нет. Помещение вагона – закрытое, вентиляции в сочинских электричках сейчас почему-то нет, или она настолько не ощутима, что можно пренебречь. Отличные условия для передачи инфекции. Видя такое положение дел, вот тут я и не выдержал, не удержался молчаливой общественной угодливости, и предложил молодому человеку чистую медицинскую маску, которые у нас всегда есть в запасе, поскольку обычную маску надо менять каждые два часа, как бесполезную и даже вредную. На что молодой человек сказал:
- Мне маска не нужна.
- Как не нужна? – удивился я. – Вы вполне очевидно больны и возможно Ковидом, без маски вы тут весь вагон заразите.
- Я не болен, - безапеляционно ответил молодой человек и уставился в книгу (!), всем видом показывая углубленное изучение, на мой взгляд, той рифмованной комбинации из пальцев, что видят в тех случаях, когда книги ничему не учат. А случай был, похоже, тот самый.
Тут в разговор вошла мама молодого человека:
- Он уже не болеет, это остаточные явления!
- Да какие же это остаточные явления, когда кашель и насморк, он явно болен, - сказал я и меня поддержала жена.
- Это у него аллергия! – отбилась мама.
Я замолчал, не зная что сказать. Сам-то я в респираторе, жена – в маске. Мы, напомню, с прививками. В гостинице лежит арбидол, который мы принимаем после подобных контактов. Все остальные пассажиры без масок, насчет прививок не знаю, но сомневаюсь. А насчет арбидола, думаю, что многие более заняты чтением интернет-публикаций об его неэффективности и распространением своего мнения на этот счет. Однако жду, что скажет народ. Народ ответил пересмешками и молчанием, общем, решил безропотно вдыхать выдыхаемое и исторгаемое молодым человеком. А там как повезет… в худшем случае, как это ясно из статистики, когда по 800 человек в день умирает от Ковид, кто-то может пополнить эту статистику самостоятельно или привезти предгробный «подарок» своим родным и близким. В общем, всем на все наплевать, а мысль о последствиях летает очень рядом – в мгновеньях от сиюминутности. Прискорбно.
Тут я должен сделать небольшое отступление.
Отступление. Это не первая моя попытка предложения защитных медицинских масок людям с симптомами вирусной инфекции. Самый первый раз я сделал это еще до Ковид, поскольку и гриппы уже давно пошли довольно опасные, а у меня то ли иммунитет пониженный, чуть что, так заболею. И как-то после сильного гриппа с затяжным кашлем, который я подхватил, несомненно в московском метро от девушки, которая зашла в вагон и кашляла, не прикрывая рот, что сейчас вошло в абсолютную моду, я решил, что ХВАТИТ. Поэтому я уже давно применяю маски в скоплениях людей, особенно в больницах, и употребляю противовирусные препараты при контакте с потенциально больными. И вы знаете: все работает. Ах, черт, опять отступление от отступления (!), но я уже не работаю в журналистике, извиняйте.
Возвращение в повествование. Из своего отсека вышла проводница с электронным бесконтактным термометром. Я воспрянул. Однако она прошла мимо меня и больного молодого человека и принялась замерять температуру у тех, кто любезно протягивал руки.
- У этого молодого человека обязательно замерьте, - попросил я и указал на больного. – Он кашляет, у него насморк – все симптомы.
- У меня не надо ничего замерять! – взволнованно вскрикнул молодой человек. – Я не болен!
Проводница подошла к нему…, а затем удалилась вдаль вагона, а еще далее затем – скрылась в своем отсеке. Я даже не понял, замерила она температуру этому потенциально пациенту ковидотделения или нет. Проводница не принялась никаких мер, хотя в правилах РЖД записано, что обязана выдать маски людям с симптомами вирусного заболевания и тем, кто находится рядом, и даже изолировать такого человека. Т.е. служащим наплевать на опасную, регламентированную ситуацию, обществу - тоже. Вот и все. Общество еще раз посмеялось над происходящим, только в этот раз более выраженно, и все поехали дальше вдыхать и распространять. Ситуация мною полностью описана, теперь подошел черед морали, или вывода. И вывод следующий:  если это собрание людей (тут более подходит одно из первых философских определений человека – двуногое без перьев) – нормальное общество, то я – Наполеон. Чем-то это общество смахивает на бессловесное стадо, что по словарному определению есть – быдло. Причем, вне зависимости от уровня образования. Поэтому какая тут демократия, если демос – быдло. Тут получается несколько другое слово.
Тут можно привести массу иных ковидных примеров, которые укладываются в один ряд с сочинской электричкой.
Общественный транспорт. Особенно мне понравились омские маршруты, где звучит объявление о необходимости ношения масок под угрозой штрафа. Под звуки текста этого объявления без масок едут как пассажиры, так и кондуктор (маска на подбородке или на рту – не считается, поскольку не защищает, а тем более - заношенная). Нонсенс? Безусловно. Полное неподчинение рекомендациям, асоциальное поведение и все это поощряет – практически абсолютная безнаказанность и парадоксальное общественное одобрение (молчание – тоже знак согласия).
