Торпедоносцы Люфтваффе над Черным морем. Часть 7

Олег Каминский
Предыдущая страница http://proza.ru/2021/09/22/218

Полёты торпедоносцев и их атаки продолжились в ноябре. Так, одиночный торпедоносец атаковал 2 ноября санитарный транспорт (бывший товаро-пассажирский теплоход) «Чехов» (2.121 брт), возвращавшийся из Феодосии. К счастью, корабль избежал попадания.

5 ноября 1941 года при переходе из Балаклавы в Туапсе с грузом запчастей, авиамоторами ГАМ-34, испытательным стендом и полуторками мастерской охраны водного района Главной базы и 80 членами семей комсостава в 16 часов 24 минуты на расстоянии около 6 миль от Ай-Тодорского маяка тральщик «Т-504» (бывший грузовой теплоход «Работник») (1.829 тонн). был торпедирован и потоплен Хе-111. Из 52 человек экипажа и 80 пассажиров часть людей удалось спасти.

На следующий день советские документы зафиксировали очередную атаку немецких торпедоносцев — один самолёт Хе-111 безуспешно атаковал в районе Анапы танкер «Вайян Кутюрье» (7.602 брт).

А в ночь на 7 ноября на траверзе маяка Кадош недалеко от Туапсе четыре самолёта с обоих бортов атаковали грузовой пароход «Черноморец» (1.048 брт), сопровождаемый тральщиком. Считается, что один из атакующих был сбит зенитным огнём тральщика. Однако самое главное — ни одна из 8 торпед цели не достигла, и корабль, имевший на борту эвакуируемых и оборудование Севморзавода, благополучно прибыл в пункт назначения. Правда, и немцы фактически не понесли потерь. 

Утром в 9 часов 53 минуты два торпедоносца в районе мыса Сарыч атаковали грузовые пароходы «Ворошилов» (3.908 брт) и «Коммунист» (1.943 брт), шедшие из Туапсе в Севастополь. Атака немецких лётчиков была безуспешной, торпеды прошли мимо.

Незадолго до полудня 7 ноября торпедный удар всего одного самолёта по санитарному теплоходу (бывший грузопассажирский теплоход) «Армения» (4.727 брт) стал причиной ужасной морской трагедии, во время которой погибло больше людей, чем на печально известных «Титанике» и «Лузитании», вместе взятых.

Дело в том, что корабль вёз из Севастополя несколько сотен раненых бойцов, а также эвакуируемых граждан. На «Армении» был также персонал главного госпиталя Черноморского флота, военно-морского госпиталя, развернутого на базе санатория «Максимова дача», санитарно-эпидемиологической лаборатории, 5-го медсанотряда, базовой флотской поликлиники и ряда гражданских лечебных учреждений.

Кроме того, зайдя по пути в Ялту, «Армения» приняла на борт почти весь партактив Южного берега Крыма, включая руководство пионерлагеря «Артек», а также несколько десятков ящиков, предположительно, с золотом и ценностями из Крымских музеев. Всего, по различным данным, на борту судна находилось примерно 7-10 тысяч человек.

Вызывает удивление, что для прикрытия столь важного корабля было выделено всего два сторожевых катера «СКА-051» и «СКА-0122» (по другим данным, один сторожевой катер «СКА-041») и два истребителя И-153 «Чайка». Эта вопиющая беспечность командования Черноморского флота и привела в конечном итоге к самой масштабной трагедии на Чёрном море.

Когда «Армения» находилась в районе мыса Ай-Тодор, её в 11 часов 25 минут атаковал одиночный Хе-111 из 1-го отряда 28-й бомбардировочной эскадры. Самолет зашел со стороны берега и с дистанции 600 метров сбросил две торпеды.

Одна прошла мимо, а вторая попала в носовую часть теплохода. Уже через 4 минуты «Армения» скрылась под водой. Погибли практически все находившиеся на корабле люди, катерам удалось спасти лишь восьмерых счастливчиков.

Нелишне заметить, что из-за гибели большого количества врачей, находившихся на «Армении», Черноморский флот фактически остался без медицинского обеспечения. Пришлось в срочном порядке призывать врачей из запаса, в том числе — непризывных возрастов.

После сброса торпеды Хе-111 ушел в облака и скрылся, а истребители прикрытия даже не успели среагировать на происходящее.

Гораздо больше повезло в этот день буксиру «СП-16» (680 тонн). Ведя на буксире 7 плавединиц, он был атакован двумя самолётами, но смог уклониться от выпущенных торпед.

Буквально через три дня повезло и крейсеру «Молотов» (8.882 тонн). На рассвете 10 ноября он обстрелял вражеские войска в районе между Феодосией и мысом Чауда, выпустив по ним сто десять 180-мм снарядов. При отходе, в 7 часов 15 минут (по другим данным — в 8 часов 20 минут), крейсер подвергся атаке трех (по другим данным — четырёх) торпедоносцев Хе-111. Моряки крейсера открыли интенсивный зенитный огонь по атакующим самолётам и, возможно поэтому, выпущенные немецкими лётчиками торпеды прошли мимо.

По некоторым данным, 12 ноября на подходах к Туапсе безуспешной атаке торпедоносцев подвергся тральщик «Гарпун» (459 тонн).

Есть также информация, что 17 ноября транспорты «Красная Кубань» (2.862 брт) и «Красногвардеец» (2.719 брт), в охранении одного базового тральщика и двух сторожевых катеров типа «МО» следовавшие в Севастополь, в пути были трижды безуспешно атакованы торпедоносцами.
 
На следующий день в 9 часов 5 минут два торпедоносца безрезультатно атаковали минный заградитель «Островский» (2.121 брт), который в охранении базового тральщика «Мина» шел из Батуми в Севастополь.

25 ноября на подходах к Туапсе четыре торпедоносца также безуспешно атаковали транспорт «Ногин» (2.109 брт).

После этого долгое время в советских источниках не отмечалось никакой информации о действиях вражеских торпедоносцев над Черным морем. Однако это вовсе не означает, что немецкие лётчики-торпедоносцы перестали вылетать на боевые задания.

Например, в лётной книжке Хорста фон Люттица зафиксированы вылеты на вооруженную разведку с подвешенными торпедами 27 и 28 ноября, 3 и 14 декабря.

Возможно, резко ухудшившиеся погодные условия наступившей суровой зимы вынудили немцев временно прекратить полёты с торпедами и применять самолёты в качестве обычных бомбардировщиков.

К тому же, немецкое авиационное командование в самом конце 1941 года произвело некоторое переформирование. Так, 1-й отряд 28-й бомбардировочной эскадры (1./KG.28) был преобразован во 2-ю группу 100-й бомбардировочной эскадры (II./KG.100) с частичной ротацией личного состава.

Итогами действий торпедоносцев в 1941 году командование Люфтваффе было вполне удовлетворено. По последним данным, общий тоннаж потопленных и повреждённых советских кораблей составил 36.052 брутто-тонны. На счёт экипажей отряда 6./KG.26 обер-лейтенанта Хорста Крупки немцы записали 20.000 тонн. За успехи отметили высокими наградами и отряд 1./KG.28 капитана Герта Шэффера: он сам, а также обер-лейтенанты Гейнц Була и Хорст фон Люттиц были награждены Германскими золотыми крестами. 

Продолжение следует...