2. Каких собак мы выбираем

Людмила Чебыкина
2. КАКИХ СОБАК МЫ ВЫБИРАЕМ

    «Я иду с Динго и краешком глаза слежу за тем, какое она производит впечатление.
   Многие улыбаются ей. Многие, это, конечно, ребята — смотрят с открытыми ртами, и по этим открытым ртам я безошибочно определяю, что дорого отдали бы, чтобы стать обладателями такой собаки. Некоторые пугливо отходят в сторонку. Есть такие, которые смотрят холодно, неодобрительно. Этих ничем не проймешь — ни красотой, ни благородством. Они, вероятно, не радуются ни первому листку на дереве, ни первой снежинке на рукаве пальто. Они как бы выросли на засушливой почве, очерствели...
  Собака помогает мне на ходу разбираться в людях. Конечно, очень условно, очень относительно. Но, после того, как я пройду по городу со своей собакой, у меня пробуждается радостное чувство от того, что по всем улицам ходят хорошие, неравнодушные люди. Они отзываются на взгляд моей собаки, как на знакомый пароль», - Ю. Яковлев «Вдвоем с собакой», 1970.

   Юрий Яковлев — советский писатель, представитель своей эпохи, а Динго — восточноевропейская овчарка того времени. Теперь посмотрим, как в наши дни по московскому парку прогуливаются три пожилые женщины с крупными собаками. У первой – собака породы ротвейлер - чинно вышагивает у ноги в положении «рядом», ни к кому не пристает, не лает. И тут же, такая же дама передвигается вместе с молодой беспородной собакой на рулетке, которая с истошным лаем мечется во всех направлениях, бросаясь и на собак, и на людей. Дама волочится за ней, тщетно уговаривая «успокоиться». Третья дама выгуливает четырех дворняг угрюмого вида, подобранных на улице, вообще без поводка. Первая – управляет своей собакой, две другие – нет. Вопрос – на кого бросятся прохожие? С криками: «Оденьте намордник!» «Развели собак-убийц!» Правильно, на первую! Для атаки  выбираются именно пожилые дамы и молодые девушки, потому что здоровому мужику, даже со смирным ротвейлером, далеко не каждый решится сделать замечание. К тому же первая дама, скорее всего, в ответ - молча пройдет мимо. Поступки второй, как и ее собаки – не предсказуемы. А с третьей дамой велика вероятность быть посланным «вниз по Матушке, по Волге». К тому же мораль в нашем обществе сейчас такова, что «бессобачных» сочувствующих дворнягам среди прохожих будет больше, чем породистым собакам. Но вывод напрашивается сам собой – очень часто атаки на собак бывают связаны не с актуальностью происходящего, а с уровнем раздражительности и внутренней агрессии самих людей.
    Вопрос «Каких собак мы выбираем?» тесно связан с вопросом «Для чего?». Можно сколько угодно оправдывать свое желание завести собаку практическими целями, но обычно причины таятся в нашем подсознании. Никто не спорит, что в век высоких технологий, собаки все еще используются на охоте и в спорте; продолжают нести службу в армии, полиции и МЧС.   
   Собаки часто становятся членами семьи, они скрашивают одиночество, но ни в коем случае не заменяют людей! Главное, чему мы обязаны собакам – это обучению нас тонким эмоциональным взаимодействиям, которые могут пригодиться нам при общении с себе подобными. Однако люди, дарящие свою любовь только собакам, нуждаются в психологической помощи. Они попросту выпадают из социума. При этом они, как правило, не учитывают истинных потребностей своих четвероногих питомцев, проявляя по отношении к ним неосознанную жестокость. Заменяя людей собаками, они избегают (иногда подсознательно) глубокие эмоциональные переживания и привязанности, на которых основано настоящее человеческое общение. То, что собака ласкается к ним и берет пищу из рук, а иногда даже внимательно выслушивает все, что ей говорится, принимается ими за любовь и взаимопонимание. Но такое взаимопонимание ограничивается длиной поводка. Завидев другую собаку, принадлежащий им любимец, станет отчаянно рваться к более понятному собрату.
