5. Дикие, одичавшие и домашние

Людмила Чебыкина
5. «ДИКИЕ», «ОДИЧАВШИЕ» И «ДОМАШНИЕ»

  «Волки исчезли, исчезли и волкодавы; оленей стало меньше, быков больше не травят, и эта перемена отразилась на соответствующих породах собак. Но мы можем быть почти уверенными, что когда, например, прекратилась травля быков, никто и не говорил себе: теперь я стану выводить собак меньшего размера и таким образом создам ныне существующую породу. С изменением обстоятельств люди медленно и бессознательно изменили направление при отборе». Ч. Дарвин. О происхождении видов с помощью естественного отбора или о сохранении благоприятных рас в борьбе за жизнь» М. Наука, 2001.

   Загадочные представители сем. псовых
   Собаководы XVII – XIX века полагали, что каждая порода собак произошла от своего предка. Такого же мнения придерживался и российский зоолог, отменный знаток охоты Л.П. Сабанеев. Так, он излагал версию происхождения борзых: «…в Центральной Африке – Судане и Кордофане – встречается в полудиком состоянии порода крупных собак с грубыми борзыми ладами, собак, чрезвычайно похожих на древнеегипетских борзых первых фараонов. Нельзя сомневаться в единстве их происхождения, и надо полагать, что суданская борзая очень близко подходит к первоначальному, коренному типу». Более того, для гончих он предложил не одного, а нескольких предков: «Определение гончей, данное нами, совершенно верно, так как под него подходят не только все известные породы гончих, но некоторые дикие собаки, считающиеся многими, с некоторым основанием, за родичей гончих. Таковы, например, в Азии буанзу и горный волк, в Африке – гиеновая собака, или охотничья гиена». Что касается лайкоидов, то Л.П. Сабанеев оказался еще более категоричен: «Чистый волкообразный тип собак сохранился только в крайних северных местностях. Ближе всего к волку стоят упряжные собаки эскимосов, затем также упряжные собаки чукчей и жителей Камчатки; все же остальные породы северных собак имеют большую или меньшую примесь крови других пород собак, а также, например, в шпицах и шавках, вероятно, и кровь лисицы, а у северных, может быть, и песца». Мы до сих пор верим советам Сабанеева, касающимся охоты, но при этом не стоит забывать, что он был сыном своего века, а, значит, разделял и заблуждения своего времени. Напрасно искать в зоологических справочниках загадочного зверя «буанзу». Точнее, в некоторых случаях так называли одну из пород китайских гончих. А красного волка Сабанеев описывал под четырьмя разными названиями: дол, колсун, горный волк и черный волк.
    Что касается современников-россиян, то, как ни жаль, в начале миллениума они вернулись к двум мифам позапрошлого века: «Порода, к которой принадлежит моя собака, произошла от волка. Вчера» и «Каждая порода имеет своего предка». Что касается волка, то все более или менее понятно: мы наделяем дикого родственника наших домашних любимцев человеческими качествами – смелостью, свободолюбием; мы романтизируем его, а оттого – хотим видеть во «вчерашних», а не отдаленных предках собак. Ну, а поиск предков среди совершенно разных видов – просто плод нашего невежества. 
    Путешественники, миссионеры и охотники XVIII-XIX вв., побывавшие в диких дебрях, по возвращении в цивилизацию спешили сообщить просвещенному миру, что туземцы, «для улучшения породы», регулярно скрещивают своих домашних собак с волками или иными дикими предками. Диких предков собак находили даже в Южной Америке! Хотя обитающие там псовые (кустарниковая собака, зорро, гривистый волк) столь далеки от наших домашних помощников, что говорить о возможности их скрещивании просто не приходиться.
    Вероятно, с зоологами того времени злую шутку сыграла незыблемая вера в неизменность морфологических признаков. Доказательством родства служили, скажем, форма головы или муругий окрас; вариабельность этих признаков вообще не принималась в расчет. «Отец этологии», Конрад Лоренц свято верил, что собаки бывают «волчьего» и «шакальего» типов.
   Споры о том, произошли ли собаки от волка, шакала или кого еще – велись, вплоть до середины прошлого века, когда генетик Р. Вейн поставил в них точку, доказав, что митохондриальная (не ядерная) ДНК у собак бывает только своего, собачьего, или волчьего типа.