Магазины. В магазинах не только покупатели, но и продавцы в подавляющем большинстве – без масок (к «без масок» я отношу и неправильное их ношение). Идиотизм заключается и в том, что маску надеть, хотя бы как попало, требуют только у касс. И многие, очень многие, так и поступают, как будто именно у касс происходит заражение, а в других местах магазина вируса быть не может. Комментарии, на мой взгляд, излишни.
Поезда. Поезда в плане ковид безопасности – это вообще дурдом. Проводники перед поездом встречают пассажиров, как правило, в медицинских масках. Некоторые пассажиры садятся в поезда в масках. Далее все меняется. Как только поезд трогается с места все пассажиры и проводники снимают маски, как будто это не элемент защиты, а элемент дресс-кода для посадки в поезд. Назвать данную ситуацию нормальной невозможно, как и назвать нормальном общество, которое играет в эту странную игру, в которой, видимо, по правилам, ковид остался на перроне, а поезд – эдакая гусеница безопасности. Аналогичная ситуация и в самолетах.
Москва и Питер, да и иные туристические города, в том числе и Сочи. В местах паломничества туристов яблоку, конечно, есть куда упасть. Однако какие там полтора метра между людьми? На Невском нерегулируемая безмасочная толчея. На Красной площади и рядом расположенных достопримечательностях - то же самое. А в Сочи и его окрестностях и в магазинах, и у касс, и по сути – везде – встретить человека в маске – редкость. Пляж полностью заполнен людьми и тут уже, можно сказать, сам Черт велел маску снять и забыть о безопасности. А кашель слышится то там, то здесь.
Санаторий. Когда покупал путевку в санаторий в числе требований к заселению был не сертификат о вакцинации, а мазок на Ковид, или справка об отсутствии контакта с потенциально зараженными. Лично мне сложно представить нормального человека, среди медиков, который бы выписал пациенту справку об отсутствии контактов…., если только не держал его до этого в одиночной камере. То есть такая справка – полная чушь. Но наверняка такие существуют и те кто выписывает, и те – кто получает. А ведь с такими фикциями и заселяют. Если говорить о частных гостиницах, то тут уже вовсе никаких справок не требуется. Частный сектор в Сочи, думаю, вообще победное поле для Ковид.
Правоохранительные органы своим поведением меня удивили еще в в начале апреля прошлого года, когда была только объявлена борьба с ковид и все ушли на «выходные». Тогда людей без масок начали штрафовать, порой, совершенно зря, когда человек в одиночестве прогуливался. И в то же время - в вербное воскресенье я, проходя мимо церкви, наблюдал совершенно потрясающую картину за ее оградой: толпа людей без масок и священник, совершавший ритуальные действия, а рядом абсолютно бездействовавшая полиция.
Ну и на закуску: несколько слов о СМИ, которые мастерски научились создавать картины псевдореальности, выхватывая нужные куски жизни, или вообще организуя сцену. При мне в «Магните» его директор рассказывал телевизионщикам, как его персонал работает в масках, но это было чистое вранье, которое вскоре должно было стать псевдотелеправдой. Я потребовал тогда у телевизионщиков и заснять сотрудников магазина, но они даже слушать не стали, до чего были увлечены сочинением.
Подобные моменты жизни «нормального» российского общества можно перечислять и перечислять. Причем общество не консолидируется в борьбе с инфекцией даже в откровенных ситуациях. Был случай, когда в битком набитой людьми омской аптеке 55, где рядом с окошком висела надпись о том, что без масок не обслуживают, фармацевт обслуживала покупателя без маски. Я не мог пройти мимо такого наглого случая и сфотографировал его очень удачно так, чтобы и надпись читалась и лицо без маски и фармацевт через стекло. Ситуация закончилась тем, что народ, вместо того, чтобы меня поддержать, набросился с упреками. Что говорить, если даже в ямальской поликлинике в период ковида мне пришлось делать замечания врачам (!!!) за хождение без маски.
Однако, финальной точкой, подвигнувшей меня на написание этой заметки, стал именно тот пример, с которого я начал: больной молодой человек в электричке.