   Многие заводят собак для детей. По идее, собаки приучают детей к аккуратности, к сочувствию, вырабатывают умение заботиться о других. Доказано, что дети, растущие с домашними любимцами, вырастают более отзывчивыми и открытыми по сравнению со сверстниками. Правда, заводить собак для детей следует с определенными оговорками. Дети не должны относиться к ним как к игрушкам, которые можно выбросить и заменить другими, и вместе с тем собаки не должны ложиться на их плечи непосильной ношей: ответственное отношение к собакам формируется ближе к подростковому возрасту, а то и позднее. Так что и за ребенка, и за собаку отвечают мама с папой! И далеко не все породы подходят в качестве товарища для ребенка.
    В последние годы собак стали чаще заводить пожилые люди — если нет внуков. Очень часто домашних питомцев, как кукушат, подкидывают родителям выросшие дети. Взрослый сын или дочь приобретают щенка (иногда вообще не имея никакого представления о породе и руководствуясь лишь сиюминутной симпатией, которую вызвала его фотография, размещенная в Интернете: «Ах, какой хорошенький!») Потом они убеждаются, что содержать собаку хлопотно, а им — надо учиться, работать, строить личную жизнь, и оставляют несостоявшегося любимца матери. Таким образом, пожилые дамы вдруг оказываются владельцами кавказских или среднеазиатских овчарок или еще кого-нибудь столь же неподходящего. Впрочем, сейчас любая крупная породистая собака - редкость
    Вообще, на вопрос: «Каких собак мы выбираем?», могу дать точный ответ: в половине случае - вымышленных! «Имидж» породы идет на пользу коммерции, но отнюдь не всегда - на пользу владельцам собак. Люди верят, что собака, обладая внешними признаками той или иной породы, обладает и всеми положенными этой породе достоинствами. Ведь именно для этого и существует разведение породистых животных! Однако слепая уверенность в том, что достоинства прилагаются к родословной или разовьются сами по себе (без обучения) вызывает изумление. У собак, как и у людей, «сами по себе» прекрасно развиваются лишь недостатки, также присущие той или иной породе. И очень часто владелец оправдывает испорченность своей собаки «породными особенностями». 
   Породы, как и вещи, могут входить в моду или выходить из нее. Увлечение амстаффами и питбулями («это круто!») сменилось увлечением лабрадорами («это респектабельно!»)
   Еще хуже, если выбор породы определяется случайными факторами. Ах, какая очаровательная внешность у этого щенка! Давай купим… Что из него вырастет, какими качествами он будет обладать, подходит ли данная порода данному владельцу – в расчет вообще не принимается.
   Приобретая беспородную собаку с улицы, новоявленные владельцы также не имеют ни малейшего представления, как с ними обращаться, но уверены, что сделали «доброе дело». Они очеловечивают собак, полагая, что те должны быть им «благодарны». А собаки почему-то не превращаются в людей, остаются собаками и ведут себя, исходя из своих видовых и индивидуальных особенностей, весьма далеких от человеческих.
  Я хочу напомнить еще об одном мотиве для приобретения собаки, о котором мы порой и не догадываемся. А ведь он – крайне важен! Й. Хейзинга, писатель, психолог и историк, назвал человека Homo ludens – «Человек играющий». И выбор породы порой диктуется иногда осознанным, иногда нет, стремлением «поиграть» в какую-либо ролевую игру. 
  Горожанин, который ездит на работу на трамвае, а если на машине, то звереет от пробок, внезапно заводит маламута или сибирского хаски. Хорошо, если он понимает, что со столь подвижной собакой надо заниматься спортом. Он станет с ней бегать, сядет на велосипед или встанет на лыжи. А если нет? Если его выбор основан на тайных грезах о покорении необъятных просторов? Сибирский хаски, которому необходимо человеческое общество и много движений, в семье горожанина, проводящего большую часть своей жизни на работе, взвоет от тоски, станет разгрызать мебель в доме и перекапывать приусадебный участок, превращая его в арктическую пустыню… Что уж тут говорить об охотничьих собаках! Грустно смотреть на длинноногих девушек модельной внешности попусту выводящих еще более длинноногих красавиц борзых. Ни они, ни их собаки не знают даже, что такое - погоня за механическим зайцем. Грустно смотреть на почтенных граждан с «пивным брюшком», не поспевающих за стремительными сеттерами. Если они состоятельны, то могут даже вступить в общество охотников и приобрести дорогое оружие. Его будут с гордостью показываться друзьям по застолью. Но ружье – предмет неодушевленный. Оно не страдает, когда без употребления висит на стене. Точно также немецкой овчарке не хватает ситуаций, в которой она может проявить свой ум, например, хождения по следу.
