Высота сто пять и три

Андрей Краснобородько
Прослужив четверть века в армии, я решил построить себе новую жизнь. Для
начала бросил курить и употреблять алкоголь. Затем развелся с женой, что не помешало
остаться с ней закадычными друзьями. Хотя главным пунктом в планировании новой
жизни было возвращение в Петербург. Но жильё от Министерства Обороны было
получено в Самарской области, поэтому пришлось найти работу в Самаре и
приготовиться неопределенное время жить и работать в этом, прямо скажем, не очень
любимом мной городе…
На работу меня взяли в качестве специалиста по кадрам в Самарском «Мегафоне»,
но не успел проработать там ни дня, так как на следующий день после устройства на
работу раздался звонок от брата моей, уже бывшей, жены, и в телефоне прозвучал хорошо
поставленных командирский голос – он так же, как и я, подполковник запаса.
– Я работаю Генеральным директором деревообрабатывающей фирмы в деревне
Гостилицы, Ленинградской области. Мне нужен заместитель, – с не терпящей
возражений интонацией произнёс мой бывший шурин. – Зарплата небольшая, но у тебя
же хорошая пенсия! Строю для сотрудников дом на девять квартир – выберешь себе
любую. А пока поживёшь в общежитии. Выехать нужно срочно. На вокзале тебя встретит
мой Стас. Согласен?
Прямо скажем, не ожидал такого быстрого исполнения заветной мечты, поэтому
согласился в ту же минуту, а на следующий день, взяв дипломат с документами и сменой
белья, а также любимую собаку, старенькую пекинесиху Нику, я ехал в фирменном поезде
«Самара-Санкт-Петербург». Стаса, сына моего нового начальника, я не узнал, так как не
видел его лет пять. Из щуплого скромного парнишки он превратился в огромного,
бритого наголо, «рэкетира из 90-х», с широкой наглой улыбкой.
– Дядя Андрей!!! – он заключил меня в объятия и поднял, как пушинку, хотя я весил в то
время 97 килограммов.
Пока мы ехали, я внимательно осматривал проплывающие мимо знакомые улицы,
дома любимого города. Мы проехали Стрельну, Петродворец, повернули на
Петергофскую улицу мимо крупного постамента с установленными на нем пушками и
горящим в центре вечным огнём. На мой вопрос, что это за мемориал, Стас ответил:
«Точно не знаю, но, скорее всего, это братская могила защитников Ленинграда. Здесь же
проходила линия обороны. По нашей дороге такое ещё будет». И действительно: я
увидел ещё два крупных памятника на самом Гостилицком шоссе и огромный
мемориальный комплекс в самих Гостилицах.
Впоследствии, проработав определённое время в деревообрабатывающей фирме, я
решил перейти на работу в Гостилицкую школу. Организовал в школе военно-
патриотический клуб и поэтому решил изучить историю этих мест, чтобы рассказывать об
этом школьникам. Я выяснил, что в районе Гостилиц проходила линия обороны
советских войск, с 1941 по 1944 годы здесь шли ожесточённые бои. Это был самый край
знаменитого «Ораниенбаумского плацдарма», благодаря которому врагу не удалось
захватить Ленинград.
Фашисты превратили захваченную в сентябре 1941 года деревню Гостилицы в
мощный узел обороны. Однако, когда 14 января 1944 года из района расположенной
неподалёку деревни Порожки началось наступление советских войск, «неприступные»
вражеские укрепления не устояли. Руководство нашей победоносной операцией под
названием «Январский гром» велось штабом 2-й ударной армии генерала И.И.
Федюнинского, который располагался рядом, на горе «Колокольня», в документах сводок
обозначенной как «ВЫСОТА 105,3».
Несколько лет назад мне посчастливилось поговорить с одним из защитников горы
«Колокольня». Два года назад он ушёл из жизни. Из его воспоминаний «родились» такие
строки:

За нашу гору «Колокольню»
Налей скорее свой бокал!
Я, как сейчас, окоп свой помню –
Где тень врага в прицел искал…
Тогда зарылись в землю прочно,
Фашист стоял вокруг кольцом.
Здесь каждый метр бесплодной почвы
Изранен сталью и свинцом…»

На месте братской могилы на территории деревни установлен памятный
мемориальный комплекс, с высеченными на гранитных плитах фамилиями
более трех тысяч погибших при освобождении Гостилиц бойцов. Останки
защитников плацдарма продолжают находить до сих пор… Ежегодно на
мемориале «Январский гром» проходит ритуал захоронения красноармейцев и я,
вместе со своими воспитанниками – членами военно-патриотического клуба,
принимаю в этом участие.
Мы приходим сюда с моими коллегами-поэтами из Союза писателей России,
приносим цветы. Дом, в котором живу сейчас, расположен всего в двух километрах от
происходивших героических событий и осознание того, что нахожусь в историческом
месте, присутствует постоянно. Стараюсь стихами передать всем владеющее мной
чувство гордости, благодарности защитникам Ленинградской земли :

Стоял на страже Ленинграда
В тылу врага земли клочок,
Там, где закончилась «Блокада» –
Ораниенбаумский пятачок.
Мы скажем выжившим и павшим,
При свете утренней зари:
Навеки небо будет нашим
Над высотой СТО ПЯТЬ И ТРИ!