12. Собаки и охрана природы

Людмила Чебыкина
12. СОБАКИ И ОХРАНА ПРИРОДЫ

       Бродячие собаки и охрана природы
     Нечистоплотные политики настолько долго размахивали жупелом «экология», что приучили нас неправильно использовать этот термин. Экология – это наука о трофических (пищевых связях) между живыми организмами и возникновения, согласно этим связям, определенных природных сообществ. Говорить «плохая экология» столь же бессмысленно, как «плохая математика» (если, скажем, рухнул мост через реку, кое-как построенный на оставшиеся после разворовывания деньги). Речь может идти о «плохих условиях окружающей среды».
   Неологизм XXI в. «зоозащита» не имеет ничего общего с охраной природы. И хорошо бы жителям мегаполисов научиться различать эти термины. Вероятно, в сферу деятельности «зоозащитников» входит пресечение жестокого обращения с домашними животными; нарушение прав их владельцев и т.п. Задачи охраны природы - сохранение редких видов животных и растений вместе с характерной для них средой обитания. Чем больше видов, входящих в экосистему, тем она прочнее. И тем лучше нам.
    Бродячие собаки как синантропные животные существуют в обедненных антропогенных экосистемах. Бродячие собаки препятствуют сохранение эталонных природных участков в мегаполисе. Занять экологическую нишу хищников они не могут, поскольку питаются отбросами; эта ниша занята также охраняемыми животными – лисами, хорькам, ласками.
     Ставить конурки для ничейных собачек на окраинах парков и приносить им сюда корм – такое же варварство, как деление в XIX- первой половине XX вв. животных на «полезных» и «вредных» и истребление последних.
    Многие наши сограждане даже не подозревают, что в Москве все еще живут лисы, хорьки, ласки, горностаи, зайцы, белки, землеройки, дневные и ночные хищные птицы, певчие птицы, лягушки и ящерицы. И, если собаки даже не уничтожают их впрямую, то создают фактор беспокойства, в результате которого птицы бросают гнезда и не выводят птенцов, а животные – покидают свои места обитания; кроме того, собаки являются разносчиками опасных заболеваний.
     Тот, кто видел, как мама-землеройка ведет сквозь травяные джунгли караван детей – первый держится зубками за ее хвост, следующий – за хвост братца или сестрицы и так  -до последнего детеныша – вряд ли позволит своей собаке мышковать на парковой  лужайке. Ведь вместо домовой мыши, покинувшей подвал дома на время «летнего отдыха», та может придавить землеройку, которая и к грызунам-то не относится. Это представитель древнейшего отряда насекомоядных. Из диких хищников ее никто не ест - она невкусная, с резким запахом. А сколько землероек, задавленных собаками, валяется летом по парковым дорожкам!
     Тот, кто видел, как ласка после нешуточной схватки, утаскивает в траву добытую полевку, никогда не разбросает ядовитую приманку для собак в Лосином острове. Ведь отравиться может и ласка – представитель сем. куньих, самый маленький хищник на Земле.
   К сожалению, наши дорогие сограждане, по причине общего недостатка культуры, ничего этого не замечают и посещают парки, исключительно для того, чтобы вытоптать всю траву, пожарить шашлыки (прямо под запрещающей надписью) и оставить после себя груды мусора.

      Взаимоотношение беспризорных собак и кошек с крысами и воронами
    И бродячие собаки и кошки, и крысы используют пищевые отходы человека, однако по-настоящему пищевыми конкурентами они не являются, т.к. различаются по требованию к тому или иному составу пищевых веществ.
    Кошки более требовательны к корму и они «доплачивают» себе нехватку белка, охотясь на мышей и мелких птиц. По этому показателю образ жизни кошек города и деревни резко различен: естественно, что в большей степени охотятся кошки деревень и маленьких населенных пунктов. Среди городских кошек охотников на крыс, практически, нет. Крыса – слишком сильный противник. Кроме того, там, где есть крысы (а крыс в мегаполисах очень много) отсутствуют мыши. Крысы сами уничтожают своих пищевых конкурентов.
    У кошки, которую прикармливают в подъезде, больше шансов быть взятой в квартиру, чем у собаки. Кошка, живущая при магазине, хотя и не охотится на крыс, но отпугивает их своим запахом. При этом она не охраняет территорию от людей, а, значит, пользуется их расположением. По моим наблюдениям, крысы, населяющие подвалы, не приходят в холлы и квартиры 1-2 этажей, где есть кошки.
   Но городские кошки не ловят и мышей! Они ловят только плохо летающих птенцов-слетков, покинувших гнезда. И даже не едят их: ловят для развлечения. 
   Необходимость пребывания беспризорных собак в городе иногда оправдывается именно тем, что они уменьшают численность грызунов – мышей и крыс. Я видела только одну бродячую собаку, которая убивала, ради развлечения, крыс, ловя их около мусорных баков. Большинство собак на крыс не обращает внимания. Чаще их мишенью становятся другие дикие животные или домашние собаки и кошки. Собаки, как правило, ловят и убивают мышей только для развлечения. При этом, они нападают и на ежей, и на кротов, а также уничтожают землероек, некоторые виды из которых занесены в Красные книги.

   Личные наблюдения
   В парке Терлецкие пруды я на протяжении одного лета, встречала пару дворняжек, пристрастившуюся к охоте на утят. Они обыскивали заболоченные заросли возле прудов в поисках гнезд, и соперничали с воронами, разоряя утиные гнезда. Точнее, не соперничали, а кооперировались: собаки ловили и убивали утят, но не ели их, а бросали. Их тут же подхватывали вороны. С другой стороны прудов отдыхающие, целыми семьями, подкармливали «милых уточек», не зная, какой разбой творится рядом с ними. 
   В Кузьминском лесопарке я наблюдала собачью свору из щенков одного помета, которая охотились, по всем волчьим правилам, на зайца. «Волчьим», потому что взрослая сука пряталась в засаде, а молодые – выступали в роли загонщиков. В этом конкретном случае собаки не добыли зайца, однако усилили фактор беспокойства.
  По окраинам Измайловского парка я неоднократно видела, как собаки вспугивали в начале лета пеночек и славок, т.е. птиц, гнездящихся на земле или в нижнем ярусе кустарников. Из-за фактора беспокойства птицы могли бросить яйца или птенцов.
   За последние 10 лет в наших парках все эти птицы (в том числе соловьи, пеночки, зарянки и варакушки) почти исчезли. Т.е. исчезли птицы, гнездящиеся на земле или в густых кустарниках невысоко над землей. Разумеется, в этом виноваты не одни только собаки – рекреационная нагрузка на парки возросла неизмеримо. Но и собаки внесли свою печальную «лепту».
   В Главном Ботаническом саду лет десять назад я наблюдала вырытые в земле… норы собак, в которых они выводили щенков. В период щенения собаки яростно преследовали любую движущуюся цель – велосипедиста, бегуна-физкультурника, бегущего ребенка. Именно поэтому все больше наших сограждан, запуганные всем, чем угодно, в том числе и собаками, берут с собой на прогулку баллончики с перцем, ультразвуковые отпугиватели (действуют примерно на 30-40% собак) или электрошоковые устройства. По моим опросам, лучше всего были «вооружены» те, кто регулярно гуляют в Серебряном Бору и Ботаническом саду.