    Так кого же принимали за родственников домашних собак уважаемые ученые и обыватели прошлых веков? Чтобы понять это, следует проследить за распространением домашних собак по всем континентам. Ведь они «захватывали» все новые земли. 

      Грань между «дикой» и «одичавшей» собакой
    Да, собака, первое одомашненное человеком животное, распространилась по всему миру, но, оказывается, далеко не везде она была «издревле»! Она распространялась вместе  с человеком.
    Все дело в том, что собаки быстро дичают.
    Самые древние из одичавших домашних собак – это австралийские и новогвинейские динго, описанные как отдельные виды, хотя их генетический анализ показывает столь близкое родство с домашними собаками, что нынешние систематики отказывают им в видовой самостоятельности: их хромосомный набор совпадает. Первобытные люди заселили Австралию 20000 лет назад, а собаки появились там, как показал радиоуглеродный анализ собачьих останков, не ранее 5000 лет. Именно поэтому австралийские аборигены динго, так сказать, по второму разу не одомашнили. В позднем плейстоцене Тасмания и Австралия были соединены сушей, но потом Тасмания отделилась. В исторические времена волны пришельцев прокатывались по пятому континенту, скорее всего, не один раз. Вероятнее всего, это были выходцы из Юго-Восточной Азии. Их путь пролегал через Малайский архипелаг, Зондские острова и Новую Гвинею. Часть путешественников осела на новых местах, прижилась и образовала колонии, часть - исчезла, встретившись с неблагоприятными условиями. При этом они потеряли собак, которые их сопровождали — собаки одичали. До сих пор неизвестно, водились ли когда-нибудь дикие собаки в Тасмании и на крайнем юге Австралии. Сейчас там для них отсутствует кормовая база. Кстати, по совпадению белков-ферментов динго столь же близки к домашним собакам, как и к волкам. В зоопарках динго показывают огромную изменчивость: через несколько поколений среди них появляются длинношерстные формы разных окрасов.
   Ученые выдвинули несколько теорий заселения человеком островов Океании: из Юго-Восточной Азии, Южной Америки, Древнего Египта. Но точно известно, что собак на Таити… привез известный мореплаватель Джеймс Кук! Граница их распространения проходит по Маркизским островам, островам Кука и другим, лежащим восточнее этой линии.
   В XVIII-XIX веках домашние одичавшие собаки Юго-Восточной Азии и островов Тихого океана неоднократно описывались как дикие виды псовых. Отсюда – загадочные названия в старых справочниках. Например, собака тенге с Явы (по названию горной гряды на востоке острова). Последующие исследования показывали, что речь идет именно об одичавших собаках.
   Почти такими же древними, как и динго, являлись собаки-парии Ирана, Ирака, Индии, Северной Африки. Именно к ним принадлежит «суданская собака» Сабанеева. Только как выявить ее, древнюю собаку, в столь многонаселенных землях, через которые проходили целые орды народов-переселенцев со своими собаками! Европейские путешественники и миссионеры часто описывали собак-париев как местных волков. Это объясняется тем, что в местах их обитания встречались южные мелкие подвиды волка (это отнюдь не означает, что дикие собаки скрещивались с ним), а также такой интересный зверь, как красный волк (ни с волками, ни с собаками вообще не скрещивается). В тех местах, где волки были полностью выбиты, остались лишь собаки и шакалы, проявившие большую пластичность. Собаки образовывали целые земляные города вблизи человеческих поселений. И собаки, и шакалы, и даже гиены посещали окраины городов и сел, шарили по помойкам. Вот и разбери, особенно в темноте, кто из них кто!
   Основная масса одичавших собак Южной Америки появилась после завоевания древних цивилизаций испанскими конкистадорами. Если у инков и ацтеков и были свои породы, то они безнадежно метизировались с привозными из Европы, о чем свидетельствуют современные генетические исследования.
   Африка заселялась одичавшими собаками Древнего Египта, а позднее – и европейскими. У ряда племен, например, бушменов юга, своих собак никогда не было. Зато в центре континента имелась очень интересная порода — бассенжи. Эти собаки лайкоидного типа, более распространенного в северных странах, тем не менее, оказались в самом центре жаркого континента. Они не лаяли, а мелодично выли, как ездовые. Использовались в качестве охотничьих, а чтобы сами охотники имели представление, где находятся их собаки, им на шею вешали деревянные колокольчики-колотушки.