  Содержание собаки, лишенной радостей, запрограммированных породой, - жестокость, которую упорно не замечают зоозащитники. Они предпочитают воевать с ветряными мельницами, вроде купирования ушей и хвостов у представителей некоторых пород.
  При изучении кинологической литературы как переводной, так и отечественной, можно сделать интересное наблюдение: на Западе люди чаще заводят собак, чтобы иметь кого-то слабее себя и оказывать ему покровительство, а мы - долго нуждались в сильных и агрессивных собаках, которые могут защитить нас как от реальных, так и от воображаемых опасностей. Это, конечно, в первую очередь относится к собакам служебных и спортивных пород. Охотники и за рубежом, и у нас в стране стоят особняком.
   В качестве примеров (довольно жутковатых) – примеров того, в какой клубок сливаются порой предпочтения той или иной породы, выбор собаки и взаимоотношений между людьми - могу рассказать две истории, происшедшие в Москве, в парке Терлецкие пруды.
   Две хозяйки выгуливали принадлежащих им собак, взрослую суку ризеншнауцера, ее 8-ми месячного щенка и собачку декоративной породы. К ним пристали трое парней, так сказать, «адреналинщиков», «искателей приключений», с вопросом «А собаки кусаются?». Один из них вытащил нож и порезал щенка. Старая собака (рабочая, обученная) – набросилась на нападавших, нанесла покусы и, в конечном итоге, обратила агрессоров в бегство. Хулиганы удалились со словами: «Все! Претензий не имеем!» Молодой пес потерял много крови и едва выжил; владелица, спасая собаку, потратила значительную сумму на дорогостоящую операцию. Для дальнейшего рабочего использования пес был не пригоден. Выводы делайте сами: напали ли бы хулиганы на владельцев маленьких собачек и чем бы это кончилось? Стоит ли обучать собственных собак, чтобы они могли постоять за себя (и за хозяина)? Или сам факт наличия крупных собак спровоцировал хулиганские действия?
   Владелица чау-чау прогуливала своего любимца на поводке рядом с домом, когда на него набросился боксер без поводка. Хозяйки обеих собак находились в полном ступоре, не зная, что предпринять, пока боксер (собака спортивная, а отнюдь – не бойцовая!) убивал чау-чау (надо сказать, что чау-чау – собака не маленькая и не беззащитная!). Через год, осиротевшая владелица, завела кобеля кавказской овчарки. Когда щенок вырос, пса стал боятся уже весь район. Причем мотивом приобретения щенка была не месть, как можно подумать, а то, что «Мишка в детстве был так похож на чау-чау!»
   Прежде, чем завести собаку, трижды подумайте, справитесь ли вы с подобными ситуациями!
   Как выбрать собаку, подходящую для себя? Не обмануться «имиджем» породы, не поддаться влиянию моды или своей сиюминутной прихоти, взяв щенка с улицы? Очень просто! Отыскать максимум нужной информации и проявить элементарную наблюдательность. Перед приобретением породистой собаки узнать о породе как можно больше: не ограничиваться сведениями из Интернета, а почитать литературу, походить по выставкам, понаблюдать за поведением собак и их владельцев, поговорить с последними. И - по возможности трезво - оценить свои возможности. Ведь для содержания собаки, независимо от породы, понадобится много труда и терпения. Сплошной игры и праздника не будет! Заводить охотничью собаку может только охотник! И так уж слишком много охотничьих пород собак перекочевало в разряд декоративных. Точно также – не стоит портить жизнь собакам служебных пород, если владелец не собирается ходить со своим питомцем на дрессировочную площадку, а впоследствии – участвовать в соревнованиях и пр.
  А заводя беспородного питомца, не стоит его очеловечивать и надеяться на «природный» ум, который обязательно «проявит себя». Проявить-то он проявит, только «ум» все же будет не человеческим! И проявляться станет, в основном, в ситуациях, как освободиться от запретов хозяина.