Кто виноват и что делать?

Галина Райхерт
                «Рассуждения, доводы, логика... Нет!
                Вопрошающий редко вникает в ответ.
                Со своими сужденьями сверит чужие:
                Если сходится – правда, не сходится – бред».
                Павел Антипов

   После публикации заметок о том, как обманывают авторов, появилась необходимость ответить в целом на отзывы, поскольку некоторые, очевидно, прочли невнимательно. Или поленились задуматься.
   Поэтому, уважаемый читатель, примите некоторые уточнения и дополнения!
   Автор настаивает на том, что раньше нельзя было научиться хорошо писать, даже изгрызя пук перьев, а сегодня… даже если стереть добела клавиши ноутбука, тоже хорошо писать не научишься.
   Писательское ремесло требует работы и над темой, и над текстом. Уважающий себя писатель не будет полагаться на редактора, который выправит,отшлифует, придаст удобочитаемый (как сегодня говорят: «читабельный» (бр-р-!) вид.   Графоманы тем и отличаются, что не возвращаются к написанному. Некоторые умудряются писать «в телефоне», гордясь, что у них «само идет»… То, как графоман вдохновенно творит, усевшись за клавиатуру, не стоит, пожалуй, прямо сравнивать  с известным физиологическим процессом. Но образ напрашивается.
   Никто не отменял строение и функциональные особенности человеческого мозга.     Не все знают, что формирование извилин у зародыша происходит одновременно с папиллярными узорами на пальцах…Чем лучше развита мелкая моторика – а это именно письмо! – тем лучше работает голова, укрепляется механическая память. И еще много всяких тонкостей… К.Паустовский и И.Бабель даже спорили, как лучше получается писать: простым химическим карандашом, «бледным и твердым, как железный гвоздь», или чернилами? («Время больших ожиданий»). А печатные машинки уже были повсеместно! Но никто не отменял рукописных черновиков!
   Любой редактор поморщится, глядя на особо выделенные слова, но придется прибегнуть к такому приему, чтобы подчеркнуть основную мысль: именно АВТОРЫ дают возможность ЗАРАБОТКА многим людям, которые занимаются его ПРОИЗВЕДЕНИЕМ. Еще раз: если бы не было произведений, авторской работы, то что бы пришлось ИЗДАВАТЬ? Редакторы, корректоры, оформители, верстальщики, печатники, бухгалтеры, экспедиторы и прочие труженики редко принадлежат к пишущей братии…
   И совсем не обязательно автор будет платить всем из своего кармана. Заплатит тот, кто получит выгоду от издания и продажи книги. И это, увы, не автор.
   Автор подписывает типовой (!) договор, поскольку ему не оставляют другого выхода – иначе его книгу не издадут. Искать «юриста», как рекомендуют некоторые, бессмысленно, тем более «за два квартала». Не все живут в мегаполисах, да и там мало кто специализируется в сфере авторского права. Вот денежки с автора возьмут, даже за никчемную консультацию онлайн. К тому же и времени особо нет. Издательства прекрасно это понимают! Поэтому легко идут на обман авторов, а обман в этих случаях – ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ДОВЕРИЕМ! Захапав три и более книг, издатель и вправду получает возможность «выкручивать руки» автору.
   Почему, соглашаясь на все условия, автор причиняет ущерб не только себе, но и другим? Потому что создает прецедент и попустительствует издательству: а если кто спорит – найдутся более покладистые! Эта тема будет продолжена.
   Кто виноват и что делать?
   Уровень общей культуры не рухнул враз, а снижался медленно, но неуклонно. Чтобы понять, почему это происходило и происходит, надо обратиться к истории (начав хотя бы с крепостного права), и не к учебникам, а к серьезным трудам, и далеко не советских исследователей. Виновные отыщутся, их немало.
   А что делать – начать с себя.
   Ведь только сам человек может по лени и тупости питаться дрянью и испортить злоровье. И только сам он может всю жизнь читать макулатуру или вовсе этикетки и рекламу, утратив мышление и оставшись с одной соображалкой.   Автор может отказаться от легких путей и не писать халтуру. Если не получается хорошо – надо набраться мужества и не навязывать никому свою продукцию. Мало ли других полезных и увлекательных занятий!
   Автор может и должен отстаивать свою книгу, если уверен в ее значимости.
   «Писатель только начинает книгу. Читатель заканчивает ее» (Сэмюель Джонсон), поэтому следующие заметки – о читателе, о том, как его  обманывают.
Январь-сентябрь 2021 г.(в новой редакции)