   Так какими же «дикими предками» «улучшали» своих беспородных собак аборигены разных материков? Получается, что просто одичавшими (в разное время) домашними собаками!
   Что касается ездовых и охотничьих собак народов севера Евразии, которые вели полудикий образ жизни, их взаимоотношения с волками – крупным северным подвидом – отнюдь не были столь идиллическими, как описано в сотнях книг, в том числе – романах Джека Лондона. Волки ловили и ели своих пищевых конкурентов без малейшего стеснения. Так что настоящих собак-париев там никогда не водилось. Особенно страдали деревенские собаки Сибири и севера Европейской части нашей страны. Зимой волки бродили вокруг населенных пунктов и не только забирались в овчарни, но и таскали собак, иногда прямо из дворов.
   В неволе волки и собаки скрещиваются легко, однако в природе это возможно лишь в тех случаях, когда нормальная структура волчьих популяций сильно нарушается. В 70-е годы прошлого века в научных журналах нашей страны проскользнуло несколько сообщений о стаях волчье-собачьих гибридов, бесчинствовавших в Европейской части России. Эти животные меньше боялись человека и поэтому успешнее охотились на домашний скот. Однако определенная доля сомнения остается до сих пор: возможно, речь шла все же либо о волках, либо о бродячих собаках. По крайней мере, шкуры, представленные в организации по заготовке пушнины, отличались крайним разнообразием. Надо учесть, что среди чистокровных волков встречаются самые разные особи: меланисты (черные или очень темные), альбиносы (белые) и хромисты (рыжие или бурые). Это зависит от распределения пигмента и носит наследственный характер. 

   Пластичность одичавших собак
   Хотя в целом одичавшие собаки тяготеют к синатропному образу жизни, в теплом климате тропиков и субтропиков их можно встретить далеко от человеческого жилья. То есть в джунглях, где пищи хватает (а естественные враги, скажем, крупные кошки, уничтожены человеком), они могут вести совершенно дикий образ жизни. Одичавшие собаки едят все: от мелких животных (мышей, лягушек) до копытных, на которых они охотятся стаей. Иногда они употребляют в пищу падалицу фруктов. Ч.Дарвин писал о собаках, поселившихся на необитаемых островах, где не было почти никакой пищи: они выживали, приспособившись добывать на мелководье… мидий и гребешков. Вытащив их на сушу, собаки разгрызали ракушки и жадно поедали мягкое тело моллюсков.
  А стаи бродячих собак, поселившихся в сельской местности, мы уже принимаем за волков. Так, в газетах промелькнуло сообщение о том, как какие-то звери с воем напали на дальнобойщика, отошедшего от своей фуры. Лаять (а также выть или визжать) при нападении могут именно собаки, защищающие свою территорию. Стая волков, решившая поужинать человеком, поймает его беззвучно.
 
   Обратно в цивилизацию
   К концу ХХ века любовь человека к собакам привела к тому, что всего неисчислимого количества пород ему оказалось мало. И любители предприняли попытку создать породу собаки динго и собаки-пария.
   В природе динго живут в разреженных лесах и на равнинах. Держатся парами, семейными группами и стаями, охотятся на кенгуру и любую другую живность, которую могут добыть. В неволе они легко приручаются и ведут себя как обычные дворняги.
   Собаки-парии охотно поедают падаль и различные отбросы. Но могут охотиться самостоятельно, вылавливая любую живность, какая им попадется — от крыс до мелких антилоп. Их стаи по структуре более напоминают собачьи, чем волчьи: они диффузны, т.е. отдельные особи могут приходить и уходить, хотя в стае имеется своя иерархия. Для возвращения в лоно цивилизации для них уже создан определенный стандарт, однако морфологические признаки распадаются: трудно сохранить самый что ни на есть среднестатистический тип беспородной собаки. Животные распадаются на самые разные вариации. По характеру они также резко различаются. Большинство из них проявляют большую сообразительность, когда надо спасти себя и выжить в разных обстоятельствах, но не выказывают верности по отношению к человеку. 