Как я писал выше, уже давно заметил, что людям стало наплевать друг на друга, будто отказ от социалистических ценностей и обретение некоторых свобод, спустило с цепи какую-то собаку, сидевшую внутри наших граждан. Того самого Шарикова. Свобода стала означать пренебрежение интересами окружающих, в то время, как раньше считалось нормальным согласовывать свои интересы с интересами соседей по жизни. Что окружающие люди подумают… - стало настолько неактуально, личное Я настолько обнесло себя забором, что общества-то фактически и нет – есть сборище индивидов, неспособных решить общественные задачи. Размышляя подобным образом сам с собою и делясь этими размышлениями с близкими, я думал, что мои огорчительные выводы – это в какой-то степени плод моего воображения, личное мнение, лишь отчасти отражающее реальную картину российского общества, но прочитал как-то на эту тему заметку от имени министра обороны Шойгу, потом еще от кого-то из военных - о разрушении сознания нации (видимо военные в наибольшей степени обеспокоены распадом общества) – и понял, что, по крайней мере, доля истины в моих размышлениях есть.
К выводу о распаде общества можно прийти и со стороны аргументов, какие выдвигают люди, бойкотирующие меры по борьбе с Ковид. Все они сводятся к их личности. Кому-то в маске не эстетично, кому-то - дышать сложно.
Кто-то рассуждает об неэффективности масок, не предлагая ничего взамен, но бойкотируя известное с давних времен средство защиты. Кто-то считает, что не заболеет, а если заболеет, то ничего страшного не случится. Кто-то выступает за естественный коллективный иммунитет. Тут опять можно продолжать и продолжать… Но очень редкий человек задает гуманнейший вопрос, который поставил Альбер Камю в своем романе «Чума» от имени доктора (не помню имени): А ИМЕЮ ЛИ Я ПРАВО РАЗНОСИТЬ ИНФЕКЦИЮ И СТАТЬ, ПУСТЬ НЕ ПРЕДНАМЕРЕННО, НО - УБИЙЦЕЙ? Фраза приведена не дословно, но смысл ее именно такой  Почему никто не хочет задать этот простой вопрос: а имеет ли он право разносить инфекцию и в каких-то случаях стать убийцей? Прямо достоевщина получилась, однако так и есть. Народ массово не желает сравниться с «тварью дрожащей», а жаждет кругом - «право иметь», правда, не там, где надо: борясь за мелкие права, все проигрывают в крупном. Тогда получается кругом Раскольниковы, но только без присущего Раскольникову самокопания и раскаяния, которым старушку «тюкнуть» – раз плюнуть. А в отношении ковида – они даже не узнают, как из-за них где-то умрет человек. И это сейчас – массовое поведение.
В исправлении этой ситуации роль государственной Думы России абсолютно нулевая. Возвращаясь к Ковид, за все время пандемии Дума не приняла ни одного закона, ни одной поправки к действующим законам, которые бы обязали одних неукоснительно исполнять санитарные правила (не работает законодательная власть), а других в обязательном, не знающем исключений порядке, заставлять общество соблюдать санитарные правила в период пандемии (не работает исполнительная власть). Чтобы и Президент России, наконец, появлялся на людях, как положено: в защитной медицинской маске, давая пример. Дума принимала какие угодно законы по распылению финансов в период пандемии, но ни одного закона по действенной организации общества, утерявшего всякую социальную ответственность, что заставляет думать не только о недееспособности высшего депутатского собрания, но и о его несомненной антинародности, поскольку именно с посыла власти сегодня не соблюдаются элементарные санитарные правила и умирает по 800 человек в день, и ничего не делается. Поэтому, я сразу полностью согласился со мнением Сноудена, того самого американца, который перебежал к нам, что все это делается намеренно (!), чтобы используя возмущение населения, которое когда-то да последует, покрепче «закрутить гайки» управления обществом, но не на время, а навсегда.
Возвращаясь к примеру, с которого начал, я бы аплодировал правоохранительным, или каким-то другим силовым структурам, если бы они не сосредотачивали свои усилия на поиске внутреннего политического врага, а взяли бы да высадили всех пассажиров без масок из поезда и отправили бы их этапом пешком, или хотя бы, высадив, заставили приседать и обязательно проговаривать при этом: - Я враг народа! Как это сделали в прошлом году в Индии. Потому что это и есть враги, которые убивают своих сограждан за день, пожалуй, в большем количестве, чем убивали в последних военных конфликтах враги зарубежные. Они самые обычные убийцы.
Завершить это повествование я хотел был значительным расширением сказанного: и это было бы хорошо, если бы непреднамеренные, бездумные, бесшабашные убийцы проявляли себя только в отношении к ковид. Они заполонили все области деятельности человека. Они производят низкокачественные, мягко скажем, продукты питания. Они оболванивают население низкой культурой. Они легко становятся врачами, учителями, полицейскими…
Людям в своей массе стали не интересны иные стороны их деятельности, кроме личных денег, личного благополучия, личного удовольствия и личного удобства, а также максимального продления процесса получения всего этого. А это уже – беда, в исправлении которой роль государственной Думы – нулевая, Правительства и Президента – нулевая, потому что они формируются из этой же революционной массы Раскольниковых, но, повторюсь: без присущих Раскольникову душевных мук и раскаяния.

На фотографии тот самый молодой человек, о котором я написал, в той самой сочинской электричке.