4. Родители четвероногих деток

Людмила Чебыкина
4. «РОДИТЕЛИ» ЧЕТВЕРОНОГИХ «ДЕТОК»

       «Как заметили западные психологи, интерес к «братьям нашим меньшим» все чаще обусловлен … отказом от продолжения рода. Т.е. какая-то часть людей — и довольно значительная — сознательно избегает полноценной семьи и детей, предпочитая общество домашних животных». А.Александрова. «Вместо детей — собаки?», Мир новостей, № 40, 25 сентября 2012.

    На самом деле, указанная здесь проблема... стара, как само человечество. Еще моралисты Древнего Рима указывали на падение нравов: римские женщины предпочитали держать дома ручных обезьянок, а не рожать детей. Но наше отношение к собакам как к детям сформировалась еще в Каменном веке! Мы их - очеловечиваем, они нас – «особачивают». Ведь мы по-прежнему принадлежим к разным видам! Хотя и многого достигли на пути взаимопонимания.
   Эмануэла Прато-Превиде и ее коллеги из Миланского института психологии (Prato-Previde E., Fallani G., Valsecchi P. Gender Differences in Owners Interacting with Pet Dogs: An Observational Study // Ethology. 2006. V. 112. №1. P. 64-73) провели ряд экспериментов над собаками и их владельцами. Собаку и ее хозяина помещали в комнату с парой стульев и разбросанными на полу собачьими игрушками. Когда животное осваивалось, хозяин ненадолго выходил в другую комнату. Потом он возвращался; человек и собака приветствовали друг друга. По ходу эксперимента хозяин выходил второй раз на более долгий срок. Следовательно, его встреча с любимцем протекала более бурно. Видеокамера на стене фиксировала все происходящее. Выборка включала 15 женщин и 10 мужчин, которым не объясняли, в чем суть эксперимента. Их только просили вести себя как можно более естественно. На самом деле, учитывалось каждое действие человека: поглаживание собаки, горячие объятия, поцелуи, игра с собакой и все слова, которые произносили владельцы по отношению к своим питомцам. 
   Выяснилось, что все люди использовали при общении с собакой поведенческие элементы, характерные для общения родителей с маленькими детьми. Их речь изобиловала повторами, уменьшительными формами слов, ласковыми именами и другими характерными чертами так называемого «материнского языка». Мужчины были несколько более сдержаны, чем женщины. Чем дольше длилась разлука, тем меньше в поведении людей прослеживались игровые элементы. Хотя при общении собаки с собакой именно они бы и преобладали!
   Из этих простых экспериментов авторы сделали глобальный вывод (может быть, и неправильный – ведь, согласитесь, статистического материала в опытах явно было недостаточно) о том, что одомашнивание собаки изначально строилось на перенесении «родительского» стереотипа поведения человека на животного. В качестве дополнительного довода приводились наблюдения над людьми традиционных культур, в наименьшей степени затронутыми цивилизацией. Так, представители различных племен Южной Америки, держали массу прирученных животных, совершенно бесполезных с хозяйственной точки зрения; при этом женщины обращались с ними, как с маленькими детьми, и даже вскармливали детенышей собственным молоком. Возможно, точно также женщины обращались и с первыми волчатами, принесенными на стоянку первобытными охотниками. Но, между прочим, большинство прирученных животных современными «дикарями» безжалостно съедалось в голодные времена…
    Что касается, одомашнивания любых животных, то человек, как известно, не осознанно отбирал особи, наименее агрессивные по отношению к себе. Тем самым, он сдвигал так называемый «адреналиново-серотониновый» комплекс (соотношение гормонов), в сторону увеличения серотонина, способствовавшего умиротворенному поведению, и уменьшения адреналина, выделяемого при стрессе и агрессии. Опосредованным следствием этого явилось резкое изменение морфологических и физиологических признаков: появились животные различного окраса, с висячими ушами, более плодовитые и размножавшиеся в любое время года. Представители многих пород (когда дело дошло до образования пород) обладали «детской внешностью»: с высоким лбом, подчеркнутым висячими ушами, большими глазами и вообще – трогательным выражением мордочки. Правда, на этой стадии разведения собак человек действовал уже вполне осознанно и специально закреплял те или иные признаки. 
   Не исключено, что первобытный человек умилялся возне волчат на полу пещеры, но вряд ли его умиляла грызня взрослых зверей за объедки на месте его стоянки. Однако он сумел оценить их способность охранять свою территорию и взаимодействовать всей стаей. Ведь он нуждался в охране от хищных зверей и враждебных представителей чужих племен не только на стоянке: во время охоты то ли полуприрученные волки, то ли полуодомашненные собаки могли остановить напавшего на человека подранка.      
    И впоследствии собаки, сохранившие агрессивное поведение, оказывали пользу человеку при пастьбе скота, защищая стадо от волков и двуногих грабителей, при охране дома и имущества хозяина, да его самого, особенно, при службе собаки и ее проводника в армии или полиции.
    Поэтому более вероятно, что максимально родительское поведение в обращении человека к своему четвероногому другу проявилось именно тогда, когда практическое значение собак упало. И они стали выполнять, скорее, социальную функцию.
    А что касается падение рождаемости у людей, то она связана с целым рядом социальных факторов. Причиной служит, в частности, неуверенность в завтрашнем дне,  перенаселенность и некомфортность среды в больших городах, изменение модели семьи при разрушении традиционных ценностей т. п. Собака, как говорилось выше, никакого человека, в том числе и ребенка, не заменяет.