               
   Жертвы невежества
   В соответствие с уровнем развития народного хозяйства России к концу прошлого века, среднестатистический дачник, едущий в пригородной электричке, видел в окно поля, засеянные зерновыми культурами, и пастбища, на которых паслись коровы. Дачные поселки, садоводческие товарищества были рассыпаны вокруг любых крупных городов. И по виду коров можно было сказать, по какой области идет электричка или поезд дальнего следования: черно-пестрый скот был характерен для Московской и Ленинградской областей, коровы ярославской породы (черные, с белыми головами) в Ярославской области сменялись настоящими бурыми буренками костромской породы в области Костромской. Для дачника (как и для человека работающего и в городе, и в деревне) был очевиден тот факт, что породистый скот гарантирует (разумеется, при правильном выращивание и кормлении) высокие надои, а может быть даже и высокое содержание белка и жира в молоке.
  Современный горожанин, покинувший свой офис, и пробивающийся через многочисленные пробки в загородный коттедж, видит множество рынков стройматериалов, заправок, придорожных закусочных, супер-гипермаркетов и пр. Ни полей, ни коров на его дороге более нет. Покупка молока (неотличимого от молочного напитка) в ярко раскрашенном пакете с мультипликационными изображениями коровок в цветочек знание о породах коров не прибавляет. Что касается жителей депрессивных сельских регионов, так они уходят в небытие (хлебнув из бутылки фальсифицированной водки), уже забыв, как вообще выглядела последняя буренка.  (Согласна, что кое-где коровы все еще существуют. Но многие свои породы скота мы потеряли).
   Представление о породах сельскохозяйственных животных, в том числе, и собак, у среднестатистических жителей мегаполиса постепенно исчезает. Горожане, прикармливающие разнотипных и разномастных беспризорных дворняжек, уверены, что «бедные собачки» оказались на улице потому, что жесткосердные владельцы выбросили своих породистых любимцев. Более того, дворнягу называют особой «породой». Общее представление о разведение племенных животных обрастает фантастическими легендами. Невежество разливается в обществе широкими потоками. В очередной передаче про «бедных бродячих собачек» ведущий рассуждает об особо агрессивной московской «тигровой породе». Обыватели, по объявлению в Интернете, покупают невообразимых метисов за приличные деньги, уверенные, что приобретают животное редкой породы; за дополнительные деньги им предлагают продать родословную. Набирает обороты так называемое «дизайнерское скрещивание» - получение метисов определенной внешности. С одной стороны, можно понять желание потребителей иметь уникальный товар, какого ни у кого больше нет, но с другой стороны – происходит размывание породных качеств; поведение таких метисов оказывается непредсказуемым.
  Что касается «страстей по Дарвину» в современной России, так уже были случаи, что  заводчики, разводящие представителей маленькой декоративной породы чихуа-хуа на полном серьезе уверяли покупателей, будто эти замечательные собачки произошли... от голубей. А желтая пресса пестрит бессмысленными заголовками: «Снежный человек против Дарвина!» «Чупакабру вывели в секретных военных лабораториях!»
 
  Страсти по Ч. Дарвину в России
  Старшее поколение россиян проходило дарвинизм в школе. Дарвинизм почитался в России на протяжении всего ХХ в. Отношение к генетике менялось в зависимости от политической конъюнктуры. Если в 20-30 гг. российские селекционеры, такие как Н.А. Ильин, прекрасно знали, что такое «хромозомы» (так писалось тогда это слово), то в 50-е гг. всякое представление о генетике исчезло, и вновь было введено в обиход в 60-е гг., во время «оттепели».
   В наше время, опять же вследствие определенной конъюнктуры, любой невежда желает плюнуть в Ч.Дарвина. Не имея ни малейшего представления о том, что, собственно, писал сей ученый муж, а также о том, что генетические исследования внесли в дарвинизм свежую струю, и сейчас общепринятой считается синтетическая теория эволюции.
   Теория эволюционного развития в живом природе и учение о естественном отборе родились не на пустом месте: у Ч. Дарвина были предшественники, начиная с античности. И свое учение о естественном отборе и происхождении диких видов животных Ч.Дарвин сформулировал, как известно, после кругосветного путешествия, обобщив богатый материал, собранный в путешествии. Но нас, в первую очередь, интересует, искусственный отбор. Англия во времена Ч. Дарвина была передовой страной с хорошо развитым сельским хозяйством, а, значит, и животноводством. 
