Доколе продолжать гореть будем?

Александр Квиток
Публицистика Игоря Сухоручкина



Выдающийся эквилибрист русского слова, ельцинский премьер Виктор Черномырдин, однажды продекламировал «изумительнейшую» по содержанию и одновременно абсурду фразу: «Не было такого никогда. И вдруг опять!». Не вдруг, а довольно часто по «Радио России» и федеральным каналам ТВ опять и опять нас информируют о том, что где-то сгорел дом для престарелых, специального профиля интернат или ветхий деревянный дом на несколько семей, причём во всех этих случаях зачастую гибли люди, или даже, как это было сравнительно недавно во Франции, католический собор с органом. И всегда, как правило, уже как мантру, основной причиной возгорания любых типов сооружений власти всех уровней называют короткое замыкание (КЗ) в электропроводке этих помещений. Для рядового обывателя такое объяснение причин потери имущества и жизни людей вполне достаточно, но только не для специалистов-электриков, занимающихся эксплуатацией средств защиты электроустановок и сетей. А ведь у них сразу возникает первый вопрос: почему КЗ мгновенно не было ликвидировано средствами релейной защиты, которыми в таких случаях могли или должны были быть плавкие предохранители, автоматы защиты или устройства защитного отключения?

И второе: почему КЗ электропроводок происходят с такой пугающей частотой, словно это совершенно закономерное явление? Ответа, во всяком случае, через вездесущие СМИ, мы не слышали, как не слышали и об окончательных результатах расследования причин пожаров в основном деревянных зданий с населяющими их людьми.

А причина одна и лежит на поверхности – отсутствие профилактики (эксплуатации) внутридомовых электрических сетей в нарушение всех без исключения требований нормативных документов и в первую очередь главного из них – «Объёмов и норм испытания электрооборудования». Согласно последнему, изоляция электропроводки должна периодически (именно периодически) испытываться повышенным напряжением на электрическую прочность и сохранять электрическое сопротивление не ниже нормируемого значения. При выполнении этих требований КЗ по причине пробоя изоляции практически исключаются. Остаются только внешние причины, но которые, но которые сравнительно редки. Кстати, уместно отметить, что испытание изоляции на электрическую прочность по своей сути аналогично испытанию внутридомовых сетей отопления повышенным давлением перед началом каждого отопительного сезона.

Однако исключить полностью КЗ во внутридомовых сетях невозможно. И здесь на помощь приходят требования второго наиважнейшего документа – «Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации», согласно которым электрическое оборудование (в нашем случае внутридомовая проводка) должно быть защищено от КЗ устройствами релейной защиты, автоматическими выключателями или предохранителями. Тогда, при возникновении КЗ по любой причине, оно мгновенно ликвидируется действием предохранителей, не допуская возгорания близлежащих к КЗ материалов.

И третье. Надёжность срабатывания предохранителей или автоматических выключателей будет обеспечена только в том случае, если протекающий через них ток КЗ в несколько раз превышает номинальное значение тока плавких вставок или автоматических выключателей (требование «Правил устройства электроустановок», так называемая кратность тока КЗ). Поэтому он должен периодически измеряться или рассчитываться. Современные приборы позволяют это делать под напряжением без отключения оборудования от питающей сети. Но кто в системе ЖКХ это делает? Или даже знает о том, что это надо делать?

А теперь, читатель, особенно проживающий в многоквартирном доме (МКД) последние 20, 30 и более лет, может вспомнить хотя бы один случай проведения работ по профилактике электрического оборудования своего дома специалистами какой-либо сторонней специализированной организации? Да нет таких случаев, исключая только капитальные ремонты дома, при которых всего лишь старые автоматы защиты квартир заменяются на новые. Вот и вся профилактика. Так что как горели, так и гореть будем, если не наладим полноценную эксплуатацию электрохозяйства всех типов домов и сооружений.

А вопрос этот отнюдь не нов. Ещё в 70-х годах прошлого века, когда автор работал начальником электролаборатории в Грозненских городских электрических сетях, на одном из совещаний главный инженер сетей ставил на рассмотрение вопрос об организации на уровне города специальной службы по эксплуатации внутридомовых электрических сетей. С точки зрения здравого смысла, а не выгоды как сейчас в условиях дикого рынка, уже тогда было предельно ясно, что такая организация (служба) нужна. Сейчас же, после всех реформ и трансформаций последних 30-ти лет, функции эксплуатации многоквартирных и иных домов возложены на управляющие компании или товарищества собственников жилья. При этом, как нас поучали много лет реформаторы-рыночники, каждый собственник должен лично отвечать за своё имущество, выполняя требования законов и многочисленных правил и инструкций. Для собственников квартир МКД, особенно пенсионеров, такие требования не выполнимы в принципе, проявляясь как сущее издевательство над их человеческим достоинством и кошельком. Остаётся одно: наличие в городе сторонней организации, куда для выполнения работ по профилактике электрохозяйства МКД от имени всех собственников квартир дома должны обращаться управляющие компании или ТСЖ. И полный контроль за нормируемой периодичностью их проведения со стороны, кажется очевидным, городского управления ЖКХ.

Но, дождёмся ли? Или как горели, так и гореть будем?


Сухоручкин Игорь Владимирович
инженер-электрик, пенсионер.
357623; г. Ессентуки,23; ул. Энгельса 23, кв. 70.
тел. 8 (928) 365-12-64;  8 (961) 453-27-80;