  Как читать Ч. Дарвина? Очень многие, одолев часть «про собак», считают, что они сделали все что могли. А ведь эта часть является тогдашней формой литературного обзора! Ч. Дарвин собрал все, что думали другие авторы по интересующему его вопросу. Например, он затронул пресловутую тему, не изжитую до сих пор, о множестве предков собак среди диких псовых и об улучшении пород собак гибридизацией с волками или многочисленным собакообразными «предками». В другой части книги Ч. Дарвин высказывает собственное мнение, резко сокращая количество возможных предков собак.
   Книга Ч. Дарвина «Изменение животных и растений в домашнем состоянии» увидела свет в 1868 г. Она была написана на основе тщательного анализа селекции животных и растений XVII -XIX веков и объясняла многообразие пород домашних животных, резко отличающихся друг от друга, искусственным отбором, сначала «бессознательным», потом вполне осознанным, с применением определенных бридерских систем, которыми мы пользуемся до сих пор.
  Согласно Ч. Дарвину, «бессознательный отбор происходит оттого, что люди естественным образом сохраняют наиболее ценных особей и уничтожают менее ценных, вовсе не помышляя об изменении породы…». В настоящее время такой отбор принято называть стихийным. Именно так до сих пор разводят своих собак пастухи Закавказья или охотники Сибири. Хотя существует множество пособий по племенному разведению собак. Но не все их читают. Однако практики просто везут на случку лучшую по экстерьеру и рабочим качествам суку пастушьей овчарки или охотничьей лайки к лучшему же кобелю.
  «Методический отбор есть тот, которым руководится человек, систематически стремящийся к изменению породы в сторону известного, заранее установленного мерила». Ч. Дарвин.
  Античные документы свидетельствуют, что сознательное разведение собак с заданными качествами так же велось издавна. (Так же, как стихийный отбор). Человек учитывал их рабочие характеристики, необходимые на данный момент: кроме определенного экстерьера, обращал внимание на легкость в обучении и желание собаки сотрудничать с человеком. В разнообразных старинных рукописях имеются указания по подбору пар, выбору щенков, содержанию, обучению и пр. Основные методы разведения, используемые в наше время, сложились в XVII-XIX вв. И уже тогда было доказано, что, если 4 поколения собак не охотятся, то охотничьи качества у потомков полностью теряются. (Кстати, точно также теряются и служебные качества).
   Иными словами, заводская порода - это продукт человеческого труда. Под влиянием длительного искусственного отбора у группы животных закрепляются те или иные полезные для человека качества, которые более или менее стойко передаются от родителей к потомкам. На первый взгляд все просто и понятно: гончие существуют для того, чтобы гонять зайцев или лисиц, а легавые – чтобы стойкой обозначать найденную птицу и поднимать ее на крыло по сигналу охотника. При скрещивании гончих с гончими мы получим новых гончих, а не, скажем, овчарок.
   Чем руководствуются судьи на выставках собак, иногда имеющих вид красочных шоу, расставляя собак в ринге и присуждая им оценки?! Отбором согласно стандарту породы! Они отбирают животных, максимально соответствующих стандарту.
  Первоначальные стандарты пород создавались под рабочих собак. Сбалансированность статей обеспечивала продуктивную работу собаки. Проще говоря, собака должна была быть так сложена, чтобы нормально бегать, прыгать, искать дичь или, для травильных собак, всей своей мощью хоть какое-то время удерживать быка.
   А разница между выставочными и рабочими собаками вызвана тем, что в последние годы животных судят исключительно по экстерьеру, не ведя отбор по рабочим качествам. Если внимательно изучить каталоги собак разных выставок времен Советского Союза, мы можем заметить, что все победители старшего класса (собаки в возрасте от 3 лет) имели дипломы по рабочим качествам (полевым испытаниям для охотничьих пород). Для победителей в разных классах (кроме рабочего) в современной России, наличие диплома не требуется. Скажем, сибирских хаски и маламутов для выставок выращивают одни питомники, а для международных гонок на собачьих упряжках — совсем другие. Поэтому чемпионы из помощников человека переходят в категорию «компаньонов». Но рабочие линии формируются все же из породистых, а не беспородных собак.